Почему он появляется и как помочь детям
На протяжении всей жизни люди совершают ошибки. На них учатся и формируют жизненный опыт. Психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер в 2011 году в своем исследовании доказал, что без ошибок не бывает эффективного обучения. Он изучил нейронные сигналы в мозге, которые отвечают за реакцию на неудачу, и сделал вывод о том, что если избегать ошибок или воспринимать их в качестве показателя отсутствия способностей к предмету, то эффективность обучения заметно снижается. «Обращая внимание на ошибки, мы тратим больше времени и сил на их исправление, — утверждает Джейсон Мозер. — В результате мы заставляем ошибку работать на нас».
Страх неудач формируется в детстве, и важнейшую роль в этом играют, конечно, родители. Потом детский сад и школа. Поэтому главное — научиться самим и научить детей правильно на них реагировать. Почему ребенок боится совершать ошибки, как родителям не привить своим детям такой страх и когда он формируется, как вырастить человека, который не боялся бы не быть идеальным в любом деле, не опасался панически ошибок и не остерегался рисковать во избежание промаха? На эти вопросы отвечает Ольга Саломатова, младший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ.
Причины страха ошибки
Страх — это многогранное явление. Страх, с одной стороны, связан с понятием опасности и помогает человеку активизировать определенные механизмы, чтоб защититься от угрозы. С другой стороны, страх неразрывно связан со стрессом и тревогой, и в этом случае он, напротив, тормозит биологические процессы, заставляя человека испытывать негативные эмоции без серьезной причины. Если говорить о страхе ошибки, то этот страх относится, безусловно, ко второй группе.
Страх ошибиться появляется у ребенка, как только он сталкивается с процессом обучения, то есть в старших группах детского сада или в начальной школе. Почему этот страх возникает? Причины могут быть разные.
Реакция родителей на ошибки
Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста невероятно важно мнение родителей о результатах его деятельности. Если родитель ругает ребенка за грязные тетради, неаккуратные рисунки или поделки, то такое отношение порождает в ребенке боязнь что-то делать. Ведь если получится не так, как хотят родители, то они снова будут ругаться. Обычно такая реакция характерна для родителей-перфекционистов, которые сами панически боятся ошибиться.
Реакция педагога на ошибки
Некоторые педагоги склонны придавать оценкам и правильности выполнения заданий слишком большое значение. Если задание сделано с ошибками или «грязно», то педагог допускает публичное осуждение ученика. Такие действия способны не только спровоцировать страх ошибиться, но и негативно повлиять на познавательную мотивацию ребенка.
Требования системы образования
Здесь можно отметить два основных момента.
Первый касается системы оценивания как таковой. Зачастую главной мотивацией для ребенка становится получение «хороших» оценок, а не знаний. «Плохая» оценка вызывает страх перед родителем и учителем.
Второй момент касается требований к оформлению тетрадей. Младших школьников учат отступать определенное количество клеточек или строчек и не исправлять. У многих современных детей эти требования вызывают проблемы, однако учитель снижает оценки за неправильное оформление или исправления, что в принципе не совсем справедливо. Оценивается способность ребенка к аккуратности, а не знание предмета.
Социальные и психологические факторы
Сравнение ребенка с другими детьми (публичное или в личном разговоре) способствует появлению низкой самооценки. Низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах способствуют формированию страха ошибиться.
Рекомендации психолога
Чтобы помочь ребенку преодолеть страх ошибок и развить уверенность в себе, важно соблюдать следующие правила.
- Не ругайте ребенка за ошибки!
Это бессмысленно и лишь порождает чувство неуверенности и беспомощности.
- Поговорите с ребенком о том, что такое ошибка.
Расскажите ребенку, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ошибка — это нормальная часть образовательного процесса.
- Научите ребенка принимать и анализировать свои ошибки.
Анализ ошибки подразумевает не бездумное переписывание, а то, что ребенок вместе со взрослым понял причину ошибки и ее проработал. Например, если ребенок систематически пропускает буквы в словах, то ему вряд ли поможет переписывание слов. В этом случае целесообразнее проанализировать ошибки. Если ошибки на одно и то же правило, то ребенку необходимо объяснить это правило. Если ошибки не подчиняются правилу, то стоит проконсультироваться с логопедом или нейропсихологом. Возможно, у ребенка дисграфия или дислексия.
- Поддерживайте ребенка в любой его деятельности.
Если ребенку нравится математика, поощряйте его развитие в этой области. Можно предложить записаться в кружок по олимпиадной математике, ментальной арифметике, основам программирования и т. д.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Никогда не сравнивайте ребенка с другими, в том числе и с братьями или сестрами. Не приводите в пример более успешных одноклассников. Сравнивайте ребенка только с ним самим, тогда будет виден его личный прогресс. Обязательно хвалите его за достижения!
- Реакция педагога на ошибки очень важна.
Сейчас во многих школах проводятся встречи с родителями будущих первоклассников. Спросите у педагога, как он относится к ошибкам учеников.
- Обратитесь к психологу при необходимости.
Целесообразно обратиться к психологу, если у ребенка сильный страх ошибки, который фактически парализует его учебную деятельность.
Вы всегда можете получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.