background picturebackground picture

Характер ребенка и воспитание: как они связаны?

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

821

К каждому нужен индивидуальный подход

В предыдущей статье психолог, младший научный сотрудник ФГБНУ ИКП Елена Макарова рассказала об эпилептоидном, истероидном и гипертимном характерах. Сегодня мы продолжим знакомиться с другими особенностями личности и узнаем о методах воспитания, наиболее подходящих тому или иному типу характера.

Замкнутый, или шизоидный

Основные свойства этого характера — закрытость и отгороженность от внешнего мира. Ребята с этим характером часто худощавые, вытянутые, не очень ловкие. Они погружены в себя и живут в своем внутреннем мире, который у них очень богат.

В общении такие дети сдержанные, скрытные, молчаливые, отстраненные, и часто бывает, что другие их совсем не понимают. Эти ребята испытывают трудности в общении в школе, они могут знать ответ, но молчать, пока не спросят. Их эмоции очень парадоксальны. С одной стороны, они сдержанны, а с другой — очень чувствительны и ранимы. Они очень остро реагируют на то, что задевает их ценности.

В обществе они испытывают затруднения и не очень хорошо понимают настроение и чувства других. Могут верить словам, а не интонациям, из-за чего делают неверные выводы и не совсем правильно толкуют ситуацию вокруг.

Внутренний же мир у таких детей очень упорядочен, они хорошо подчиняются правилам, хорошо работают по инструкции, соблюдают строгие принципы. Увлечения у них индивидуальны, чаще это книги или мир природы. Они эрудиты, хранители историй и разных коллекций.

Слабые места этого типа характера следующие. Самое основное — они не любят, когда вторгаются в их личное пространство. И если такой ребенок доверяет взрослым, то нужно быть очень, очень осторожным, потому что от неверного слова, от неверной какой-то шутки такой ребенок может закрыться.

Такие дети очень страдают от недостатка общения, но любят просто посидеть и помолчать, находясь рядом с кем-то.

К воспитанию следует отнестись так: стимулировать их физические контакты, активность и помогать в знакомствах, дружбе с другими ребятами.

Взрослый может помочь сориентироваться в сложной ситуации. Но критиковать за неудачу такого ребенка не нужно. Важно проявлять высокую осторожность в общении. И необходимо сохранять доверие.

Тревожный

Основные свойства этого типа характера — повышенная чувствительность и некая психическая слабость. У таких детей не очень много энергии, они тонко реагируют на всё, плохо переносят стрессы и нагрузки. Истощаются они больше и раньше, чем другие ребята. Эмоции у этих детей очень яркие, у них много страхов, много опасений. Часто они боятся не справиться с работой и требуют от себя очень многого.

Эти ребята тихие, застенчивые, похожи на замкнутых, но эмоционально они очень теплые, они привязываются, откликаются на доброту, очень нуждаются в поддержке и делятся своими переживаниями.

Часто у них невысокие возможности в учебе, так как снижена концентрация внимания, они часто ошибаются, ругают себя. В очень высокой степени ответственны, постоянно напряжены и беспокоятся о результатах и оценках.

Нередко мы встречаемся с тем, что у них низкая самооценка и высокий уровень самокритики. Они не уверены в своих силах, а если пытаются доказать свою правоту, то часто напрягаются и срываются. Эмоциональные вспышки характерны для них, но они происходят от раздражения и отчаяния.

Такие ребята не склонны идти на риск и сопротивляются всему новому. Во взаимоотношениях они ведомы и в лидеры не стремятся. Хорошие качества их таковы: они совестливы, отзывчивы, очень ответственны. У них высокая нравственность и духовность.

В коллективе такие ребята не любят разные активности, а предпочитают тихие занятия, беседы на взрослые темы.

У тревожных выделяют несколько подтипов.

Психастеники

Для них характерна постоянная тревога за будущее, они не могут принять решение, медлят, колеблются, и их нерешительность приводит к неприспособленности в социальной жизни. Они в итоге могут принимать решения импульсивно, от страха. И действия их могут быть неловкими и неадекватными.

Они преувеличенно боятся за судьбу — свою и близких, склонны к навязчивым мыслям и действиям и очень часто верят в разные приметы.

Им постоянно нужна какая-то защита от тревоги. И при утомлении и ослаблении организма возможно возникновение неврозов.

Неврастеники

Они очень озабочены здоровьем. Это основная тема их размышлений о жизни.

Сенситивы

Их тревога направлена на собственные недостатки. Они предъявляют к другим и особенно к себе повышенные моральные требования, им свойственны сомнения, недовольство собой и чувство собственной неполноценности. И если им делают замечания, то это повод для длительных переживаний и самоуничижения.

Наиболее опасны для сенситивов публичное осуждение или подозрение, что у них есть какие-то неблаговидные мысли.

Для всех тревожных ребят слабыми местами являются те ситуации, которые создают нагрузку и задевают их нервно-психическую слабость, так как они высоко и быстро истощаются, чрезмерно ранимы, раздражительны, склонны к страхам, недовольны собой и имеют низкую самооценку. Конечно, в итоге получается так, что они осложняют жизнь прежде всего себе, а не другим.

При воспитании такие ребята в первую очередь нуждаются в понимании, бережном отношении и в помощи при выполнении заданий.

Часто у них возникают страхи, и здесь необходима поддержка и своевременная помощь взрослых. Переживают они только глубоко в душе. Такие ребята могут жаловаться на плохое самочувствие, болезненность. И нередко мы видим у них простудные заболевания. Тогда мы понимаем, что нужны закалка и гармоничный полноценный сон, который действительно у них может быть даже в ущерб учебе и оценкам.

Хорошо себя чувствуют тревожные ребята, если соблюдаются четкие правила. Тогда они учатся старательно, обязательно и внимательно. Но всегда очень остро переживают из-за оценок и контрольных.

Необходимо понимать, что они обычно знают лучше, чем реально отвечают. Щадящий режим, эмоциональное тепло близких очень важны для таких ребят. Нельзя создавать для них завышенные ожидания, требовать участия в конкурсах, первых мест, лучших работ.

Такой ребенок может себя накручивать, что он не оправдал ожиданий взрослых. Наказывать таких ребят также крайне нежелательно, так как они и без этого готовы принимать порядки и правила взрослых.

Капризы и раздражение бывают только от истощения или от недостатка любви, близости, эмоционального тепла. Важно учить спокойно относиться к ошибкам, выслушивать их жалобы и трудности. Необходим позитивный отклик на их достижения, старания, причем их невозможно захвалить.

Родителям важно показать и открыть им их внутреннюю красоту, их ценность, и часто таких ребят приходится спасать от общения и от социума.

Эмоционально-лабильный

Основное их свойство в том, что они люди настроения. А настроение у них может меняться по нескольку раз в день без серьезного повода, и от их настроения зависит очень многое: и взгляды на жизнь, и работоспособность, и сон, и вера в себя.

По данным исследований, у них замечены частые длительные аллергии или простуды. Эмоционально они яркие, сильные, но, в отличие от демонстративных ребят, переживания их действительно очень глубокие, естественные и искренние.

Они верны и преданы друзьям, нуждаются в их поддержке. У них выражены эмоциональная чуткость и внимание к людям, они их очень хорошо понимают. Часто они становятся лидерами, хотя сами к этому не стремятся.

Дети обычно послушные, привязчивые, теплые, заботятся о других и сочувствуют им.

Слабыми местами можно назвать следующие свойства: они вообще никак не переносят недоброжелательность и критику. Смешки, косые взгляды тут же выведут их из равновесия. Наиболее чувствительна для них потеря близкого или эмоциональное отвержение. Из-за этого они могут впасть в длительное расстройство. Могут обвинять себя в невзгодах и неприятностях, и из-за этого другие люди легко могут ими манипулировать.

При воспитании эмоционально-лабильных ребят все очень зависит от того, насколько доброжелательны к ним взрослые. Им нужны доверительные отношения, они благодарны, стараются не огорчать, но зато сразу чувствуют холодность и недовольство взрослых. Тогда у них возникают вялость и стремление уединиться. Они просят завести домашнее животное, ведь им нужен понимающий верный друг.

Школьные успехи у таких ребят очень сильно зависят от доброжелательности учителя. Если такой ребенок поссорился с другом, то он вполне может отказаться ходить в школу. Дома при этом они будут жаловаться на боли в животе, в голове и на боль в горле, из-за чего на самом деле часто оказывается, что они заболевают простудой.

Увлечения у них очень непостоянны, но за увлеченными родителями и взрослыми они могут следовать очень долго.

Неустойчивый

Базовое свойство этого типа характера — тяга к удовольствиям и полное отсутствие желания трудиться. Такие ребята обычно очень добрые, беззаботные, веселые. Они терпимы и в целом безразличны к недостаткам других. С ними легко общаться.

