Дошкольное детство: занятия или игры?
Сегодня для многих родителей показателем хорошего развития дошкольника является количество посещаемых занятий и кружков, а также вариативность образовательных навыков, которыми овладевает ребенок. Ментальная арифметика, скорочтение, английский язык, рисование, лепка или конструирование, музыка, бассейн и т. д. — кажется, эти занятия уже входят в необходимый минимум того, что включенный родитель должен обеспечить своему ребенку, до того как тот пойдет в школу. Ни у кого не вызывает сомнений польза названных занятий. Но часто дети сопротивляются, не хотят идти заниматься, плохо ведут себя и не слушают педагога, даже если сами просили родителей начать водить их на кружок. Почему, как бы пятилетняя девочка ни восхищалась гимнастками и балеринами, она с намного большим удовольствием будет наряжаться в танцовщиц дома или играть с подружками в театр, чем ходить на занятия хореографией? Почему мальчик-дошкольник, мечтающий изобрести суперробота, будет с удовольствием мастерить его из подручных предметов, но скучать и плохо вести себя на занятиях по моделированию? Разобраться в этих вопросах помогает Мария Никитская, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии развития факультета «Социальная психология» МГППУ.
Научный подход
Давайте попробуем с опорой на научные исследования разобраться в том, какие виды деятельности нужны и полезны ребенку для развития в дошкольном возрасте. В психологии существует понятие периодизации психического развития. Учеными исследовались различные этапы развития ребенка с целью выявления механизмов нормативного развития как познавательной, так и мотивационно-потребностной сферы. Все педагогические программы дошкольного образования опираются на возрастную периодизацию.
Среди прочего при исследовании возрастных особенностей была определена так называемая ведущая деятельность для каждого этапа развития. Ведущая деятельность — это тот вид деятельности, который обеспечивает оптимальное развитие и формирование психических новообразований, необходимых ребенку для дальнейшего благополучного развития на следующем этапе. Как пример, такое психическое новообразование дошкольного возраста, как готовность к школе, обеспечивает более благоприятную адаптацию ребенка в школе и развитие у него успешной учебной деятельности на следующем возрастном этапе — в младшем школьном возрасте.
Развитие через игру
Для каждого возрастного этапа есть свои психические новообразования, своя ведущая деятельность и другие характеристики.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра.
Вопреки мнению многих родителей, игра для дошкольника — это не то, чем ему можно позаниматься в свободное от дел и учебы время, а самая настоящая потребность и основная задача возраста. Именно в игре происходит формирование и развитие необходимых ребенку навыков, характеристик и структур.
- Формируется произвольность поведения через необходимое и добровольное подчинение правилам игры: «Не подчиняешься правилам — исключен из игры».
- Развивается произвольная память, так необходимая для заучивания стихотворений и другой информации: надо запоминать и правила, и сюжетные повороты в игре.
- Происходит преодоление познавательного эгоцентризма, поскольку приходится соотносить свою точку зрения с мнением участников игры.
- Происходит первое соподчинение мотивов: «Если по моим правилам не играют, но я все равно хочу играть, приму я чужие правила, для того чтобы остаться в игре, или уйду, оставшись без игры?» И другое.
Речь, конечно, идет не об электронных играх.
О влиянии игры на готовность к школе
В советское время у детей было больше возможностей играть. У всех был двор с детьми-ровесниками. Сегодня это становится удовольствием, доступным немногим. Именно поэтому в России появляются специальные игровые (пока что платные) сады, курсы для педагогов и родителей, обучающие игре, игровые кружки для дошкольников.
Последствия дефицита игры можно легко увидеть, посмотрев на современных младших школьников. Часто дети не готовы к школьному обучению. Опять же, вопреки мнению многих родителей, готовность к школе является не интеллектуальной (читать, писать, считать), но психологической:
- уметь слышать и выполнять инструкции;
- запоминать не всегда исключительно интересную информацию;
- слушать учителя;
- выстраивать отношения с одноклассниками.
Увы, сегодня все чаще в школу приходят неподготовленные дети. Такую неготовность весьма показательно как-то сформулировал один семилетний мальчик, который собирался в школу со словами: «Как здорово! Я, наконец, поиграю с ребятами!» Готовый, наигравшийся ребенок хочет идти в школу для того, чтобы учиться. Замученный несвоевременным обучением ребенок мечтает оказаться в школе, чтобы поиграть. А ведущая деятельность в младшем школьном возрасте как раз учебная. И ее сформированность зависит от того, как прошел предыдущий возрастной этап у ребенка.
Эксперимент
Проиллюстрируем сказанное экспериментом, который проводился отечественными учеными еще в XX веке. Экспериментаторы играли в детском саду с детьми разных возрастов в «школу». Целью эксперимента было посмотреть, как будет отличаться игра у детей 5, 6 и 7 лет.
В игре дети всегда наиболее внимательно и детально проигрывают то, что является для них важным, существенным. Все, что незначимо, либо не проигрывается вовсе, либо проигрывается лишь вскользь.
Оказалось, что пятилетки с удовольствием проигрывали только «перемены» между «занятиями», возвращение из «школы» домой, игры во дворе «школы». На «занятиях» просто рисовали. «Учительницу» игнорировали, задавая возникающие вопросы экспериментатору.
Шестилетние дети в игре уже проявляли большой интерес к внешним атрибутам школьной жизни (карандаши, ручки, правила и т. д.). Их «уроки», хотя и оставались тоже рисованием и пением, уже носили форму школьного урока.
Семилетние дети были сосредоточены на самих «занятиях». С удовольствием слушали «учительницу». Писали, считали, не хотели уходить на «перемену». Проигрывая возвращение домой, опять садились заниматься — делать «домашнее задание» (писать и считать).
Таким образом, на материале данного эксперимента можно видеть, как у детей зрела готовность не просто к школе, но готовность к обучению, как шла смена одной ведущей деятельности (игровой) на другую (учебную).
Подсказка родителям
Так что же получается: учить детей до школы ничему не нужно, пусть только играют? Конечно, нет. Обучение необходимо для развития. Вопрос в его количестве и в форме. Можно посадить пятилетнего ребенка за парту и заставлять складывать цифры, а можно много раз сыграть с ним в магазин с камушками вместо денег, а потом с написанными цифрами на бумажках.
Можно водить ребенка только на развивающие (фактически обучающие) занятия, а можно организовывать время и пространство так, чтоб хватало времени на игру. И тут много опций:
- водить ребенка в детский сад;
- ходить в гости, где есть дети-ровесники, и приглашать их к себе;
- если повезло с наличием сверстников во дворе/парке — гулять побольше и т. д.
Следует помнить, что обучение не всегда означает развитие. А для родителя и обучение, и развитие ребенка — всегда творчество.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.