background picturebackground picture

Уроки семейной истории

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

227

Чем помогут ребенку знания о жизни разных поколений своей семьи

Семейные истории обладают особой силой. Они дают возможность почувствовать себя частью чего-то большого  рода, клана. Они делают нас уверенными и устойчивыми. И эта «суперсила» может передаваться от старших к младшим: рассказывая детям семейные истории о предыдущих поколениях, мы инвестируем в эмоциональное благополучие поколений будущих. О том, как это делать весело и интересно, рассказывает руководитель образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа, победитель и эксперт всероссийских педагогических конкурсов Константин Андреев.

Наследие рода

Пересказ родовых преданий и легенд, знакомство детей по фотографиям с прародственниками, рассказ об интересных и курьезных случаях из собственной жизни — не просто развлечение. Все эти факты обладают огромным потенциалом в воспитательной работе с подрастающим поколением. Они обогащают, развивают, поддерживают.

Согласно исследованиям, приобщение к истории семьи играет важную роль в становлении личности и эмоциональном благополучии. Дети, знающие семейные обычаи, пристрастия, нравы, более устойчивы, имеют более высокую социальную компетентность и самооценку. Кроме того, у них реже встречаются проблемы с поведением.

Создание устойчивой семейной традиции повышает психологическую жизнестойкость детей и подростков и служит основой для морально-нравственного воспитания, формирования системы ценностей.

Знание — сила

Имена скольких своих прабабушек и прадедушек вы знаете? А ваш ребенок? А между тем ученые выяснили, что знание детей об истории своей семьи усиливает чувство контроля над своей жизнью, повышает самооценку и уверенность в том, что их семьи функционируют успешно.

Рассказы о родителях, бабушках, дедушках, тетях и дядях служат для ребенка ролевыми моделями. Причем значение имеют все истории: и об успехах, и о неудачах. Дети осознают свое место в мире не только через свой личный опыт, но и через призму семейных историй, которые позволяют идентифицировать себя в контексте истории вообще.

В историях неудач и побед можно найти вдохновение и образец для подражания: в каждой семье бывали темные времена, но члены семьи справились с ними и смогли победить несмотря ни на что. И это настоящие, реальные герои, а не выдуманные персонажи из фильмов и книг.

С чего начать

Вообще, нет ничего сложного в том, чтобы рассказывать семейные истории. Практика показывает, что детям в этом контексте интересно абсолютно все: как познакомились родители, где жили бабушка и дедушка, чем они занимались, ходили ли в школу, во что играли и многое-многое другое. Ценность будут иметь любые факты и детали. Поэтому не стоит думать, что «вот это, наверное, неинтересно, не очень важно» ребенку. Начните рассказывать, и вы увидите, насколько это увлекательно.

На приобщение детей к семейной истории обращают особое внимание и в образовательных организациях. Традиционные форматы работы в садах и школах — создание генеалогического древа, придумывание семейного герба, участие в акции «Бессмертный полк». Это дает возможности для проработки семейных ценностей, воспитания патриотических чувств.

Идентификация себя через портрет своего предка и личное взаимодействие с воспоминанием о нем — это важная составляющая сохранения памяти.

Память о прошлом имеет большое значение для продолжения истории и позволяет не совершать ошибок предшественников. Недаром образ Ивана, не помнящего родства, вызывает не столько отрицательные эмоции, сколько жалость. Ведь он лишен поддержки и помощи, он одинок.

О чем и как рассказывать?

Темы могут быть самыми разными:

  • Как познакомились наши родители
  • Советы дедушек и бабушек
  • Семейные имена
  • Рецепты блюд
  • Рукоделия
  • Игры наших предков
  • Семейные фотографии

Форму знакомства с историей каждая семья выбирает по своему усмотрению и в зависимости от своих пристрастий и творческих способностей. Важно знать, что ограничений тут нет и любую тему можно представлять в любом формате. Подойдут:

  • концерт;
  • выставка;
  • экскурсия;
  • экспедиция;
  • ярмарка;
  • аукцион;
  • митинг;
  • лаборатория;
  • игра;
  • мастерская.

Например, всей семьей вы готовите блюда по рецептам бабушек и/или прабабушек. Затем «продаете» их на аукционе или ярмарке (с гостями, родственниками, друзьями) — не обязательно за деньги, можно за фанты или что-то другое.

Можно устроить экскурсию или экспедицию по местам, где жили, учились, работали когда-то родители и/или старшие родственники. При этом можно создать аудиогид. В этом поможет сервис Izi.TRAVEL.

Или разучить любимые песни членов семьи из прошлого и организовать концерт.

Интересно будет открыть мастерскую по изготовлению вышивок от бабушки или деревянных фигурок от дедушки. А может, кто-то из родственников писал картины, плел корзины или шил игрушки.

Проведите интервью. Предложите детям придумать интересные вопросы для старших членов семьи. Тогда поход к бабушке превратится в увлекательное, почти профессиональное занятие. Ребенок возьмет интервью, которое потом в духе времени можно оформить в цифровом формате (например, как видеоролик) и показать старшим родственникам на смартфоне. Так бабушки и дедушки приобщатся к новым технологиям.

Поиграйте в игры. Напишите слова «подарок», «поезд», «окно», «дерево», «бабушка», «велосипед», «игра», «первые деньги» (или любые другие из ваших семейных историй) на отдельных бумажках, которые сложите в шляпу (мешок, кастрюлю и т. п.). Пусть каждый играющий вытягивает одну бумажку со словом и на его основе рассказывает свое воспоминание.

Заведите традицию или ритуал: каждые выходные (или праздники) собираться вместе для рассказывания историй.

Тему можно выбирать заранее:

  • Воспоминания детства
  • Наставник — мой пример
  • Проступок, за который мне стыдно
  • Событие, сделавшее меня добрее
  • Поступок, которым я горжусь
  • Золотое правило дедушки
  • Моя невысказанная благодарность

Не ограничивайте свою фантазию. Спрашивайте совета у детей. Они обязательно скажут, что их интересует, и с энтузиазмом подключатся к подобным играм и затеям. Ведь такое совместное времяпрепровождение — не формальное мероприятие, а насущная потребность, идущая изнутри и пропитанная энергией любви.

Вебинар Константина Андреева можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях