background picturebackground picture

Воспитание ребенка по типу характера

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

821

Отношения с родителями и миром зависят от темперамента и особенностей личности

Что такое характер? Как он влияет на отношения между людьми и восприятие окружающего мира? Каким образом методы и способы воспитания зависят от личностных характеристик ребенка? На вопросы отвечает психолог, младший научный сотрудник ФГБНУ ИКП Елена Макарова.

Все мы разные

Характер человека — это совокупность его особенностей, реакций, поведения. Всем знакомы такие понятия, как сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Эти типы темперамента были описаны еще в древности. Но касались они в первую очередь физиологических особенностей человека.

В дальнейшем виды темперамента стали обогащаться психологическими портретами людей, но ученые никак не могли прийти к общему мнению: ведь определенный тип темперамента в чистом виде встречается довольно редко. Хотя природной основой различия людей считается именно темперамент, имеющий свои отрицательные и положительные свойства.

Под влиянием жизненных обстоятельств негативные или позитивные особенности ребенка, свойственные разным темпераментам, могут как усиливаться, так и ослабляться.

Таким образом формируется характер — сплав врожденных и приобретенных свойств поведения. Характер отражает то, как живет и действует человек.

Сильные и слабые стороны

Типология характеров очень разнообразна, но мы рассмотрим ту, которая наиболее распространена среди специалистов, и выделим в ней базовые свойства каждого характера, природные особенности, потребности, эмоции. Различается также степень выраженности черт характера, и, несомненно, есть смешанные типы.

Нужно обратить внимание на то, что у каждого характера есть слабые места, повышенная чувствительность к определенным ситуациям и условиям. И когда ситуация приводит к нагрузке на слабое звено, то ребенок может дать негативную реакцию, причем достаточно сильную.

При воспитании не следует ставить задачу изменить темперамент своему ребенку, но именно знание слабых мест поможет грамотно себя вести в отношениях с ним, предотвратить ошибки в воспитании и сделает так, чтобы общение стало наиболее гармоничным.

Разные типы характера

Напряженно-аффективный, или эпилептоидный

Основное свойство этого типа характера — очень сильные потребности. Если ребята с таким характером чего-то хотят, то их чувство, их сила желания затмевает все.

Вторая особенность, которая свойственна данному типу, — это замедленность нервных процессов. Поэтому у таких детей часто возникают сильные негативные эмоции, которые долго накапливаются, и потом наступает аффективный взрыв, даже, может быть, по какому-то маленькому и неожиданному поводу. Они «закипают» медленно, но потом взрываются очень сильно.

В учебе такие дети серьезны, основательны, трудолюбивы, тщательно выполняют все задания, очень требовательны к самим себе и к качеству выполнения работ. Они могут переделывать работу очень долго и застревать на мелочах. Они чувствуют, что очень важны: важна их собственная личность, важны те дела, которыми они занимаются. И поэтому сверстники часто признают их авторитетом. В эмоциях они бывают достаточно мрачными и иногда даже гневливыми.

В личных интересах чаще всего такие ребята заботятся о себе, о своих вещах, любят хорошо поесть, знают цену деньгам. Они умеют замести следы, потому что умны и последовательны. Но с такими ребятами часто возникают конфликты. Дело в том, что они концентрируются на собственных интересах, им свойственен эгоизм. Часто они добиваются больших успехов в школе.

Еще одно качество, которое им свойственно, — двуличность. Такие дети любят дружить с нужными людьми.

Слабое место у детей с таким типом характера — это социальная жизнь. Им достаточно тяжело общаться в группе и в коллективе, потому что они часто недовольны какими-то общими решениями, обижаются, конфликтуют. Если даже вначале они обижаются не сильно, то эта эмоция все равно накапливается и в какой-то момент выплескивается. Тогда все дети видят яркий спор.

Эти ребята сильно переживают, если им кажется, что ущемляют их интересы. Поэтому они будут бороться за власть в коллективе и использовать эту власть в личных целях. Еще они не очень хорошо сохраняют дружбу, и при неблагоприятном развитии у таких детей могут появиться моральные трудности и дефекты.

На что обратить внимание: при воспитании таких детей в первую очередь необходимо создавать специальные условия и прикладывать усилия для того, чтобы они научились контролировать свои эмоции, чтобы можно было смягчить их категоричность, чтобы они обращали внимание на потребности других детей. Нужны специальные занятия и профилактика упрямства и агрессивности. Необходимо вовремя разбирать противоправные действия (такие дети могут часто их совершать именно из-за своих черт характера). Важно не допустить того, чтобы они использовали это в своей дальнейшей жизни.

Энергию и упорство этих ребят, их трудолюбие необходимо направлять на активные виды деятельности, поддерживать, развивать их интерес и увлекать какими-то существенными занятиями. Можно направить их энергию на полезную деятельность, но помните, что в этой деятельности они должны видеть свой личный успех. Например, им очень хорошо подходят одиночные виды спорта. И если для таких детей создать ситуацию комфортного одиночества, то они будут достаточно благополучны.

