background picturebackground picture

Вредоносный контент и его влияние на психику

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

Цифровая среда

174

Мнение психолога

Сегодня мы продолжаем рассказ о деструктивном контентеКак вредная информация влияет на психику? Как защитить ребенка от деструктивного контента? Стоит ли ограждать от него, не приведет ли это к тому, что дети будут менее адаптивными к трудностям? Варвара Делибалт, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, отвечает на эти и другие вопросы.

Как вредный контент влияет на психику

Вредный контент может оказывать негативное воздействие на психику не только детей, но и взрослых в различных аспектах.

  • Повышается уровень тревожности и стресса. Насилие, страх или пугающие события в контенте могут вызывать чувство беспомощности и страха.
  • Искажаются восприятие реальности и представления о социальных нормах. Постоянное воздействие негативного контента может изменить восприятие того, что является нормой, что может повлиять на поведение и ценности ребенка.
  • Влияет на самооценку. Негативные образы или сравнения в интернете могут привести к вопросам к самооценке и чувству неполноценности.
  • Происходит привыкание к насилию. Частое взаимодействие с контентом, содержащим насилие, может привести к снижению чувствительности к агрессии и формированию убеждения, что такой стиль поведения приемлем.
  • Формируются негативные стереотипы. Деструктивный контент может закреплять стигмы и стереотипы, а это путь к предвзятости и дискриминации.

Стоит ли исключить деструктивный контент? Не приведет ли это к тому, что дети будут менее адаптивными к трудностям?

С одной стороны, исключение деструктивного контента из повседневной жизни детей не сделает их менее адаптивными. Наоборот, важно, чтобы дети формировали свои способности к адаптации и устойчивости через безопасные и поддерживающие методы. Дело не в том, чтобы полностью изолировать детей от трудностей, а в том, чтобы научить их справляться с этими трудностями конструктивно, помогать им повышать устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям и факторам. Это можно сделать через обучение, поддержку и предоставление позитивных примеров для подражания. Опыт преодоления реальных сложных ситуаций в безопасной и поддерживающей среде семьи, школы или значимой социальной группы способствует развитию устойчивости больше, чем воздействие хаотичного или агрессивного контента.

С другой стороны, полностью оградить ребенка от негативных факторов и воздействий невозможно, да и не нужно. Здесь можно провести аналогию с иммунитетом. Если ребенок будет долго находиться в стерильной среде, то собственный иммунитет будет вырабатываться с трудом. Более того, жесткие запретительные меры могут привести к обратному эффекту: антиреклама действует по тем же механизмам, что и реклама.

Приемы, помогающие сформировать критическое мышление

Какие приемы могут помочь сформировать критическое мышление у детей, чтобы они могли самостоятельно фильтровать контент без урона для психики?

  • Обучение критическому мышлению. Дети должны учиться задавать вопросы и анализировать информацию. Задавайте вопросы о том, что они видят или читают, и обсуждайте это вместе.
  • Развивающие игры и задачи. Игры, стимулирующие логику и аналитическое мышление, такие как головоломки или шахматы, могут помочь в развитии критического мышления.
  • Чтение и обсуждение. Обсуждение прочитанных книг, особенно тех, которые поднимают сложные вопросы, помогает детям учиться видеть разные точки зрения.
  • Медиаграмотность и развитие навыков кибербезопасности. Обучение детей тому, как работают СМИ, медиасфера и интернет, и какой информации стоит доверять, а какие данные могут быть сигналами о ее недостоверности.
  • Этика и взаимопомощь. Развивайте эмпатию и понимание других людей, это помогает анализировать намерения и контекст информации.

Как защититься от вредного контента

  • Фильтрация контента. Используйте программное обеспечение и настройки фильтров, чтобы ограничить доступ к нежелательному контенту.
  • Создание безопасной среды для обсуждения и поддержки. Поддерживайте доверительные отношения с детьми, побуждайте детей делиться тем, что они видят, и обсуждайте это с ними. Создайте доверительную атмосферу, чтобы дети могли обратиться за советом и поддержкой.
  • Развивайте критическое мышление. Как упоминалось выше, сформируйте у детей навыки критического анализа контента.
  • Образование и осведомленность. Обучение детей (с учетом их возраста) пониманию, что в интернете может быть недостоверная или вредная информация, и знанию того, к кому обращаться в случае обнаружения шокирующего или пугающего материала.
  • Регулярное общение. Проводите время вместе, обсуждая различные темы, помогайте детям понимать сложные социальные вопросы и стимулируйте их интерес к изучению мира.
  • Создание альтернативного контента. Предлагайте детям здоровые альтернативы, такие как образовательные игры, познавательные программы и занятия, которые будут стимулировать их развитие без вредного воздействия.

Родителям важно следить за тем, какой именно контент потребляют их дети, и вовремя реагировать, а для этого нужно включаться вместе с ребенком в его деятельность, интересоваться его увлечениями и жизнью в целом.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях