background picturebackground picture

Тесты и обследования в школах: проходить или отказываться?

Родители

Школьники

Подростки

13

Комментарий профессора МГППУ

Многие родители интересуются, в каких целях в школах в «добровольно-принудительном» порядке дети с 7-го по 11-й класс проходят социально-психологическое тестирование, на прохождение которого они должны давать свое согласие. И здесь происходит разделение на два лагеря: кто-то подписывает это согласие, не вникая в подробности, но некоторые категорически отказываются это делать. На вопросы, связанные с тестами и обследованиями в школе, мы попросили ответить Елену Гурову, кандидата педагогических наук, профессора Московского государственного психолого-педагогического университета.

Является ли обязательным прохождение психологического теста школьником 8-го класса? Есть ли возможность отказаться от теста, если классный руководитель ответил, что в теории это возможно, но не на практике?

Принуждение ребенка пройти психологическое тестирование вызывает тревогу как у ребенка, так и у родителей. Возникает сразу много вопросов о цели, содержании, последствиях и т. д. Выбор поведения родителей будет зависеть от контекста: кем, зачем, как, с какой целью будет проводиться тестирование. Обязательно ли принимать в нем участие или можно его избежать? Не повредит ли отказ ребенку? Обратиться следует прежде всего к нормативным документам.

Какими нормативными документами регулируется проведение психодиагностики в школе?

Психодиагностическое тестирование в общеобразовательной школе может проводить только психолог или педагог-психолог. Их деятельность регулируется нормативными документами. Прежде всего, это федеральное законодательство (высшая юридическая сила).

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует деятельность в сфере образования на территории страны. Он определяет основные принципы и нормы образовательной деятельности, устанавливает стандарты качества и уровня обучения, гарантирует права и обязанности участников образовательного процесса. Последние изменения в данный закон вступили в силу с 1 сентября 2025 года.

Из этого документа в контексте проблемы психологической диагностики важными для нас являются статьи 42 и 44.

Статья 42 называется «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации».

Здесь конкретно указан адресат помощи — это учащиеся, которые не справляются с учебными нагрузками, имеют хроническую неуспеваемость, сложности в отношениях со сверстниками и взрослыми, проблемы адаптации и т. д. Психолого-педагогическая помощь включает в себя психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся, помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Оказание психолого-педагогической помощи невозможно без определения наличного уровня психического развития ребенка, развития его познавательной сферы, личностных качеств, эмоционального состояния, выявления его личностных ресурсов и т. д. Это поможет специалистам определить причины, наметить конкретные шаги преодоления трудностей. Все это так или иначе связано с психодиагностикой. Данная статья закрепляет право детей на получение подобной помощи.

Может ли психолог оказывать психолого-педагогическую помощь без согласования с родителями?

В этой же статье указывается, что оказание помощи производится на основании заявления или согласия в письменной форме родителей детей или законных представителей. Может ли родитель отказаться от проведения подобных обследований ребенка?

Статья 44 определяет права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

В пункте 6 статьи 44 есть прямое указание, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право получать информацию о планируемых обследованиях (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них.

Может ли родитель запросить информацию о цели диагностики, присутствовать при этом, знакомиться с ее результатами?

В пункте 8 статьи 44 указывается, что родители имеют право присутствовать при обследовании детей, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Отсюда вывод: без согласия родителей или законных представителей психолог не имеет права оказывать психолого-педагогическую, социально-психологическую помощь ребенку, проводить психодиагностику.

Помимо Федерального закона, есть и нормативные акты Министерства просвещения РФ. Начиная с 2014 года в школах проводится социально-психологическое тестирование (СПТ) с целью выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок проведения данного вида тестирования определен соответствующим приказом Министерства просвещения РФ от 20.02.2020 № 59 (ред. от 19.09.23) «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях». Цель — профилактика употребления наркотических средств, выявление возможных проблем и оказание своевременной помощи.

Кто проходит социально-психологическое тестирование?

Учащиеся, достигшие возраста 13 лет, начиная с 7-го класса, с согласия родителей. По достижении 15 лет — требуется согласие ребенка. Обследование добровольное, проводится анонимно, указывается только школа, класс, возраст. На момент проведения тестирования в классе могут находиться родители на правах наблюдателей. Тестирование проводится путем ответов на вопросы — как в письменной, так и в электронной форме.

Можно ли отказаться проходить социально-психологическое тестирование?

Родитель имеет право не давать согласия на обследование ребенка, не достигшего пятнадцатилетнего возраста. Каждый ученик, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив в известность комиссию.

Какие будут последствия, если ребенок не пройдет социально-психологическое тестирование? Социально-психологическое тестирование добровольное, отказ от участия в нем не является нарушением и не может повлечь негативных последствий для ребенка или семьи. Законодательство не предусматривает никаких санкций за отказ участвовать в нем.

Какой порядок отказа от социально-психологического тестирования?

Школа, как правило, перед проведением тестирования выдает бланки родителям (или учащимся, достигшим 15 лет) для заполнения. В них вы отмечаете свое согласие или несогласие. Если бланка нет, достаточно написать заявление в произвольной форме на имя директора школы, указав свои данные, с просьбой об отказе прохождения социально-психологического тестирования вашего ребенка (указываем его данные) на основании принципа добровольности, закрепленного в действующем законодательстве. Заявление об отказе оформляется письменно в двух экземплярах. На одном желательно получить отметку, что оно принято. Важно объяснить ребенку, что вы не дали согласия и что он может не отвечать на вопросы анкеты.

Кто инициатор такого тотального обследования учащихся? Инициатором данной разработки выступил Государственный антинаркотический комитет, призванный координировать усилия заинтересованных ведомств в деле борьбы с нелегальным оборотом наркотических средств. Именно это может вызывать тревогу родителя и отрицание тестирования — 99% родителей считают, что его ребенка эта проблема не касается.

Социально-психологическое тестирование проводится не только в школе, но и во всех учебных заведения страны, в том числе и в вузах, по единой методике (ЕМ СПТ) уже на протяжении 11 лет и стало привычным.

Цель социально-психологического тестирования?

Тестирование направлено на раннее выявление личностных особенностей ребенка, оценку риска зависимого поведения и носит исключительно профилактический характер.

Кто разрабатывал программу СПТ и можно ли верить ее результатам?

Программа тестирования разрабатывалась в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова и ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Ее апробация проводилась на выборке в 300 тысяч человек. В открытом доступе методики нет: она предназначена для служебного пользования, и это также повышает ее эффективность.

В чем суть теста?

Единая методика разработана в трех формах для разных классов и студентов профессиональных образовательных учреждений и вузов. Содержит порядка 110–140 вопросов, сформулированных простым языком, они касаются разных сторон жизни учащихся. Задача ученика — внимательно прочитать вопрос и выбрать вариант ответа. Как и в любом опроснике, здесь нет правильных или неправильных ответов.

Что выявляет социально-психологическое тестирование?

Тестирование не выявляет конкретных учащихся, употребляющих наркотические или психоактивные вещества. Методика позволяет выявить факторы риска и факторы защиты. Фактор риска — это подверженность влиянию группы, потребность понравиться группе, принятие асоциальных установок, импульсивность, тревожность, стремление к опасности и т. д. Факторы защиты: принятие одноклассниками, чувство принадлежности группе, дружелюбие, социальная активность, самоконтроль поведения, уверенность в своих силах в достижении целей и т. д. Они повышают социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.

Соотношение этих факторов позволяет определить только вероятность склонности к зависимому поведению. Это означает, что фактор риска начинает преобладать над фактором защиты. Ребенку необходимо оказать психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку и предотвратить таким образом вовлечение в негативные проявления, в том числе наркопотребление.

В целом тест более информативен и, помимо факторов риска и ресурсов защиты личности при вовлечении к зависимому поведению, он позволяет увидеть траекторию становления личности, степень психологической устойчивости при встрече с трудностями.

Как проходит тестирование?

К организации проведения обследования и интерпретации его результатов допускаются специалисты, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие обучение по применению ЕМ СПТ. Тестирование проводится ежегодно, в установленные сроки с 1 сентября по 15 ноября, по графику, в соответствии с распорядительным актом руководителя организации. Учащимся присваивается индивидуальный код, что исключает возможность персонификации данных. По времени тестирование занимает один урок. Может проводиться в бланковой или электронной форме.

Как проходит обработка результатов?

Заполненные анкеты передаются по акту в региональный орган управления образованием в течение трех дней, где и происходит обработка результатов. Информирование о результатах СПТ осуществляется с соблюдением конфиденциальности в виде обобщенных данных по школе. Родитель имеет право познакомиться с данными тестирования своего ребенка. Но обратная связь не является интерпретацией индивидуальных результатов и служит лишь для удовлетворения интереса к результатам тестирования. По результатам тестирования выделяется группа учащихся с повышенной вероятностью вовлечения и группа с незначительной вероятностью вовлечения в зависимое поведение.

Социально-психологическое тестирование — вовсе не диагностика наркотический зависимости, а только оценка вероятности вовлеченности учащихся в аддиктивное (зависимое) поведение.

Можно ли исказить ответы на вопросы либо осознанно дать неверные ответы?

Методика чувствительна к социально желательным ответам, а также к скрытому нежеланию подростка принимать участие в тестировании. При оценке результатов предусмотрен механизм оценки недостоверных ответов. Если ответы признаются недостоверными, в дальнейшем их результаты не участвуют в обработке. Поэтому лучше объяснить ребенку, что не стоит пытаться обмануть тест.

Как используют результаты социально-психологического тестирования?

Если в школе выявят учащихся, имеющих риск употребления наркотических средств, составляется план мероприятий по оказанию психолого-педагогической помощи и коррекционной работы с учащимися группы риска. Рекомендуется разрабатывать, помимо групповых профилактических программ, и индивидуальные программы, меры поддержки учеников, чьи ответы указывают на риски и трудности. Школу включают в список организаций, участвующих в проведении профилактических медицинских осмотров. Медицинский осмотр добровольный, его рекомендуют пройти учащимся группы риска с согласия родителей.

Могут ли результаты социально-психологического тестирования сказаться на репутации ребенка, осложнить его отношения с близкими, друзьями?

Результаты тестирования не могут быть использованы для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента и постановки его на учет. Вопросов о наркотических веществах там нет вообще. Это опрос мнений, он не оценивает самих детей! Оцениваются социально-психологические условия, в которых ребенок оказался.

Социально-психологическое тестирование позволяет определить у обучающихся наиболее сильные и ресурсные стороны личности, специфические поведенческие реакции в стрессовой ситуации, различные формы рискованного поведения. По сути, это инструмент познания своего ребенка.

Стоит ли отказываться от прохождения социально-психологического тестирования, если это возможность увидеть зарождающуюся проблему, зачатки рискованного поведения, среагировать и вовремя помочь ребенку?

На этот вопрос каждый родитель должен ответить себе сам. Просто посмотрим на социально-психологическое тестирование с другой стороны, прежде чем его опасаться или считать его бесполезным и отказываться от него. Возможно, осознание его безопасности и профилактической цели снизит тревогу у родителей и самих подростков.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях