background picturebackground picture

Тысячи «почему»

Родители

Раннее детство

Дошкольники

270

Комментарий психолога про «возраст почемучек»

Практически каждый родитель сталкивается с таким периодом, когда ребенок начинает задавать огромное количество вопросов, превращаясь в «почемучку». Такое поведение детей вызывает самые разные реакции у взрослых: от умиления, восхищения и гордости до раздражения. Для того чтобы понять, как правильно себя вести в этот период жизни ребенка, мы попросили Екатерину Клопотову, кандидата психологических наук, доцента кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования», старшего научного сотрудника ЦМИСД МГППУ, рассказать, в каком возрасте ребенок превращается в «почемучку», сколько длится этот период, как характеризуется и как ответить на тысячи «почему».

Почемучкин возраст

Период, называемый в педагогике «возрастом почемучек», приходится на дошкольное детство и у разных детей наступает между 3 и 5 годами. Этот период связан с нарастающим количеством вопросов от ребенка буквально обо всем на свете. Малыш без устали обращается к взрослым со словами «А почему…?», «А что…?», «Зачем…?» и т. д. Таким образом проявляются детская любознательность и интерес к окружающему миру.

Это очень важный этап, который, с одной стороны, говорит о благополучном психическом развитии ребенка, а с другой — создает фундамент для дальнейшего познавательного развития.

Примерно до 3 лет основную информацию об окружающем мире ребенок получает через ощущения, действуя с предметами: он все трогает, кидает, переворачивает, тянет в рот и т. д. Таким образом он узнает о свойствах предметов (тяжелый, легкий, гладкий, мокрый, кислый, горячий и т. д.) и причинно-следственных связях: если мячик пнуть, он покатится, если кинуть кубик, он упадет, и т. д.

Начиная с 3 лет речь ребенка активно развивается и в какой-то момент доходит до того уровня, когда становится средством получения информации: ребенок понимает, что, чтобы о чем-то узнать, не обязательно это трогать и рассматривать, а можно спросить. Учитывая индивидуальные особенности развития, у разных детей это может происходить в разное время, но у подавляющего большинства «возраст почемучек» наступает в период между 3 и 5 годами. Это связано с тем, что уровень развития мышления ребенка в этом возрасте уже позволяет ему обобщать и находить причинно-следственные связи не только на уровне действий, а уровень развития речи позволят сформулировать вопрос и обратиться с ним к взрослому.

Таким образом, родителям важно понимать, что если ребенок в возрасте от 3 до 5 лет стал засыпать взрослых вопросами — это значит, наступил очередной и очень важный этап его развития.

Корректируем свое поведение

Как же правильно вести себя взрослым, для того чтобы этот этап прошел с пользой, и как отвечать на детские вопросы?

Запаситесь терпением

Необходимо запастись терпением. Постоянно спрашивающий ребенок может как восхищать и удивлять своей эрудированностью и любознательностью, так и утомлять и раздражать своей навязчивостью. Родителям важно понимать, что, спрашивая, малыш, с одной стороны, осваивает общение как способ получения информации, с другой — получает знания об окружающем мире.

Правильно выстраивайте взаимодействие

Чтобы развить любознательность ребенка, родителям важно правильно выстраивать взаимодействие. Прежде всего, сдерживать раздражение, даже если очень устали от вопросов. Пока ребенок задает вам вопросы, в его глазах вы авторитет, который знает ответы. Радуйтесь этому. Несколько раз столкнувшись с негативной реакцией со стороны взрослого, ребенок перестанет к нему обращаться с вопросами. И вы, с одной стороны, потеряете эту возможность общения и формирования отношений с ребенком, а с другой — сделаете шаг в сторону подавления детской любознательности.

Отвечайте на доступном ребенку языке

Отвечать нужно на доступном ему языке и интеллектуальном уровне. Например, если ребенок спрашивает, а далеко ли Солнце от Земли, не стоит пересказывать ему параграф из учебника по астрономии. В этом возрасте дети хорошо усваивают наглядную информацию, поэтому во всех детских энциклопедиях много картинок, которые могут помочь ответить на вопросы, на которые у вас нет простых и доступных ответов. Если вы не знаете ответа на вопрос, предложите ребенку поискать его вместе. Это будет хорошим примером того, что нельзя знать всего, но нужную информацию всегда можно найти.

Учите поиску информации в интернете

Учитывая ситуацию развития современных детей, можно использовать детские вопросы для формирования навыков использования интернета и цифровых устройств для поиска информации. Безусловно, в этом возрасте это должно делаться только совместно со взрослым. Но это может быть хорошим опытом для ребенка, показывающим возможности использования цифровых устройств.

Учите ребенка искать ответы самостоятельно

Не упускайте возможности, чтобы ребенок нашел и проверил ответы на вопросы самостоятельно. Экспериментирование в этот период позволит сформировать познавательную активность и любознательность. Если ответ на свой вопрос ребенок может получить, проверив его, помогите ему в этом. Например, если ребенок спрашивает, что будет, если покрасить снег, проведите эксперимент и посмотрите, что будет.

Не торопитесь сразу давать ответ ребенку

Детские вопросы — это еще и способ научить рассуждать. Если вы подозреваете, что ребенку доступен ответ на вопрос, но он для него неочевиден, задавайте вопросы, которые позволят ему самому найти ответ.

Что должно насторожить

Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру

Если ребенок дошкольного возраста не проявляет интереса к окружающему миру — не задает вопросов, не пытается сам проводить простые, доступные ему опыты (смешивать песок с водой, растворять краски, смешивать их и пр.), не интересуется книжками и не задает вопросов в процессе чтения, это должно насторожить родителей. Любознательность в этом возрасте — показатель благополучного психического развития ребенка. Если вы видите, что ребенок пассивен и нелюбознателен, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу.

Ребенок задает вопросы, но не ждет ответа

Если ребенок сыплет вопросами, но не ждет ответа, не пытается найти его сам, не настаивает, чтобы вы ответили, и пр., то есть его не интересует ответ на заданный вопрос. Любознательность, которая в этом возрасте проявляется в детских «почему», предполагает заинтересованность, прежде всего, в ответе. Если ребенку не нужны ответы на задаваемые вопросы, это также может говорить о проблемах в развитии. Например, таким образом ребенок может пытаться привлечь внимание взрослых, которого ему не хватает.

Помощь специалистов

Если вы понимаете, что складывается ситуация, с которой вы самостоятельно не можете справиться, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Вы всегда можете получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях