background picturebackground picture

Воспитание детей первых трех лет жизни

Родители

Младенцы

Раннее детство

25

Рекомендации родителям

Первые три года — очень важный этап в жизни ребенка, таящий в себе колоссальные потенциальные возможности развития. Это период самых быстрых, по сравнению с другими возрастными этапами, темпов развития ребенка. Сегодня рассказывает о воспитании детей раннего возраста и особенностях этого периода, а также дает рекомендации родителям доктор педагогических наук, доцент Айшат Шахманова, главный научный сотрудник Лаборатории развития дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», профессор Департамента педагогики ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет».

Об особенностях первых трех лет жизни ребенка

В раннем детстве быстро увеличиваются вес и рост малыша, совершенствуется работа всех его органов и систем организма (дыхательной, пищеварительной, иммунной и др.), развиваются двигательные навыки. Родившись с некоординированными разрозненными движениями, малыш к году овладевает ходьбой, а к трем годам уже свободно бегает, прыгает, лазает и т. д.

В первые три года жизни очень быстро развивается мозг ребенка. В этом возрасте он очень пластичен и похож на губку, готовую впитывать впечатления окружающего мира. И чем больше и разнообразнее эти впечатления, тем быстрее развивается мозг малыша.

Это наиболее благоприятный (сензитивный) период развития речи ребенка. Только вдумайтесь: родившись с единственной голосовой реакцией — криком, к концу первого года жизни ребенок уже овладевает речью, самостоятельно произносит 10–12 слов, к двум годам его словарный запас составляет 200–300 слов, а к трем — 1200–1500! Быстро развиваются психические познавательные процессы — ощущения, восприятие, внимание, память, мышление.

Однако развитие потенциальных задатков малыша в этом возрасте не происходит само по себе, а практически полностью определяется воспитательным влиянием взрослых.

Поэтому очень важно, чтобы родители понимали развивающий потенциал раннего детства, знали специфику развития малыша на данном этапе и грамотно выстраивали свое взаимодействие с ним.

Рекомендации родителям

На что же родителям необходимо обратить внимание в этот период жизни ребенка? Вот несколько советов.

Физическое развитие

Очень важно уделять должное внимание физическому развитию ребенка. В момент рождения у малыша еще не сформирована иммунная система, он еще очень подвержен разным заболеваниям, раним. Поэтому взрослому необходимо обеспечить условия для полноценного физического развития ребенка. Важно с первых недель жизни создать для ребенка гигиеничную, комфортную обстановку, стараться приучать его к режиму дня. Приобщение к режиму способствует гармонизации нервных процессов детей, формированию у них полезных привычек, связанных с чередованием сна и бодрствования.

С самого раннего возраста необходимо проводить работу по закаливанию ребенка (водные процедуры, прогулки и сон на свежем воздухе, солнечные ванны и др.). Главное — соблюдать принцип постепенности и следить за тем, чтобы эти действия приносили малышу удовольствие, вызывали положительные эмоции.

Важно следить за правильным питанием (нельзя недооценивать значение материнского вскармливания!), вовремя вводить необходимые прикормы, стараться ограждать малыша от вредной пищи (сладости, продукты, содержащие синтетические добавки, и др.).

В связи с тем, что в раннем детстве стремительно растут двигательные возможности ребенка, очень важно создавать условия для развития мелкой моторики рук, активных движений (создавать безопасное пространство для движений, использовать разного рода движущиеся игрушки и др.).

Общение со взрослыми

Важнейшим фактором развития ребенка в раннем детстве является общение малыша с близкими взрослыми. Именно в процессе общения развиваются основные новообразования раннего детства.

Научными исследованиями доказано, что в ситуации удовлетворения всех основных физиологических потребностей малыша (в пище, тепле, безопасности и др.), но при дефиците общения со взрослыми развитие ребенка значительно замедляется и может в тяжелых случаях привести к госпитализму — совокупности физических и психических нарушений развития ребенка.

На первом году жизни именно общение со взрослыми, являясь ведущим видом детской деятельности, обеспечивает развитие важнейших новообразований и психических функций ребенка.

Хотите, чтобы ваш ребенок был развит, — как можно больше общайтесь с ним, говорите ему добрые ласковые слова, улыбайтесь.

Важны тактильные прикосновения, поглаживания, легкие массирующие движения и др. Хорошо, если с ребенком общаются и другие члены семьи — папа, бабушки и дедушки, тети, дяди, знакомые. Чем более насыщенно эмоционально положительное общение с малышом, тем лучше это для его развития.

На втором и третьем годах жизни эмоциональное общение с окружающими взрослыми сохраняет свою актуальность, однако ребенку уже недостаточно только эмоционального взаимодействия — он хочет вместе со взрослым познавать предметный мир.

Поэтому родителям важно как можно больше заниматься с ребенком предметной деятельностью — собирать и разбирать пирамидки, игрушки-вкладыши, строить элементарные постройки из строительного материала, обыгрывать постройки с помощью небольших игрушек.

На втором году жизни у ребенка просыпается интерес к другим детям. Старайтесь создавать ситуации взаимодействия ребенка с другими детьми, учите пользоваться игрушками, обращать внимание на элементы одежды, поступки другого ребенка.

Освоение предметного мира

Очень важным направлением развития в раннем детстве является освоение ребенком предметного мира. В процессе знакомства с миром предметов расширяются представления малыша об окружающем мире, развиваются мышление, память, моторика, речь.

На первом году жизни ребенок только начинает знакомиться с миром предметов: сначала учится удерживать предметы в руке, затем манипулировать ими, перекладывая из руки в руку. Потом малыш овладевает орудийными действиями, используя один предмет как орудие воздействия на другой (например, стучит бруском по кубику, используя его в качестве молотка, и др.).

К концу первого года жизни ребенок начинает познавать культурную функцию предметов: понимать, что ложка — чтобы есть, а расческа — расчесывать волосы и др. Взрослому важно создать условия для освоения ребенком предметного мира, как можно чаще играть вместе с ним. Полезно окружать ребенка «правильными» игрушками, соответствующими его возрасту и интересам. На первом году жизни это резиновые игрушки, звучащие погремушки, сенсорные игрушки и т. д. На втором и третьем годах это самые разные игрушки-вкладыши, пирамидки, матрешки, небольшие куколки, игрушки-животные и др.

Помните, что игрушек не должно быть слишком много, так как ребенок быстро теряет к ним интерес. Лучше время от времени менять игровое оборудование, чтобы поддержать интерес ребенка к ним.

Взрослые должны следить за тем, чтобы игрушки были сделаны из экологичных материалов, хорошо дезинфицировались, были безопасны (не содержали мелких частей, колющих, режущих элементов и т. д.).

Безусловно, первые три года — это критически важный период в жизни ребенка, который закладывает основу для его дальнейшего развития. В этот промежуток времени малыш проходит этапы интенсивного роста, приобретает ключевые навыки и осваивает окружающий мир. Однако без активного участия родителей и их грамотного воспитательного подхода этот процесс может быть менее продуктивным.

Любовь, внимание и осознанное воспитание помогут вашему ребенку вырасти здоровым, уверенным в себе и гармонично развитым человеком. Будьте внимательны к потребностям малыша, окружайте его заботой и развивайте с удовольствием!

Поделиться в соцсетях