background picturebackground picture

Детская лень

Родители

Дошкольники

Школьники

63

Нужно ли с ней бороться?

По мнению многих родителей, лень препятствует и школьным достижениям, и успехам в других сферах жизни ребенка. Нередко и учителя именно в лени видят причину учебных трудностей детей и подростков. Отсюда типичный вопрос: «Как бороться с ленью?» Анна Щербакова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, помогает взглянуть на лень под другим углом и рассказывает, нужно ли с ленью бороться или все же необходимо разбираться с ее причинами.

Что такое лень?

Неожиданным для родителей, учителей и воспитателей может быть мнение о том, что лень — это не самостоятельное явление, а лишь знак, указывающий на неблагополучное состояние ребенка. Бороться с этим знаком бессмысленно, нужно разбираться с теми состояниями, которые проявляются как «лень». Вначале необходимо понять, что конкретно препятствует продуктивной учебной, домашней, досуговой деятельности ребенка, и только потом решать, как помочь ему стать более вовлеченным в ту или иную активность и быть результативным в ней.

Первым делом необходимо определиться с тем, какой смысл вкладывается в понятие «лень», что характеризует «ленивого ребенка». Наиболее часто жалобы звучат так: «Ничего не хочет», «Ничего не делает», «Отказывается выполнять учебные задания», «Тянет время» и т. п. «Ленивые дети» не хотят учиться, помогать по дому, не стремятся заниматься музыкой, спортом…

Понятие «лень» происходит от латинского «lenus» — спокойный, медлительный, вялый. Казалось бы, здесь речь идет лишь о некоторых свойствах темперамента, из-за которого темп деятельности у людей неодинаков: у одних быстрый, у других медленный. Но традиционно лень расценивается как крайне негативное свойство личности, как порок.

Разбираемся с неблагополучным состоянием

Ребенок, который пусть и делает что-то, но очень мало, очень медленно, нередко вызывает раздражение у взрослых. Такая замедленность или вялость воспринимается как отсутствие или недостаток трудолюбия, стремление избежать полезного труда и предаться безделью. «Ленящийся» ребенок получает оценку как плохой человек, нередко перед ним рисуются мрачные картины его будущего в том случае, если он «не справится со своей ленью».

Но ведь медлительность, как правило, вызвана совершенно уважительными причинами: врожденными особенностями, недостатком психических и физических ресурсов для быстрой работы вследствие переутомления или болезненного состояния, недостаточным пониманием сути деятельности, незнанием способов ее выполнения, отсутствием интереса.

Нервная система медлительного ребенка нуждается в особенно бережном отношении, его бесполезно и вредно подгонять.

Раздраженный, обвиняющий тон, гнев и крик взрослого приводят к тому, что ребенок затормаживается еще больше, вплоть до оцепенения, возникает опасность его невротизации. Гораздо более эффективной оказывается доброжелательная поддержка: «Я знаю, что ты стараешься, не волнуйся, ты успеваешь, у тебя все получается». Это помогает ребенку успокоиться, собрать свои силы и вовремя завершить необходимое дело.

Почему ребенок ленится в школе?

Следующий вопрос, который стоит себе задать: наблюдается ли у ребенка отсутствие вообще всякой деятельности? Скорее всего, такое невозможно. Отказывающийся от школьных заданий ученик иной раз отдает много времени и сил увлекшему его «постороннему» занятию, деятельно занимается этим делом. Безразличный к основным предметам, он проявляет несомненный интерес к не таким важным (по мнению родителей) — технологии или географии, например. Этими немногими предметами он занимается усердно. Но, к сожалению, эти «побочные» занятия и интересы для родителей ценности не представляют, и ребенок не получает ни похвалы, ни поддержки в своих стараниях.

«Почему ребенок плохо готовит заданные уроки (плохо слушает в классе, медленно соображает и т. д.)?!» — возмущенно спрашивают родители. Заключение, что он ленится учиться (ленится быть внимательным, ленится думать…), чаще всего ошибочное. Во всех подобных случаях собственно лености нет, она только кажущаяся и вызывается разными причинами.

Одной из самых серьезных причин такого явления замечательный детский психолог и педагог Петр Каптерев считал несоответствие требований и приемов воспитания и обучения возрастным и психологическим возможностям ребенка.

Еще в начале ХХ века он отмечал, что детей слишком рано начинают учить и учат без внимания к их детским свойствам, запросам и потребностям — когда «воспитание ума» совершается способами, не отвечающими естественному ходу развития детского мышления. Мир ощущений, взаимодействия с реальными предметами окружающего мира является «отчизной всякого знания и мышления» по замечательному выражению П. Каптерева.

Чтобы познавать, ребенку необходимо оказаться в сфере чувств и творческой выразительной деятельности. У детей младшего школьного возраста (а тем более дошкольного) нет еще большого запаса представлений, а имеющиеся недостаточно хорошо распределены в группы. Запас представлений приобретается путем энергичной деятельности органов внешних чувств. Родители и учителя, недовольные закономерно неспешным темпом развития мыслительного процесса, стремятся принять меры к искусственному его ускорению, что легко нарушает естественный порядок формирования мышления.

Как помочь ребенку?

При подготовке к школьным занятиям и в начальной школе от детей требуют понятийного мышления, занимают их отвлеченными предметами тогда, когда они к этому неспособны. Настойчивые усилия сделать из них «умственных скороспелок» приводят к обратному результату.

Правильное умственное воспитание опирается на наглядный практический материал, на сравнение и сопоставление этого материала. Первоначальные мыслительные операции осуществляются в ходе упражнений в ручном труде, в рисовании, лепке из глины и пластилина, выполнении поделок из разнообразных материалов. Эти виды детской деятельности нередко воспринимаются как несущественные (по сравнению с усвоением знаковых структур и логических операций), и ребенок лишается той активности, которую мог бы вызвать его непосредственный интерес к соответствующим его потребностям занятиям.

Будучи не в состоянии соответствовать требованиям, оперировать понятиями, знаками и отвлеченными формулами, дети заменяют мышление памятью: вместо того чтобы понимать, они выучивают, насколько хватает их сил. Когда же эти силы иссякают, они прямо отказываются следовать в область отвлеченного логического мышления, и тогда их объявляют лентяями…

Помощь ребенку заключается не только в поиске форм и способов, соответствующих уровню его познавательной деятельности, но и в учете его интересов: мотивация не рождается без эмоционального переживания.

Необходимо внимательно присматриваться к тем сферам жизни, которые вызывают у ребенка любопытство, личностно затрагивают его. Кроме того, нельзя забывать о похвале даже за небольшое усилие достичь результата — неважно, в каком деле! Помочь ребенку почувствовать, что работа может приносить удовлетворение, — важнейший шаг к укреплению мотивации.

Таким образом, родителям и учителям целесообразно рассматривать лень не как врага, с которым нужно бороться, а как союзника, указывающего на существенные проблемы в развитии ребенка, требующие решения.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях