background picturebackground picture

Зачем и как учиться сегодня? 5 экспертов объясняют, в чем смысл образования

Подростки

555

Они анализируют свой опыт и рассказывают в подкасте «Кант поймет» о том, что для них важно

Мир, в котором жили наши родители, ушел в прошлое. Развитие технологий изменило все — от способов хранения и передачи информации до повседневных практик. В образовании тоже произошли значительные перемены, и они затрагивают всех: детей, родителей, учителей, тех, кто работает над педагогическими методиками и стратегиями. Какие задачи решает современное образование и как меняется его смысл? Об этом рассуждают участники подкаста «Кант поймет». Мы послушали несколько выпусков, чтобы изложить вам основные идеи экспертов.

Федор Шеберстов: «Позволить ребенку стать автором собственной жизни»

Федор Шеберстов — сооснователь программы «Учитель для России», основатель московского офиса Odgers Berndtson — мирового лидера в сфере поиска, оценки и развития руководителей высшего звена.

Проект «Учитель для России» пытается менять систему школьного образования, интегрируя в образовательный процесс подготовленных по специальной программе молодых учителей, выпускников непедагогических вузов. Они вносят вклад в выполнение основной миссии проекта: «Каждый ребенок — автор своей жизни».

Что мы вкладываем в это авторство?

  1. Способность видеть горизонт собственных возможностей.
  2. Знание своих сильных и слабых сторон.
  3. Умение ответственно принимать решения.
  4. Вера в себя, способность быть собой и наслаждаться этим.

Все это помогает человеку состояться в жизни. Согласно одной из психологических теорий, благополучие человека определяется его автономностью (ему хорошо с самим собой, он может действовать самостоятельно) и компетентностью (у него хорошо получается то, что он делает, он чувствует себя профессионалом). Если ребенок будет автором своей жизни, то он будет счастлив и успешен.

Но чтобы позволить детям стать авторами своей собственной жизни, их родители должны разделять такой подход, а школа должна позволять этому случиться. Если дети будут выходить из школы, зная, чего они хотят, к чему стремятся, — это будет началом успеха. В этом заключается высшее предназначение школы. Если учеба становится личным делом ребенка, если он верит, что его образовательные успехи помогут ему в жизни, это уже полдела.

https://www.youtube.com/embed/XFZxr5WXQtI

Насколько школа может быть пространством счастья для ребенка? Ребенку хорошо, когда он востребован, когда его любят, когда его мнение интересует взрослого. В то же время счастье — это отсутствие несчастья. А несчастье в школе — школьная тоска, когда время тянется бесконечно, когда непонятно, кому и зачем нужно происходящее. Несчастье — это страх, когда на тебя кричат, когда нет безопасного места, чтобы спрятаться, если тебя преследуют, когда хочется побыть одному.

Психолог Мартин Селигман говорит, что счастье живет у нас в голове. Оно основано на позитивных эмоциях, на вовлеченности в происходящее, на отношениях между людьми. Для счастья требуется осмысленная деятельность и наличие достижений. Но если по этим пяти пунктам замерить обстановку в школах, то многих из необходимых элементов мы там, увы, не найдем.

Участники проекта «Учитель для России», которые едут в сельские школы на несколько лет, становятся для своих учеников носителями другого мировоззрения, в котором на первом месте стоят осмысленность и внутренняя мотивация.

Они понимают, что у них самих в этом проекте есть возможность поставить себе цель, обогатить свою картину мира. А чем шире у человека мировоззренческий горизонт, чем большему количеству людей он нужен, чем выше горы, которые он сдвигает, тем он счастливее.

      

Владимир Миронов: «Настоящее образование — это выстраивание диалога учителя и ученика»

Владимир Миронов — доктор философских наук, декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Современная школа превратилась в репетитора для поступления в вуз. Здесь преобладает поверхностный тип знаний, который позволяет ответить на совокупность вопросов, чтобы сдать ЕГЭ и поступить в вуз, но не позволяет сделать школьнику правильный выбор, который мог бы привести его к успеху в жизни.

Мотивация у нынешних выпускников отсутствует. Дети часто не понимают, куда им поступать, записываются порой во множество вузов или на множество разноотраслевых факультетов одновременно.

https://www.youtube.com/embed/8svfXzks9Ow

Настоящее образование — это выстраивание диалога учителя и ученика.

Например, в Средние века преподаватель знал много, а студент почти ничего. И задача преподавателя была — передать знания студенту. Привычное общение в этом русле сильно изменила цифровая среда. В наше время информацию любой продвинутый школьник может получить в интернете. Вопрос в другом: какая это будет информация и что она будет означать. Задача современного учителя — учить человека выбирать информацию и сравнивать ее.

Почему люди приходят на факультет философии? Философия, по сути, дает возможность развить самого себя. Поэтому учиться приходит много взрослых людей, получивших ранее другие специальности. Они стремятся упорядочить свое мировоззрение, прояснить или расширить картину мира. Философия — инструмент, который позволяет на привычные вещи смотреть иначе.

      

Нурлан Киясов: «Необходима цифровая педагогика»

Нурлан Киясов — основатель и генеральный директор EdCrunch, одной из крупнейших в Европе конференций в области новых образовательных технологий, директор по развитию НИТУ «МИСИС», основатель онлайн-платформы «Открытое образование»

«Открытое образование» дает равный дистанционный доступ к академическим курсам всем заинтересованным пользователям. За 4 года работы здесь размещено уже более 450 курсов от лучших преподавателей 15 крупных вузов России. 50 высших учебных заведений встраивают их в учебный процесс.

Онлайн-курсы «Открытого образования» интересуют не только студентов, но и старших школьников, учителей. Думаю, через 3–4 года и старшеклассники будут широко ими пользоваться и получать представление о том, чем именно хотят заниматься в будущем.

https://www.youtube.com/embed/GSucfaO3sDc

Онлайн-образование в университете и в школе кардинально различается. Дело и в готовности учителей работать с материалом, и в особенностях восприятия информации школьниками. В вузе преподавателя-лектора может и не быть, возможны и другие способы получения знаний, потому что студент мотивирован их получать. Его главная цель — профессиональный рост.

Школа — дело обязательное, где главная задача — удержание внимания ребенка, выработка у него мотивации учиться. И учитель здесь — одно из главных действующих лиц.

Задача онлайн-образования в школе — повысить цифровые компетенции и дать учителю инструменты, с помощью которых он сам и предмет, который он ведет, станут более интересны ребенку.

Сегодня российские учителя (и это не их вина!) почти «потеряли» детей в классе — физически дети присутствуют, но эмоционально находятся в виртуальном мире. В этом смысле традиционная педагогика устарела, необходима педагогика цифровая: нужно использовать цифровые ресурсы, сервисы, приложения с доказанной эффективностью.

Это необходимо, чтобы облегчить труд учителя и привлечь внимание детей.

Для системного вхождения цифрового образования в школы нужны:

  1. инфраструктура (оборудование, контент, высокоскоростной интернет);
  2. обучение учителей, их оценка технологий;
  3. системные изменения, интеграция цифровой педагогики на уровне администрации образовательных учреждений.

Если использование цифровых технологий никак не улучшает результаты и не облегчает труд учителей, они не нужны. Кроме того, если на старую систему наложить что-то новое — результат не улучшится. Если учителя, интегрируя цифровые сервисы, не меняют урок, это может стать дополнительным бременем для всех.

         

Тимур Жаббаров: «Осознанность — метанавык, который можно развивать»

Тимур Жаббаров — директор компании Smart Course, которая создает продукты, развивающие навык осознанного выбора у подростков, для корпораций, фондов, школьных педагогов, тренеров, коучей и других специалистов по работе с подростками.

Важная составляющая счастья — осознанность. Без нее жизнь может быть яркой и насыщенной, но совершенно непонятной человеку, лишенной смысла. Осознанность — метанавык, который можно развивать с нуля, «качать», как мышцу.

Подростковый возраст — возраст перехода из одного состояния в другое, когда растущий человек отказывается от одних паттернов поведения, которые ему больше не нужны, и ищет другие, личные и общественные. Он их находит, но вопрос в том, где именно и какого качества.

Взрослый человек берет на себя ответственность за свою жизнь. И при этом понимает, где границы этой ответственности. Взрослый — это эмоционально сохранный человек, который не разрушается при плохой погоде или любом потрясении в жизни.

Взрослый умеет строить отношения с собой, с другими людьми, с деньгами. Он умеет структурировать собственный день, управлять своей жизнью. Научиться этому можно в подростковом возрасте, это необходимая и реальная задача.

Зачастую подросток не отдает себе отчет в том, почему он совершает те или иные поступки; его просто разрывает на части. Чтобы принять решение осознанно, ему не хватает пространства для разговора, для обсуждения проблемы в кругу значимых для него взрослых. Мы помогаем подростку, обустраивая такое пространство для него, обучая учителей или других людей, рядом с которыми он находится ежедневно.

https://www.youtube.com/embed/pqiIzbflxcs

Например, невозможно такое пространство получить, работая в отрыве от школьного окружения, потому что дети проводят много времени в школе, она во многом определяет их поведенческие паттерны. Сейчас информационное и временнóе давление в школе стало убийственно большим, поэтому, если у школьника будет умение ставить вопросы о целях и смыслах (например, «Зачем мне учить математику?») и находить ответы, это поможет переосмыслить новые условия, в которых уже невозможно действовать по-старому. И школа постепенно изменится. Скорее всего, это будет хаб для социальных взаимосвязей, где человек сможет выстраивать свой путь.

             

Василий Лебедев: «Нужны гибкость мышления и стимулы к созданию смыслов»

Василий Лебедев — основатель и генеральный директор школы креативного мышления «ИКРА». Разрабатывал креативные концепции для таких брендов, как Coca-Cola, Unilever, Panasonic, Honda, Infiniti.

Что такое коммуникация? Передача сообщения в виде символов другому человеку. Мы ожидаем, что адресат нас поймет так, как мы планируем, пытаемся вызвать определенную реакцию в рамках наших паттернов поведения. А креативное мышление — это осознанное разрушение паттернов, умение находить пути, которые обходят привычное. Такое мышление связано с опытом и интересом к познанию.

Коммуникация и креативное мышление связаны. Когда мы говорим одно, а слушатель понимает другое, это подтверждает мысль о том, что коммуникация рождает идею, а не наоборот. Она нужна нам не для того, чтобы описывать уже существующие смыслы, — это стимул к созданию смыслов. Но ничего не получится, если коммуникация оценочна или направлена на то, чтобы остановить рождение идеи.

https://www.youtube.com/embed/w52ub_2zrzY

Каждый человек — потенциальный гений, который может создать что-то совершенно новое. Но многим мешают устоявшиеся коммуникационные правила, невозможность найти свою новую идею. Ключевая проблема любого изобретателя (которым может стать любой из нас) — ему не с кем делиться своими идеями, решениями, пусть даже и сырыми, потому что именно диалог приводит к развитию идей и решений.

Объем знаний не всегда является показателем способностей и навыков человека (в некоторых профессиях вообще никогда не является). Сегодня в образовании не нужно пытаться искать знания.

Как только мы начнем думать о том, как развить интерес к познанию, система образования радикально изменится. В том числе изменится взаимодействие школы и детей, родителей и детей, школы и родителей. Пока знания будут священными, этого не произойдет.

Самые актуальные знания и навыки для человека сейчас: программирование, английский язык и soft skills. Под мягкими навыками подразумеваются 4К — коммуникация, командная работа, критическое мышление и креативность. Еще необходимы стратегическое мышление и эмоциональный интеллект. Этот комплекс дает возможность ориентироваться и специализироваться практически в любой области. Программирование и английский язык развивают гибкость мышления с точки зрения всех возможных решений в жизни. Это межгалактические скиллы, которые нужны всем людям будущего, а значит, и современным детям.

                     

Источник:

Подкаст «Кант поймет» онлайн-университета Skillbox и проекта Science.me 

Поделиться в соцсетях