Их слабые стороны: неорганизованность, они плохо усваивают правила, не чувствуют моральные принципы, не любят помогать, и дурное к ним как бы липнет. Они прогуливают занятия, обманывают, любят получать новые впечатления. У них нет особых планов и увлечений. Поэтому они часто попадают в социально неблагоприятные компании, но авторитетом в них не пользуются, чаще будут исполнять роль «шестерок».

Как же воспитывать таких ребят? Развитию такого типа характера способствует в первую очередь попустительский стиль воспитания. Если взрослые дают ребенку волю, свободу, многое позволяют и проявляют некую невнимательность к происходящему с ребенком, то может складываться именно такой тип характера. Дело в том, что получается, что ребенок как бы игнорирует мир взрослых, он ему не нужен.

Также развитию такого типа характера способствуют как гиперопека, так и вседозволенность. Родители берут на себя очень много и освобождают ребенка от трудов и усилий. И их слабая устремленность превращается в беспечность и безответственность. Жизнь зависит от той атмосферы, в которой они оказываются. Таким ребятам крайне необходим контроль.

Конформный

Базисное свойство этого характера — жить как все. Такие ребята подчиняются большинству, их взгляды и образ жизни стандартны. Они часто верят тому, что им говорят. И для них характерен не очень большой кругозор и некритичность мышления. Они долго могут обсуждать разные банальности: погоду, знаменитостей, моду.

Они достаточно консервативны и следуют принципу «лучшее — враг хорошего». Больше всего они боятся перемен. И будут много жаловаться, но ничего не поменяют в своей жизни. Такие люди обеспечивают стабильность в обществе и являются хранителями традиций, норм, законов и правил.

Эти дети обычно послушные, благополучные, удобные. Но им не хватает активности.

Слабое звено у таких ребят — трудность адаптации к новому. А в воспитании важно понимать, что эти ребята сильно зависят от той обстановки, в которой воспитываются. Они зависят от культурного и интеллектуального уровня среды, так как всё делают за компанию.

Многое зависит от семьи

До определенного возраста поведение ребенка все же больше определяется не природными задатками характера, а тем, как действуют родители, как ухаживают, что разрешают, что запрещают. Также на развитие ребенка накладывает отпечаток характер самого взрослого — учителя или родителя.

Проявляться характер начинает в играх, взаимоотношениях с другими детьми, воспитателями, учителями, в выполнении разных заданий. В школе могут выделяться из общего класса, из общего режима и требования следующие ребята. В первую очередь это тревожные, поскольку они истощаются и впадают в уныние. Далее выделяются напряженно-аффективные, потому что им свойственны вспышки гнева. Следом — замкнутые, так как они страдают от вторжения в их внутренний мир.

Но наиболее ярко характер начинает проявляться в подростковом возрасте. Причинами тому становятся гормональная физиологическая перестройка, значимость взаимодействия со сверстниками, стремление к независимости. Обычно к 18–20 годам характер сглаживается и уже приобретает те черты, которые будут у человека во взрослом возрасте.

На что обратить внимание при воспитании

Эмоциональная поддержка

В первую очередь нам важно поддерживать детей. Но давайте задумаемся: эмоционально-лабильным ребятам, тревожным, замкнутым такая поддержка крайне нужна. А вот демонстративных ребят можно, наоборот, приучать к заботе о близких.

Организация

Часто мы советуем учить ребят планировать, заботиться о порядке, контролировать себя. Так вот, тревожных и напряженно-аффективных ребят обычно учить этому не нужно. Гипертимов мы можем немножко направить, но без жесткого контроля, чтобы они не взорвались. Для демонстративных ребят крайне важно указать цель, сосредоточиться на цели, чтобы они не отвлекались. А вот неустойчивым организация крайне необходима, потому что это основная линия коррекции их характера.

Критика

Гипертимы переносят критику достаточно спокойно. А у тревожных, эмоционально-лабильных ребят критика вызовет выраженное эмоциональное нарушение. Напряженно-аффективные ребята относятся к критике очень осторожно. Здесь важно сделать акцент на правильности, а демонстративным ребятам критика тоже нужна, но достаточно мягкая.

Принуждение

Если мы будем принуждать напряженного ребенка, то встретим глухое сопротивление. Если тревожного, то он, конечно, будет слушаться, но, скорее, быстро истощится и надорвется. А вот эмоционально-лабильного принуждать нельзя, это вызовет у него эмоциональное расстройство и нарушение здоровья.

Помните: нет единых рецептов для воспитания, всегда необходим индивидуальный подход. И конечно, к каждому ребенку нужно относиться в соответствии с его типом характера.

Поделиться в соцсетях