background picturebackground picture

Взрослый тип мышления: доступен ли он ребенку?

Подростки

844

Что значит «мыслить по-взрослому»

Если понять, как человек принимает решения, столкнувшись с любой жизненной задачей, можно определить, какой у него тип мышления. О том, как мыслят взрослые и дети, в каком возрасте могут появиться определенные мыслительные способности и что для этого необходимо, рассказывает ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Евгений Крашенинников.

Время имеет значение

Мышление не определяется возрастом. Вернее, годы — это важный фактор, но только лишь прохождение какого-то жизненного этапа не предполагает обязательного появления правильного образа мыслей и достижения зрелости. Единственное, что можно с уверенностью сказать, — взрослое мышление не может появиться у ребенка младше 14 лет. Детям оно недоступно, у ребенка его нет и быть не может. И в подростковом возрасте оно появляется не само собой и не у всех. Имеют значение условия развития, примеры родителей и окружающая действительность.

Взрослое мышление предполагает появление какого-то иного, нового качества. Это не просто увеличение, ускорение, улучшение мышления. Оно становится другим. В нем появляется что-то такое, чего у ребенка нет. 

Поэтому если мы попытаемся улучшить детское мышление, или ускорить его, или «набить» память как можно большим количеством информации, это не поможет ребенку стать взрослым и не научит его решать проблемы.

А вот как мыслит именно ваш подросток? Для ответа на этот вопрос нужно понять, каким образом он принимает решения, какие механизмы для этого использует. Проанализируйте поступки и поведение вашего ребенка с помощью следующего алгоритма, и тогда станет ясно, насколько взрослый перед вами человек.

Что такое хорошее мышление

Его можно описать несколькими способами: через мыслительные операции, которые применяет человек в жизни, при помощи трех психологических способностей, составляющих взрослое мышление, и посредством одного важного понятия, которое отражает сущность данного явления.

Мыслительные операции

В реальной жизни они почти никогда не применяются по отдельности. Мышление — это решение задачи. Решая ее, я применяю все, что у меня есть. Но для того чтобы понять целостное решение, можно расписать его по операциям. Кстати, тут родители могут проверить и себя: а применяют ли они сами эти механизмы для решения жизненных задач?

1. Комбинативность: А+В=С

Это не алгебраическая формула, а условная. Если есть какой-то объект, явление, ситуация, и к нему добавляется существенный новый элемент, это не означает, что теперь будет этот объект, явление, ситуация и еще один элемент. Это означает, что изменилось все, вся ситуация в целом, хотя добавился всего один элемент. Пример: девушка вышла замуж. Если она не понимает, что теперь ее жизнь полностью изменилась, они с мужем будут жить плохо.

2. Обратимость: С–В=А

Если из какой-то ситуации исчез важный существенный элемент, то изменилась вся ситуация. Теперь все, что до этого момента было понятно и четко, нужно заново переосмысливать. Пример: живет семья — муж, жена, ребенок. Ребенок вырос и уехал. Это означает, что изменились отношения между супругами. Если один из партнеров не понимает, что теперь нужно выстраивать взаимоотношения по-новому, то жить они будут плохо.

3. Ассоциативность: (А+В)+С=А+(В+С)

Если есть система, в которой три элемента, то всегда между двумя элементами будут отношения, в которые третий элемент не вступает. Пример: есть три друга, и вдруг один обнаруживает, что двое других, скажем, не взяли его с собой куда-то. Если человек обладает взрослым мышлением, он к этому относится нормально, потому что понимает, что по-другому не бывает. Обязательно, если система сложная, между всеми элементами будут свои отдельные отношения, в которые один из них не включен. Если человек этого не понимает, отношения всегда будут под угрозой.

4. Общая идентичность: А–А=0

Если мы от чего-то избавились, то это к нашей жизни ничего не добавило. Отказ от чего-то — это только отказ, но никак не прибавление.

5. Тавтология: А+А=А

Если вы сделали два (три и так далее) раз одно и то же, это означает, что вы сделали это один раз. Когда вы дочери говорите пять раз: «Ты должна быть дома в 9 вечера!», знайте, что, по сути, вы сказали эту фразу один раз. Если прибавлять одно и то же, это будет означать, что ты остался ровно с тем, что и было.

Данных операций достаточно для решения любой взрослой задачи. Если кто-то ими пользуется, значит, он мыслит по-взрослому.

