Взрослый тип мышления: доступен ли он ребенку?

Время имеет значение

Что такое хорошее мышление

Мыслительные операции

Три способности мышления

  • Гипотетико-дедуктивное рассуждение. Такое умение позволяет делать выводы из гипотез. Главное — начинать рассуждение со слова «если»: «Если… то…» По нему можно понять, умеет ли подросток (или взрослый) исходить из гипотез, из предположений, из того, чего нет. Пример: один мальчик звонит другому и спрашивает: «Ты вечером пойдешь гулять?» Тот отвечает: «Если мама вернется с работы раньше 6, я не выйду. Если она придет с тетей Машей, то выйду. Если вечером мне позвонит Таня, то гулять я не пойду». Друг недоумевает: «Я не понял, пойдешь или нет?» Это говорит о том, что звонивший мальчик не способен выстроить длинную причинно-следственную связь, хотя ответ на вопрос был исчерпывающим. Взрослый человек может выстроить цепочку любой сложности, а ребенок вообще не понимает смысл слова «если». То есть он может понять формулировку на уровне предложения, но выстраивать свои действия исходя из «если» ему трудно.
  • Планирование. Планирование не в бытовом смысле, когда составляешь список покупок, а составление плана на будущее: «Это я сейчас меняю свою жизнь, чтобы в дальнейшем что-то произошло». Причем это «что-то» может и не произойти. Это черта взрослого человека. Именно поэтому дети не понимают, когда мы заставляем их учиться сейчас, чтобы потом поступить в вуз. Ребенку трудно согласиться с тем, что отказаться от чего-то приятного нужно в данный момент, ведь результат не очевиден.
  • Рефлексия. Это понимание способа, с помощью которого ты решил задачу.

Суть взрослого мышления

Кое-что из детского мышления стоит сохранить

Анна Демина