background picturebackground picture

Воспитываем детей счастливыми по Макаренко

Школьники

1747

Почему принципы, заложенные советским педагогом почти век назад, актуальны и сегодня

Среди множества талантливых российских педагогов особенно выделяется Антон Макаренко. Недаром ЮНЕСКО внесло его в число четырех мыслителей, под чьим влиянием было сформировано педагогическое мышление в XX веке. Его взгляды на воспитание не теряют актуальности и сегодня, а современные родители могут почерпнуть из его наследия множество идей.

Что дает ребенку воспитательный коллектив

Главная заслуга Антона Семеновича Макаренко — авторская методика воспитания, которая буквально творила чудеса: в 1920-е годы беспризорники и малолетние преступники под его руководством не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. Причем его подход к воспитанию не был репрессивным и авторитарным, как можно было бы подумать. Наоборот, главная идея, которая лежит в основе его взглядов, — человека можно и нужно вырастить счастливым. «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», — говорил он.

Основа методики Макаренко — воспитательный коллектив, в котором дети связаны не только дружбой, но также общими целями и общим делом. Это взаимодействие становится комфортной средой для развития личности. Попробуем разобраться, чем этот принцип интересен сегодня, когда во главу угла ставят развитие индивидуальности.

По мнению педагога, коллектив помогает ребенку адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принимать новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов стоят в центре системы Макаренко.

При этом коллектив должен развиваться: ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок — вносить свой вклад в общий процесс. Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, готовит ребенка к жизни в реальном мире, где он уже не будет исключительным и единственным, где ему нужно будет найти себя и свое место в «большом коллективе», то есть в обществе.

Кроме того, дети, ориентированные не только на получение («мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу, будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.

Самоуправление и труд как основа развития

Педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и возможности свободного творческого развития. Например, никто из учителей не мог отменить решения детского собрания. Именно голосование детей определяло жизнь коллектива. «Я принял решение — и я отвечаю», — это ощущение ответственности за собственные поступки давало удивительный результат.

Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового». Поэтому старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать свой пост только один раз. А значит, каждый ребенок имел возможность проявить себя в качестве руководителя и старался использовать этот шанс наилучшим образом.

Макаренко был против идеи, что школа и семья — лишь подготовительный этап, а дети — «зародыши» будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, поэтому «естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения».

Однако одним лишь уважением, считал он, не обойдешься. «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему. Любовь нужна требовательная», — говорил он. Разве это не готовый рецепт лекарства от избалованности? Из этой мысли, кстати, рождается еще одно основание «системы Макаренко» — приучение к труду.

Говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал одним из главных воспитательных средств посильный для ребенка труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. В то же время «труд без идущего рядом образования и воспитания — бесполезное сокращение мускулатуры».

Участие в совместном труде, по мнению педагога, особенно важно в подростковом возрасте: оно меняет социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Пример взрослых в труде, их компетентность в своей профессии, с точки зрения Макаренко, — не менее важное средство воспитания, чем труд самих детей. Вот что он писал по этому поводу:

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, то вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения».

О роли родителей в воспитании

Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что «родители — пример, который может вызывать как уважение, так и критику». Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».

Что же касается дисциплины, то ее он считал не средством и не методом воспитания, а его результатом. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как внутренней потребностью.

«Наша задача — воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», — утверждал Макаренко. Он понимал, что не так сложно научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит, очень трудно.

Какие принципы из «системы Макаренко» могут извлечь современные родители?

Ответственность за воспитание ребенка несут именно родители. Но воспитывать его надо не тогда, когда он «отбился от рук», и не нравоучительными беседами, а намного раньше и собственным хорошим примером. Нельзя также исключать ребенка из социальной жизни и полностью заменять ее влияние индивидуальной домашней.

Детские притязания не должны стать ориентирами в жизни родителей. Привыкая к повышенному комфорту, ребенок начинает требовать его уже в форме ультиматума. Детям надо объяснить, что такой комфорт заслужили своим трудом именно родители, готовые иногда разделить с ребенком заработанные ими блага. Родителям тоже стоит чаще подавать пример некоторого аскетизма, чтобы не вырастить избалованных людей.

Авторитет родителей должен быть реальным, а не суррогатным. Его нельзя сформировать домашним насилием, завышенными требованиями или постоянными придирками. Родители сами должны жить полной, насыщенной и честной жизнью, уважая чувства и мысли детей, тогда и дети будут с уважением относиться к ним. Также не стоит подменять родительский авторитет панибратскими взаимоотношениями с детьми.

Самопожертвование родителей только вредит детям. Родители должны жить не менее полноценно, чем их дети. Ребенку важнее здоровые, веселые и активные мать и отец, чем измученные работой и заботами люди, которые предъявляют детям претензии за свои мучения. Дети, воспитанные на жертвенности матерей или отцов, вырастают эгоистами, а навязанное чувство вины разрушает их изнутри.

«Чувство локтя» и совместная работа необходимы во все времена. Особенно перед угрозой общей беды. Чем больше дети видят такое поведение в семье и в общественной жизни, чем больше участвуют в нем, тем больше полезного опыта и навыков командного преодоления препятствий они получают.

Правильная внутрисемейная организация очень важна. Дети и родители должны быть структурированным коллективом с четко распределенными обязанностями и субординацией. Тогда в семье будут меньше повышать друг на друга голос, будет меньше конфликтных ситуаций, дети будут расти более уравновешенными, приученными к труду, умеющими работать в команде и добиваться поставленных целей.

Еще больше полезных идей о воспитании ребенка в семье и зарисовок из реальной жизни Антон Макаренко изложил в своей знаменитой «Книге для родителей». Представленные на ее страницах типажи, ситуации и встающие перед героями книги вопросы можно назвать современными и живыми даже в XXI веке. Найти время для ее прочтения имеет смысл всем родителям, которые хотят, чтобы их дети выросли достойными, активными и — что самое главное — счастливыми людьми.

Источники:

Антон Макаренко «Книга для родителей» (Питер, 2016)

Антон Макаренко «Педагогическая поэма» (АСТ, 2018)

Фото: Коллекция/iStock, ТАСС, культурно-образовательный центр «Этномир»

Поделиться в соцсетях