Три способности мышления

Обладая следующими способностями, человек может решить любую взрослую задачу.

  1. Гипотетико-дедуктивное рассуждение. Такое умение позволяет делать выводы из гипотез. Главное — начинать рассуждение со слова «если»: «Если… то…» По нему можно понять, умеет ли подросток (или взрослый) исходить из гипотез, из предположений, из того, чего нет. Пример: один мальчик звонит другому и спрашивает: «Ты вечером пойдешь гулять?» Тот отвечает: «Если мама вернется с работы раньше 6, я не выйду. Если она придет с тетей Машей, то выйду. Если вечером мне позвонит Таня, то гулять я не пойду». Друг недоумевает: «Я не понял, пойдешь или нет?» Это говорит о том, что звонивший мальчик не способен выстроить длинную причинно-следственную связь, хотя ответ на вопрос был исчерпывающим. Взрослый человек может выстроить цепочку любой сложности, а ребенок вообще не понимает смысл слова «если». То есть он может понять формулировку на уровне предложения, но выстраивать свои действия исходя из «если» ему трудно.
  2. Планирование. Планирование не в бытовом смысле, когда составляешь список покупок, а составление плана на будущее: «Это я сейчас меняю свою жизнь, чтобы в дальнейшем что-то произошло». Причем это «что-то» может и не произойти. Это черта взрослого человека. Именно поэтому дети не понимают, когда мы заставляем их учиться сейчас, чтобы потом поступить в вуз. Ребенку трудно согласиться с тем, что отказаться от чего-то приятного нужно в данный момент, ведь результат не очевиден.
  3. Рефлексия. Это понимание способа, с помощью которого ты решил задачу.

Суть взрослого мышления

Взрослый человек в своем мышлении выходит за границы реальности, за пределы наглядного. Он может размышлять на основе того, чего он не видел или не слышал, исходя из того, что не существует и, возможно, не произойдет. При этом, чем на больший срок планирует человек, тем выше его интеллект. Именно планирует, не мечтает: «Я предполагаю, что потом что-то произойдет, и поэтому сейчас начинаю делать то-то и то-то». Взрослый исходит из того, чего нет у него перед глазами, что еще не произошло, чего нельзя потрогать руками, а ребенок этого не может. Суть взрослого мышления — это абстракция.

Ребенок же мыслит по-другому. Детское мышление основано на центрации или эгоцентризме: «Я исхожу только из своей позиции и вижу в объекте только одно свойство».

Примеры.

1. Ребенок читает книгу и кричит маме: «Смотри, какие красивые картинки». Мама далеко и не видит картинок, но ребенок не может поставить себя на ее место, он судит только со своей позиции.

2. «Петя — друг. Но он взял мою машинку, значит, он не друг». Малыш может увидеть только одно свойство объекта.

Эгоцентризм для дошкольника — это нормально, так и должно быть. Но иногда эгоцентризм остается на долгие годы. Когда взрослый человек говорит: «Нельзя понять другого, если не был на его месте», это означает, что он мыслит эгоцентрично, то есть как ребенок. Это не взрослое мышление.

Кое-что из детского мышления стоит сохранить

У дошкольников отсутствует чувствительность к противоречию. Если маленького ребенка спросить: «Почему тонет камень?», он ответит: «Потому что он тяжелый». «А корабль почему не тонет? — Потому что он тяжелый». Малышу эти утверждения не кажутся странными. Способность работать с противоречиями — это признак диалектического мышления, которое нужно в ребенке развивать.

Оно примиряет противоположности, существующие в явлениях, предметах, людях. Диалектическое мышление лежит в основе творчества, развития и сохранения психического здоровья. Оно является стержневым для ребенка, но теряется, если с ним не работать.

Для счастливой жизни и гармоничного развития нужно не просто развивать что-то, чего у ребенка нет. Задача родителей — сохранить то, что у него есть. Важно не просто поддержать способность замечать противоположности, а научить ребенка оперировать ими и находить из них выход. Он хороший и плохой одновременно. Как он поступит завтра? Главное — научиться делать прогноз. Хотя вся наша культура направлена на обратное.

Источник:

Лекция Евгения Крашенинникова «Ребенок vs взрослый. Кто умнее?» проекта «Ребенок» Московского института психоанализа

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях