background picturebackground picture

Основы нравственного воспитания малыша в семье

Родители

Раннее детство

Дошкольники

18

Рекомендации специалиста

Воспитание нравственности — важная часть взросления ребенка. Семья — это один из самых главных факторов нравственного воспитания малыша. Дети учатся у взрослых правилам жизни, копируют их поведение и обращают внимание на их оценку. О том, как сформировать у ребенка представления о хорошем и плохом, привить добрые чувства к окружающим, научить вести себя в обществе, рассказала старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2» г. Богородска Нижегородской области Анастасия Наумова.

Когда формируется нравственность

Ребенок родился. Познание им окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений окружающей действительности. Поэтому развитие ребенка должно осуществляться с опорой на полноценное восприятие с первых дней жизни, не откладывая до достижения ребенком дошкольного возраста.

В целостном процессе развития ребенка нравственность занимает важное место. В раннем возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого. Основой нравственного воспитания является семья, внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Семейная микросреда передает растущему малышу социальный опыт и знания, нравственный опыт самих родителей.

Задача родителей — предоставить для восприятия как можно больше разнообразных впечатлений, помочь увидеть и понять красоту и многообразие окружающего мира.

Процесс нравственного развития личности содержит три аспекта:

  • информационный аспект — знания и представления о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, личностных нравственных качествах;
  • эмоциональный аспект — нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и предпочтения, нравственная оценка и самооценка;
  • поведенческий аспект — действия, поступки и привычки, допустимые в обществе.

Данные компоненты только начинают формироваться в раннем детстве. Этому способствуют стремление детей к совместной деятельности со взрослым, их высокая подражательность. Формирование нравственных привычек и поступков в раннем детстве происходит в повседневной деятельности, когда взрослый показывает модель-образец поведения и требует от ребенка следовать данному образцу сначала в совместной деятельности ежедневно.

Несколько советов родителям

Рассказывайте о добре и зле

Формируйте у детей представления о хорошем и плохом, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Привлекайте малышей к рассматриванию картинок и иллюстраций, беседуйте с ними. При рассматривании картинок обращайте внимание на воспитание правильного отношения к тому, что изображено.

Играйте

Играйте с детьми в разнообразные игры. Содержание игры имеет важное значение в нравственном воспитании детей, так как в игре имеются большие возможности для упражнения детей в положительных взаимоотношениях, формировании необходимых нравственных качеств.

Учите заботе

В играх, используя действия персонажей, показывайте детям, как надо проявлять заботу о маленьких, оказывать помощь, быть вежливым.

Показывайте малышам такие действия, которые вызывают у ребенка желание подражать проявлению добрых чувств и отношений.

Дети с удовольствием играют в сказку, учатся действовать в соответствии с поведением персонажей.

Учите подражанию

В игре с сюжетными игрушками учите детей передавать отдельные действия, подражая близким людям — маме, бабушке, папе, дедушке. В игре с куклой учите малышей изображать кормление ребенка, укладывание его спать; мальчики с удовольствием изучают устройство машин и занимаются транспортной перевозкой.

Обращайтесь к строительным играм

Большое значение имеют строительные игры. В них дети получают опыт совместных действий. Показывайте и объясняйте детям, как можно конструировать самые простые постройки, вместе сооружайте ворота, домик. Игровое общение со взрослым способствует освоению малышом нравственного опыта.

Будьте примером

Очень важно родителям показывать собственным примером положительное отношение к окружающей действительности, к людям, к детям. Изо дня в день, на конкретных примерах учите детей быть добрыми и отзывчивыми. Формируя у них добрые чувства и гуманное отношение к окружающим, стремитесь к тому, чтобы эти чувства постоянно проявлялись в деятельности, в конкретных поступках, в общении с другими ребятами.

Создавайте ежедневные ритуалы

Нравственное воспитание осуществляйте в ходе привычных моментов. Повседневные действия, которые многократно совершают дети, умываясь, одеваясь, понятны им, доступны для выполнения. Тождественные условия позволяют быстро закрепить навыки, которые очень важны для воспитания у малышей самостоятельности, навыков культурного поведения.

Разрешите вам помогать

Для формирования уважения к окружающим людям можно организовать наблюдения за работой взрослых. Организуя подобные наблюдения, используйте моменты, которые позволяют малышам принять элементарное участие в труде взрослого.

Гуляйте

Маленькие дети очень любят гулять. В играх с песком дети общаются друг с другом: обмениваются игрушками, просят помочь достать ту или иную из них, затевают общую игру с игрушками. Вместе с тем учите детей не пачкать одежду песком, не обсыпать песком соседа, собирать после игры формочки и совочки, не оставляя их в песке.

Учите договариваться

В играх «рядом» (по двое-трое) нужно поощрять попытки ребенка не отнимать, а просить игрушку, стараясь вызвать интерес к игре сверстника и желание присоединиться к нему.

Расскажите о традициях

Традиции — это корни, связывающие ребенка с родным домом и ближайшим окружением. Это празднования Нового года, дней рождения, подготовка подарков, совместный отдых. Все это входит в первоначальный опыт ребенка как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова. Чаще устраивайте детям домашние праздники, ведь атмосфера праздника, общего веселья, радости позволяет вызвать активность у ребят, объединять их совместными переживаниями.

Материал подготовлен при содействии ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».

Поделиться в соцсетях