Необходимо учить их заботиться об окружающих, думать про других, сочувствовать. Нужно поддерживать проявление этих качеств. Контроль за взрывными эмоциями таких детей возможен только с помощью мягкой силы. Взрослому необходимо быть спокойным и твердым, на своем решении настаивать непоколебимо, но сообщать его тихо и спокойно, чтобы ребенок мог принять такой вид реакций и использовать его в дальнейшем.

Демонстративный, или истероидный

Основное свойство ребенка, обладающего данным типом характера, — быть в центре внимания, получать всеобщее восхищение, одобрение и почитание. Они заняты собственной личностью, и внешность у таких ребят часто яркая. Они очень привлекательны и открыты к общению и в большинстве случаев становятся любимчиками.

Такие дети очень любят выступать на разных праздниках, много и с большим желанием общаются, говорить могут действительно очень много, и перебивать, и специально говорить громко, и упоминать при всех свои заслуги. Часто получается, что они стремятся казаться больше, чем есть на самом деле. Они умеют красиво рассказывать как бы ни о чем.

Эмоциональность у них очень своеобразная: они остро реагируют на то, что задевает их лично, и совсем не внимательны к проблемам других. Одна из черт, к которой родителям нужно быть особенно внимательными, — это умение такого ребенка манипулировать окружающими с помощью своих эмоций. Дело в том, что дети с истероидным типом характера переживают для кого-то, они своими эмоциями влияют на других. И очень своеобразно в данном случае сочетаются их искренность, расчет и наигранность.

В мышлении таким ребятам может не хватать логического компонента, но зато у них очень сильно развиты фантазия и воображение. Часто они сами начинают верить в то, что придумали. Многие могут уличить их во лжи и мифотворчестве.

Каковы болевые точки ребенка с демонстративным характером? Самая основная — это то, что мешает им выглядеть особенными и исключительными. В первую очередь это критика, отказ в их просьбах и потеря их авторитета. Реакция на это будет всегда очень яркая и бурная.

Второй момент, на который нужно обратить внимание, заключается в том, что склонности к серьезному труду у таких ребят нет. Они поверхностны и трудятся только для славы и почестей. В школе часто трудятся только для того, чтобы получить награду в олимпиаде. К монотонному систематическому труду они не очень приспособлены и поэтому часто учатся неровно. А еще такие ученики очень любят переходить от педагога к педагогу и жаловаться, что их не оценили по достоинству.

Эти ребята непостоянны в отношениях и часто пытаются показывать позицию непризнанного лидера. Самооценка у них завышена, и они убеждают в своей значимости всех вокруг. Они очень любят интриги, легко входят в доверие, выдумывают истории и могут лгать убедительно и много.

Что нужно делать: в первую очередь, конечно, любить, но не поддаваться на эмоциональные провокации, помнить о себе и стараться не уступать всем требованиям ребенка. Необходимо относиться к достижениям таких детей справедливо. Для таких ребят важно полноценное развитие интеллекта и культуры моральных принципов. Именно это может скомпенсировать те негативные стороны характера, которые заложены в них.

Желательно научить детей с данным типом личности упорно трудиться. Конечно, им не всегда хочется работать, но в данном случае это имеет особую ценность.

Возможны и слезы, и жалобы на учителей, и торговля с родителями по поводу выполнения уроков, поэтому лучше вовремя проконсультироваться с психологом и грамотно сопровождать и воспитывать такого ребенка.

Гипертимный, или возбужденный, или циклотимический

Основные свойства этого характера — подвижность, очень большая энергия, открытость и обращенность в мир. Эти ребята — жизнелюбы, у них хороший сон, хороший аппетит. Они ориентированы на внешний мир, наблюдательны, обладают хорошим практическим умом и умеют хорошо ориентироваться в окружающей обстановке.

Такие дети очень легки в общении, они быстро знакомятся, хорошо завоевывают доверие, достаточно разговорчивы, думают вслух, обсуждают. Они инициативны и таким образом очень популярны в среде своих сверстников. Придумывают, хотят все попробовать, требуют свободу и самостоятельность, но могут быть переменчивы в своих намерениях и увлечениях.

Эмоции у них очень яркие, интенсивные. У них бывают спады настроения, а также яркие эмоциональные вспышки, но такие ребята быстро отходят и быстро остывают. Часто получается, что они не задумываются о чувствах других и могут вторгаться в личное пространство.

Самыми слабыми местами таких детей являются их утомительная общительность и то, что они не могут быть усидчивыми, длительно удерживать внимание. Еще у них достаточно выражена нелюбовь к ограничениям, и поэтому они часто нарушают правила и становятся неформальными лидерами.

Что нужно делать: требуется помощь взрослых для самоорганизации, для построения плана деятельности, для развития возможности планировать и видеть цель. Также важно научить ребенка не ущемлять потребности других, приучить к дисциплине и обязательно требовать, чтобы он все доводил до конца. Тогда ребенок с гипертимным характером действительно будет иметь все шансы стать очень яркой и интересной личностью.

Остальные типы характеров мы обсудим в нашей следующей публикации на эту тему.

Поделиться в соцсетях