background picturebackground picture

Учим детей общаться с представителями старших поколений

Родители

Школьники

Подростки

Цифровая среда

Дошкольники

179

Рекомендации родителям от психолога

Мы все понимаем, что обучение детей, особенно подростков, общению со старшими — задача, стоящая перед каждым взрослым, будь то родитель, учитель или тренер. Но прежде чем предлагать конкретные советы и методы, давайте зададим себе главный вопрос: «Зачем, собственно, подросткам нужно научиться общаться с представителями старших поколений?» Если ваш ответ «Чтобы они в любой момент дня и ночи проявляли уважение», вы можете закрывать эту статью, считает Евгения Эльконина, педагог, методолог и эксперт Центра толерантности Еврейского музея. В этом материале она разбирает, зачем нам всем нужна подобная коммуникация (связь) и как сделать ее комфортной для всех сторон.

Нельзя выдрессировать ребенка

Мы часто слышим, что уважение к старшим — это неотъемлемая часть воспитания. Но если ваша цель — найти способ «выдрессировать» подростка на автоматическое уважение ко всем, кто старше его, то в этом материале таких советов не будет. Надеюсь, таких советов вообще нигде не будет, потому что это в корне некорректный психолого-педагогический подход.

Уважение — это не что-то такое, что можно внушить или навязать, выучить как математическую формулу. Уважение рождается из понимания, эмпатии и личного опыта, из способности видеть в другом человеке не только возраст, но и его жизненный опыт, знания, которыми он может поделиться.

Так зачем же учить подростков общаться с представителями старших поколений? Ответ прост: для обогащения их собственного внутреннего мира и для расширения границ их понимания мира.

Через эти взаимоотношения подростки могут учиться у старшего поколения. С другой стороны, и пожилые люди получают возможность оставаться на связи с меняющимся миром, участвовать в жизни молодых и чувствовать себя нужными. Процесс явно не односторонний.

Предлагаю взглянуть на коммуникацию между поколениями как на возможность для взаимного роста и обучения, а не как на исполнение обязанностей или соблюдение норм. Мы обсудим, как развивать взаимоотношения, чтобы они были осмысленными и конструктивными, и какие практические шаги могут помочь в этом процессе. Если вы готовы к открытому диалогу и искреннему интересу к жизненному опыту разных поколений и знаете, что каждый человек имеет, что сказать и предложить, оставайтесь, дочитайте до конца.

Социокультурные различия между поколениями

В обществе существует миф о межпоколенческом противостоянии, о разрыве и непреодолимой дистанции между «консервативным» подходом к жизни старшего поколения и «технологичным цифровым» подходом молодежи.

Обратимся к социологам, которые давно изучают этот вопрос. По данным всероссийского мониторинга RLMS-HSE, анализирующего ситуацию последние четверть века (1994–2020 гг.), в 1994 году потенциал взаимопонимания и сотрудничества позитивно оценивали 54,6% россиян, в 2020-м — 52,7%, негативно — соответственно 12,2% и 5,5%. Доля «негативщиков», сократившись за четверть века в 2,2 раза, уменьшалась на протяжении всех лет.

Из этого же исследования мы видим, что молодежь, которую обычно считают главным источником конфликта, на самом деле более открыта к диалогу, чем пожилые люди.

Особенно это заметно в сельских районах, где традиционные ценности имеют большее значение. В таких местах конфликт поколений ощущается гораздо сильнее и выраженнее, чем в городах.

Согласно исследованию, наиболее толерантными к различиям и вариантам нового образа жизни оказались люди, только что пережившие подростковый и ранний юношеский период. Они более открыты к пониманию и диалогу. Граждане же старше 60 лет проявили наименьшую толерантность и имели больше всего претензий к молодежи, считая их образ жизни непонятным и невразумительным.

Вселенная подростков действительно широка. Выросшие в эпоху технологий, они ведут иной образ жизни, нежели их бабушки, дедушки и даже родители в юном возрасте. Они имеют иные потребительские привычки и гораздо лучшие цифровые навыки.

При этом вывод о масштабном пагубном влиянии цифровизации на межпоколенческий диалог неверен. Независимо от возраста, люди, которые счастливы и удовлетворены своей жизнью, более открыты к межпоколенческим контактам.

В 2020 году 71,7% людей, которые ощущали удовлетворение от своей жизни, были настроены на конструктивное взаимодействие с другими поколениями, в то время как только 32,5% людей, недовольных своей жизнью, проявляли такую открытость.

Основными же факторами, снижающими уровень взаимопонимания, стали недоверие к людям, а также чувство одиночества.

Люди, которые не доверяют окружающим, не стремятся к пониманию. А одинокие люди изолируют себя, стараясь поддерживать дистанцию от других.

Практические советы

Понимание и уважение

Что же делать? Как научить ребенка понимать и уважать?

Во-первых, посмотреть в зеркало. Нет ни одного случая в практической педагогике, где можно обойтись без копирования модели. Как ребенок учится держать ложку? Малыш видит, как держите ложку вы, и повторяет.

Эффект подражания проявляется во всем, а особенно заметен в моделях коммуникаций в семье. К сожалению, чаще он заметен со стороны, чем изнутри.

Задайте себе простой вопрос «Зачем?» и постарайтесь честно на него ответить.

Если сложно и хочется ухватиться за штампы типа «чтобы опыт перенимали, уважали и т. п.», можно ответить на серию вопросов к самому себе.

  • Чего я хочу от диалога своего ребенка с бабушками и дедушками?
  • А как выглядит мое общение с родителями?
  • А есть ли доверие в нашей семье в линейке бабушка/дедушка — родители — дети/внуки?
  • Что для меня значит уважение ко мне? А кого я уважаю и почему? А мой ребенок? А мои родители кого уважают?
  • О каком именно опыте я говорю? А чем могу я поделиться с родителями, что из моего опыта может им пригодиться?
  • А что мы все делаем для счастья друг друга? Что помогает членам нашей семьи не чувствовать себя одиноко?

Проверьте, насколько ответы на эти вопросы помогут вам сформировать движение к той самой модели взаимоотношений, которая нужна именно вашей семье.

Техники эффективного общения

Только в открытом диалоге у нас есть шанс научить подростков выражать свои мысли так, чтобы их понимали старшие. Существует много техник активного слушания, опоры на Я-высказывания и пр. Но хотелось бы поговорить о базовых вещах, без которых ни одна из техник не сработает.

Открытый диалог

Прежде всего важен открытый диалог. Как часто мы отмахиваемся от своих детей: «Вырастешь — поймешь», «Ты ничего еще не понимаешь», «Помолчи и послушай старших!» При таком общении подросший ребенок, скорее всего, ответит зеркально: «Отстань, закрой дверь с той стороны». Слушайте друг друга внимательно и уважительно.

Понимание и принятие уникальности каждого члена семьи

Введите правило совместного обсуждения идей и рефлексии о том, что лежит в основе ценностей каждого члена семьи. Расширяйте знание подростка о контексте жизни, социальных и исторических факторах и том, как они влияли на нас и на членов нашей семьи. Рассказывайте им истории и факты из жизни ваших родителей.

Уважение к личным границам

Уважать личные границы и право каждого члена семьи на свои убеждения важно для сохранения гармонии в отношениях. Придумайте стоп-слово, которым вы будете спокойно давать друг другу понять, что нарушаете границы. Сначала это может показаться трудным, но постепенно (и если каждая сторона приложит усилия) вы научитесь по-настоящему наслаждаться временем в компании друг с другом.

Совместное времяпрепровождение

Сами по себе связи не формируются, а люди не проникаются друг к другу уважением. Для этого нужно время и комфортное для всех сторон отношений пространство и занятие.

Создайте совместную традицию

К примеру, «обед по обмену». Вы готовите обед из любимых блюд ваших бабушки и дедушки, а через какое-то время, о котором вы заранее договоритесь, на обед из ваших любимых блюд вы отправляетесь в гости к старшим родственникам.

Если у вас есть «опасные» темы, которые чаще всего запускают ссоры и конфликты между вами, договоритесь о том, чтобы в эти особенные дни разговоры на эти темы были «под замком».

Интересуйтесь жизнью бабушки и дедушки

С возрастом страдает прежде всего краткосрочная память, поэтому то, что было 50 лет назад, старики помнят лучше, чем вчерашний день.

Бабушке и дедушке будет приятно погрузиться в воспоминания, а вы можете получить бесценный архивный материал о семье. Здорово, если ваш подросток подключится и, например, поможет снять и смонтировать фильм-воспоминание.

Помогайте делом

Здорово, когда у вас есть потребность и возможность помогать делом: покупки, поездки, уборка.

И не забывайте: ваш подросток — это кладезь знаний и компетенций в области цифровых технологий.

Кто лучше вас с ребенком научит бабушку пользоваться всеми преимуществами интернета — от видеоконференций до заказа лекарств из аптеки?

Просите чему-то научить

Быть нужным — одна из главных потребностей человека. Для бабушек и дедушек очень важно, чтобы внуки уважали их авторитет и опыт. Поэтому обращение к ним за помощью и просьба научить вас какому-то конкретному навыку — это уверенный способ привлечь их к себе. Ну а вам — приобрести полезное и ценное умение.

Разрешение конфликтов

Чтобы помочь разрешить конфликт между ребенком и пожилым человеком, важно быть нейтральным и не принимать сторону ни одного из конфликтующих.

Поиск компромисса

Пожилые люди могут становиться более капризными и чувствительными с возрастом, и их поведение может быть связано с эмоциональными реакциями на ситуацию. В случае конфликта между дедушкой или бабушкой и внуком пожилые люди могут пытаться переложить ответственность на родителей, указывая на их ошибки в воспитании. Вам тут важно не углубляться в детали конфликта и вместо этого стремиться к поиску компромисса.

Невыраженные эмоции и претензии

Невыраженные эмоции и претензии — повод для очередной ссоры. Обиды на родителей мешают строить счастливую семью и любить близких открыто и бескорыстно.

Освободите пожилых родителей от своих детских ожиданий, дайте им право быть такими, какие они есть.

Раздражение и недовольство друг другом не исчезнут в одно мгновение, но кто сказал, что будет легко? Мелкими шажками, постепенно, с огромным чемоданом терпения можно приблизиться к цели.

Юмор как стратегия

В сложной конфликтной ситуации между пожилыми родителями и внуками лучше всего попытаться превратить все в шутку. Пожилые люди не всегда осознают, что их колкости и критические замечания могут обидеть их взрослых детей и внуков. Они часто испытывают одиночество и чувствуют себя ненужными, поэтому им очень важно общаться и привлекать внимание окружающих. Их не всегда вежливые шутки и замечания часто являются способом привлечь внимание.

Поэтому не стоит слишком серьезно реагировать на их слова, а лучше вместо этого использовать юмор для разрядки напряженной ситуации. Остроумие может помочь вам избежать конфликтов и наладить отношения.

Хотя переключение на шутливый стиль общения и может показаться сложным, со временем вы сможете наладить удобный и веселый диалог с пожилыми родственниками. Совместная забота и проявление взаимной поддержки являются важными духовными ингредиентами нашей жизни. Когда взаимоотношения внутри семьи становятся более позитивными и стабильными, мир вокруг нас наполняется новыми и приятными красками и ощущениями.

Примеры из жизни автора

Что-то не меняется

Бабушке было примерно 93–95 лет, когда я приехала к ней в модных рваных джинсах и, конечно, получила по полной. Очень хотелось включить агрессию, объяснить все, что я думаю про «замшелость старческого сознания», но вдруг ко мне пришла спасительная идея: «Бабуль, а в твое время за какой внешний вид ругали молодежь? А тебе за что доставалось?»

Вечер мы закончили в обнимку, поскольку давно так много не смеялись. Расстались довольные друг другом.

Правда, вечером по телефону бабушка пожаловалась моей маме на мои рваные джинсы. Мама мудро решила не обострять и просто выслушала бабушкины претензии. Бабушка была счастлива, ее и выслушали, и развлекли, и с интересом расспросили о годах ее молодости.

Очень вредно спорить

Мы с сыном-подростком и его бабушкой, моей мамой, приехали в отделение банка, чтобы помочь ей решить несколько вопросов. Сын предупреждает, что отойдет на пять минут — купит кофе в соседней кафешке.

Возвращается со стаканчиком кофе. Бабушка набрасывается на нас с гневной тирадой. Сотрудники банка, кстати, страшно заинтересовались нашей беседой. Бабушка громко и звучно огласила примерно 150 пунктов вреда кофе для детского организма.

Мы молчали, пока бабушка голосила, сын спокойно допил кофе и как раз к финалу разгневанной речи торжественно заявил: «А вот прямо сейчас и выкину. Спасибо, ба!»

Выбросил пустой стаканчик к бабушкиной радости. Сотрудники банка скандала не дождались, бабушка хвалила внука.

 

В материале используются данные из статьи:

Козырева П.М., Смирнов А.И. Оценка возможности взаимопонимания и сотрудничества поколений в постсоветской России (по данным РМЭЗ НИУ ВШЭ 1994–2020 гг.)

Поделиться в соцсетях