background picturebackground picture

Технофобы и технофилы: как воспринимают развитие технологий разные поколения

Цифровая среда

613

Чтобы доверять технологиям, нужно сначала научиться доверять людям, которые их создают и ими пользуются

Под новыми технологиями понимают самые разные изменения, которые происходят в нашем мире: цифровизацию, искусственный интеллект, большие данные, роботов и ГМО. Насколько мы готовы пользоваться этими технологиями, какие области вызывают оптимизм, а какие пугают? Есть ли разница между страхами старших поколений и молодежи? Доктор психологических наук, заведующий лабораторией Института психологии РАН Тимофей Нестик в двух выступлениях рассказывает о тенденциях и обсуждает способы снижения тревожности.

Фобия XXI века

Технофобия — это внутреннее сопротивление, возникающее у людей, когда они думают или говорят о новой технологии; страх или тревога, связанные с ее использованием; враждебные или агрессивные установки в отношении новой технологии.

У технофобов с новыми технологиями связаны отрицательные эмоции: недоверие к ним, тревога в связи с текущим или предвосхищаемым взаимодействием с технологиями, самопорицание в процессе этого взаимодействия.

Как часто встречается технофобия? По данным исследований, среди подростков 14–17 лет технофобов примерно 21%, в поколении родителей немного больше (24%). Если человек отличается высокой тревожностью и сознательностью, а также низкой самоэффективностью и низкой открытостью новому, эти факторы повышают вероятность возникновения технофобии.

Страх перед технологиями имеет ту особенность, что мы в XXI веке не можем избежать контакта с ними. Большинство интернет-технологий одинаково часто используют технофобы и технофилы, в этом отношении разницы между ними нет.

Другая особенность наших отношений с технологиями состоит в том, что сегодня образование, даже техническое, не позволяет пользователям разобраться, как устроены гаджеты, — это повышает тревожность, ощущение непредсказуемости и потери контроля.

Оттенки чувств

От любви до ненависти

На шкале отношений с технологиями можно выделить 4 типа пользователей, для каждого из которых характерны приведенные ниже фразы.

1. Технофилия («Возможность попробовать новое устройство или программу для меня — настоящее удовольствие. Мне нравится быть в курсе последних технологических новинок»).

2. Ориентация на осознанное использование новых технологий («Я стараюсь пользоваться техническими новинками, если они действительно мне чем-то полезны»).

3. Технофобия («Мысль, что рано или поздно придется осваивать новые технологии, вызывает у меня чувство тревоги»).

4. Технопессимизм («Мне кажется, что новые технологии искажают человеческие ценности и ведут к негативным последствиям»).

В той или иной степени технофобии признаётся 21% участников исследования. Наблюдаются значимые различия между родителями и детьми по уровню технофилии и технопессимизма: среди родителей технопессимистов больше. При этом технофобией страдают не только технопессимисты: есть технооптимисты, которые боятся сесть в лифт или скачать данные на диск.

Чего мы боимся

Когда речь идет о самых общих угрозах, связанных с развитием технологий, то они вызывают скорее чувство тревоги, а не собственно страх. В основном такого рода тревоги разделяют люди пожилые (старше 60). Четверть из них боятся таких последствий научно-технического прогресса, как генная инженерия, искусственный интеллект, нанотехнологии. Когда речь идет о чем-то конкретном, более встревожены миллениалы. У поколения Y и у ранних Z сильное беспокойство вызывают слежка, кража данных, манипулирование общественным мнением (таких 30%).

Отношение к искусственному интеллекту (ИИ) тоже неоднородно. Например, «умный дом» жители большинства стран принимают, а вот самоуправляемое такси и вообще беспилотные автомобили пока встречают сопротивление. Другой пример: студенты больше доверяют ИИ в роли помощника по работе с данными и в меньшей степени, когда речь о помощи в управлении сотрудниками или в поиске партнера.

Откуда возникает страх

80% участников исследований 2016 года назвали источником своих представлений об ИИ медиа (фильмы, интернет и т. д.) и только 32% — личный опыт (посещение тематических мероприятий, использование продуктов и сервисов, общение с друзьями, которые разбираются в теме).

Установки по отношению к ИИ формируют в первую очередь СМИ, социальные медиа и голливудские блокбастеры, в которых искусственный разум вызывает отрицательные эмоции.

Анализ 123 научно-фантастических фильмов показал, что в 48% случаев ИИ представлен в негативном свете, 24% фильмов показывают его нейтрально и только 28% картин предлагают позитивную картину.

На чем основан оптимизм

В целом технофилия прямо связана с наличием социальной поддержки в семье и среди друзей. Но у разных поколений технооптимизм соотносится с  разными ценностями. Если для поколения Y (25-летние) технологии ассоциируются с получением удовольствия, то для поколения Х (40-летние) они ценны возможностью решить с их помощью какую-то задачу, проблему. Для более старшего поколения шестидесятников (которым 60+) доверие к технологиям соединено с доверием к людям.

Исследования показывают, что положительное отношение к технологиям продиктовано не столько характеристиками устройства или понятностью этого устройства, сколько тем, что мы можем решить проблему, возникшую при его использовании, вместе с кем-то из своих знакомых. Технофобы в меньшей степени готовы запрашивать поддержку: когда они сталкиваются с проблемой, они чаще решают ее сами.

Недостаток коммуникации

Технофобия связана не с недостатком пользовательского опыта, а с избеганием коммуникации по поводу реальных и возможных трудностей.

  1. Технофобы в 2 раза реже используют интернет для развлечения и в 1,5 раза реже — для общения. Их интернет-активность носит отчетливо утилитарный, прагматичный характер. Она сводится в основном к поиску информации. 
  2. Технофобы выключены из жизни пользовательских сообществ. Они реже берут на себя активные социальные роли в интернет-пространстве.
  3. Технофобы значительно реже обсуждают опыт пользования сетью с ребенком, реже интересуются успехами и проблемами детей при овладении интернет-технологиями

Мы оказались в ситуации, когда технологии стали воздухом: мы все чаще просто не замечаем их, хотя они подталкивают нас к определенным решениям.

Например, мы все (не только молодежь, но и другие возрастные группы) не замечаем ИИ в цифровых приложениях. Слепота к использованию ИИ при формировании списка знакомых в социальных сетях или появлению на экране рекламных ссылок приводит к тому, что, сталкиваясь с ошибкой, сбоем, угрозой цифрового мира, мы можем оказаться к ней не готовы. Алармистский подход к ограничению интернета связан как раз с нашей нарастающей неготовностью, компенсировать которую можно через диалог и поддержку друг друга.

Задача психологов сейчас — понять, какими цифровыми и одновременно гуманитарными, социально-психологическими мерами мы могли бы сгладить разрыв между теми, кто готов использовать эти технологии для повышения качества, осознанности и информированности своего выбора, и теми, кто стремится этого выбора избежать.

Дефицит доверия

Можно ли доверить этически спорные ситуации искусственному интеллекту? Ответ на этот вопрос показывает уровень нашего доверия новым технологиям. Оказалось, что самостоятельный поиск решения в соответствии с некими этическими принципами доверяют программе в основном те, кто доверяет людям.

Ключевой социально-психологической проблемой становится низкое доверие не только к отдельным людям, но и к общественным институтам. У молодого поколения социальный пессимизм сопровождается технооптимизмом. От систем искусственного интеллекта ждут возможности подменить или укрепить плохо работающие социальные институты. 

Одновременно многих тревожит перспектива появления сильного ИИ, то есть такого, который способен мыслить и осознавать себя. Возможно, появления этого чуда мы не дождемся. Или все-таки дождемся: по разным оценкам, это может произойти к 2045 году, к 2060-м или 2070-м годам.

Каковы возможные сценарии взаимодействия общества с сильным ИИ? Вот некоторые варианты, среди которых есть как оптимистические, так и пессимистические.

  1. Либертарианский мир
  2. Доброжелательный диктатор
  3. Эгалитарный мир
  4. Страж (защита от других ИИ)
  5. Бог-защитник
  6. Порабощенный бог
  7. Завоеватель
  8. Потомки людей
  9. Зоопарк для людей
  10. Антиутопия
  11. Возврат
  12. Самоуничтожение человечества

Чаще всего опрошенные склоняются к сценариям «Завоеватель» и «Порабощенный бог». Подлинная причина появления таких образов в том, что мы находимся в условиях коллапса социального доверия.

В молодежной среде доверие к ИИ и готовность использовать новые технологии прямо связаны с доверием к разработчикам: людям, которые их создают и ими пользуются. Угрозы, соответственно, тоже в большей степени связаны с людьми, а не с самой технологией.

Чему нас учит работа с будущим? Во-первых, чем более позитивно мы оцениваем будущее, тем менее мы склонны считать его предсказуемым. Во-вторых, когда люди вместе работают с будущим (представляют его себе, строят прогнозы, рассматривают варианты), они повышают уровень доверия друг к другу и толерантности к неопределенности. В результате они больше готовы к тому, чтобы шагнуть в это будущее.

Источники:

1. Доклад «Технофобия и технопессимизм у разных поколений россиян: социально-психологический анализ» на круглом столе «Цифровая трансформация картины мира: в поисках моста между поколениями» в МГУ им. М.В. Ломоносова 15 ноября 2019 года

2. Выступление Тимофея Нестика на научном салоне «Инсайты эволюции» 13 декабря 2019 года

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях