background picturebackground picture

Танец как средство реабилитации и социализации

Особые дети

610

Занятия танцами в инклюзивном коллективе по специальной методике развивают и двигательный, и эмоциональный интеллект

Многие родители слышали об инклюзивном школьном и дополнительном образовании, но далеко не все представляют, как это выглядит на самом деле. Какие возможности для развития есть у ребенка с ОВЗ? Чем он может заниматься помимо учебы в школе? Что могут сделать родители для его успешной социализации и адаптации? Своим профессиональным опытом делятся создатели инклюзивного танцевального коллектива «Преодолей-ка» специальный психолог Анна Гонек и художественный руководитель Евгений Елкин.

Семьи, в которых есть ребенок с тем или иным заболеванием, с особыми потребностями, постоянно думают о том, как позаботиться о его здоровье и расширить возможности реабилитации. Но психологическое состояние особого ребенка играет не меньшую роль. В современном обществе больше не принято отгораживаться от проблем «других» детей. Специалисты из разных областей разрабатывают методики успешной социализации и адаптации людей с особыми потребностями, в первую очередь детей.

Одним из таких проектов, поначалу экспериментальным, стал танцевальный коллектив «Преодолей-ка». В основе его концепции лежит взаимодействие реабилитационной медицины, психологии и хореографии. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и здоровые дети в «Преодолей-ке» танцуют вместе.

https://www.youtube.com/embed/RyiqOh5oALA

Ребята не просто занимаются для себя, они вместе создают хореографические номера, с которыми обязательно выступают на разных площадках. За последний год у коллектива было около 30 выступлений в разных городах России.

На индивидуальных и групповых уроках дети работают с опытными педагогами по специально разработанной для каждого программе. Своей методикой основатели «Преодолей-ки» готовы делиться со специалистами, заинтересованными в организации подобных коллективов в своих регионах.

Почему именно танец

«Для реабилитации и развития ребенка в любом физическом состоянии нам помогут системы, уже разработанные человечеством, — уверен художественный руководитель коллектива Евгений Елкин. — Одной из них является системная хореография. Танец — это дисциплина, которая имеет развитую и многоплановую методику, отшлифованную столетиями, потому что танец задействует все тело в каждом движении».

По мнению авторов проекта, системная хореография не только физически и творчески развивает любого здорового человека, дает ему способы решения эмоциональных проблем, поднимает уровень его «двигательного интеллекта», но и способна сыграть огромную роль в реабилитации двигательных процессов у человека с инвалидностью.

Основа танцев — это движение, которое само по себе оказывает значительный лечебно-оздоровительный эффект, а люди с инвалидностью и ограниченными возможностями обычно обречены на малоподвижность. Осознание этого обстоятельства подавляет свободное выражение эмоций и чувств, приводит к зажимам и скованности.

Основатель телесно-ориентированной терапии психолог Вильгельм Райх говорил о связи между мышечным напряжением и эмоциональной блокировкой. Он ввел термин «мышечный панцирь» или «мышечный зажим» в отношении постоянно напряженных мышц, не позволяющих психической энергии течь свободно, в результате чего возникают различные психологические проблемы. Для разрешения таких проблем танцевальное искусство подходит как нельзя лучше.

«Танец — это всегда эмоционально окрашенное движение, — объясняет специальный психолог и президент благотворительного фонда „Преодолей-ка“ Анна Гонек. — Эмоции и чувства, которые человек переживает и переосмысливает, занимаясь танцем, дают сильную увлеченность и мотивацию к саморазвитию».

Все это важно как для обычных, здоровых детей, так и для тех, кто имеет физические особенности развития. «Танец — это социально активное поведение, коллективное творчество, способствующее воспитанию ответственности и формированию активной жизненной позиции, — продолжает Евгений Елкин. — И здесь цели, которые стоят перед инвалидом-опорником, схожи с задачами обычного танцора. Верное понимание и исполнение своей роли в хореографической постановке в дальнейшем поможет ребенку с инвалидностью понять и исполнить свое предназначение в жизни общества».

Танец — это средство невербальной коммуникации, поэтому терапия, основанная на танце, работает с тем, как эмоции и чувства отражаются в телесных состояниях, и помогает человеку осознать эти чувства. «Образы, воплощенные в танце, — это результат уже пережитых эмоций, — поясняет Евгений Елкин. — Это значит, что какая-то внутренняя проблема уже решена, и человек может переходить на следующий уровень в своем развитии».

Зачем занятия хореографией ребенку с инвалидностью

«Люди с опорно-двигательными нарушениями имеют некоторые личностные особенности: психическая и социальная пассивность, безынициативность, снижение потребности в социальном взаимодействии, аутистические черты характера, нарушения эмоционального контакта с окружающими, — рассказывает Анна Гонек. — Негативно влияет на взросление детей с НОДА социальная изоляция, когда родители стремятся оградить своего ребенка от взаимодействия с обществом, или гиперопека. Сочетание всех этих факторов проявляется в снижении адаптационных способностей детей и подростков».

Жизнь людей с ограничениями возможностей здоровья осложняют малая подвижность, неумение прикладывать усилия, недостаточная мотивация к тому, чтобы добиваться улучшения своего физического состояния.

Родителям стоит помнить о том, что часто проблема особого ребенка заключается в мотивационной сфере и низкой самооценке. Физические и ментальные нарушения становятся психологическим барьером для гармоничного развития. В таких условиях необходим механизм, который, с одной стороны, мог бы отвлечь человека от фиксации на внутренних переживаниях, а с другой — приобщить к сфере, которая естественным способом вызывает желание самореализации и способствует адаптации. И задача, которую необходимо решить в данном случае танцевальному искусству, заключается в том, чтобы помочь человеку перешагнуть через физическую ограниченность и найти новые возможности выразить себя через танец.

«Реабилитация бывает физической, психологической, социальной, культурной, — объясняет Евгений Елкин. — Создавая возможность занятий в инклюзивном хореографическом коллективе, мы затрагиваем практически все аспекты реабилитации, даже технический. Человек, занимаясь системной хореографией, выстраивает новые отношения со средствами технической реабилитации (инвалидные коляски, протезы, костыли и трости)».

Но если человек, не имея должной квалификации и не зная основ движения, пытается самостоятельно восстановить свои двигательные функции как можно скорее, он может выработать и закрепить неправильные навыки. «Неправильные динамические стереотипы перегружают мозг и замедляют интеллектуальное развитие, так как приходится постоянно решать проблемы аритмичного несбалансированного движения», — предупреждает хореограф.

Положительные эффекты инклюзивного проекта

  1. Формирование системы непрерывной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  2. Создание условий для полноценной жизни детей-инвалидов и их интеграции в общество.
  3. Получение возможности детям с ОВЗ и членам их семей участвовать в мероприятиях наравне со здоровыми сверстниками.
  4. Повышение уровня принятия, более доброжелательное отношение общества к инвалидам.
  5. Развитие системы бесплатных дополнительных образовательных услуг, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
  6. Рост информационной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями.

В инклюзивном танцевальном коллективе «Преодолей-ка» с детьми занимаются профессионалы, что позволяет достичь существенных результатов. Но успешное включение ребенка с инвалидностью в инклюзивный коллектив во многом зависит и от участия его семьи.

Дети с сохранным здоровьем занимаются отдельно, по своей методике, а затем объединяются в общую группу с детьми с НОДА для командного и партнерского тренинга и коллективных постановок.

«В группе с детьми-инвалидами здоровые дети учатся толерантности, перенимают опыт преодоления, раскрывают свой творческий потенциал, — говорит Евгений Елкин. — Совместная работа в инклюзивном коллективе над общей композицией предполагает сотрудничество и способствует позитивной эмоционально-творческой атмосфере. Здоровье, качество и продолжительность жизни ребенка с инвалидностью зависят не только от своевременного и квалифицированного лечения, но и от среды, в которой он живет. Больше шансов реализоваться в обществе у тех детей, которые имеют возможность заниматься творчеством, создавая художественные образы. Наш проект решает эти задачи через хореографию».

В России действуют еще несколько инклюзивных танцевальных коллективов, у каждого из которых есть своя специфика. Так, московская Школа инклюзивного творчества «Танцующий дом» работает с детьми с синдромом Дауна. Центр социокультурной анимации «Одухотворение» (тоже в Москве) предлагает инклюзивные танцы и танцевальную реабилитацию взрослых с ментальными нарушениями. В липецком Народном инклюзивном театре танца «Параллели» дети занимаются спортивными танцами на колясках.

Фото: Коллекция/iStock (обложка), Марина Львова для проекта «Преодолей-ка» 

Поделиться в соцсетях