8 плюсов участия в театральных постановках
Родительские рассуждения о школьном театре зачастую полярны: часть родителей настроена благосклонно, ссылаясь на важность развития таланта у артистичных детей, часть — критически, ссылаясь на внушительную загруженность их чад. Наши эксперты: Анна Макарчук, кандидат психологических наук, директор Центра толерантности, и Евгения Эльконина, психолог и тренер Центра, — рассказывают об уникальных плюсах театрального воспитания, поскольку на практике в этом убедились: уже в течение нескольких лет Центр работает с детьми и подростками по программе форум-театра и планирует открыть плейбэк-студию.
Классика и ее отсутствие
Школьный театр сегодня: какой он?
Школьный театр предлагает детям уникальное и преобразующее путешествие: от развития творческих способностей до воспитания уверенности, коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта.
«У него математический склад ума, спортивная секция по четвергам и любовь к химии. Какой толк от кривляния на сцене?» — говорят некоторые родители. «Толк огромный, поскольку именно театр, грамотно организованный в школьных стенах, формирует характер, взгляды и даже решает часть психологических проблем. А это в подростковом возрасте, например, может быть куда важнее академических достижений», — утверждают специалисты.
Современный школьный театр совсем не обязательно похож на воспоминания из нашего собственного детства: классические пьесы, самодельные костюмы и без особого желания выученные (вымученные) тексты. С таким подходом не стоит удивляться, что дети, особенно подростки, отказываются от участия в постановках — ведь они не отвечают ни их идеалам, ни ценностям, ни потребностям. Не мы для искусства и выполнения программы, а искусство для нас и для решения наших личных вопросов. Пушкин не сможет стать «нашим всем», пока не станет понятен и близок ребенку и его насущным проблемам и потребности в красоте. Сегодня многообразие методических материалов позволяет педагогам соединить в школьном театре и классическую базу, и запросы поколения, и современные форматы.
Интерактивный театр
В эпоху цифровых технологий разрушить четвертую стену стало проще, а значит, проще и организовать динамичное взаимодействие подростков с залом. Можно получить действительно захватывающий опыт, поощряя подростков активно исследовать многомерное повествование — например, предлагая залу делать выбор за главных героев, меняя таким образом результат.
Такой подход тренирует критическое мышление, учит быстро и все же взвешенно принимать решения и исследовать самые различные сюжетные линии. Да, таких поворотов могло не быть в классике, но зато они отражают сложности выбора в реальной жизни.
«А если Анна Каренина спасается от удушающих обстоятельств и занимается самопознанием, находит цель? А если становится решительной защитницей прав женщин и социальных реформ, бросая вызов репрессивным нормам своего времени?»
«А если чувство вины заставляет Раскольникова пойти волонтером в приют для бездомных и угнетенных? Там он устанавливает связи с людьми, которые на собственном опыте испытали последствия бедности и преступности… Какие истории они расскажут ему? Как социальное влияет на моральный выбор?»
Плейбэк-театр
Плейбэк-театр — это новый для России импровизационный стиль, который объединяет истории зрителей в совершенно новое произведение. Подростки из зала делятся своими переживаниями и сюжетами, а опытный ансамбль инсценирует их, превращая уязвимость в эмпатию, а частное в живое, но общее. Этот стиль служит мощным средством самовыражения, воспитывая эмпатию и позволяя отрефлексировать сложные сюжеты. Когда подростки видят, как их истории оживают на сцене, у них развивается более глубокая связь со своим собственным опытом и опытом своих сверстников.
Попасть в такую плейбэк-студию уже возможно. В сентябре Центр толерантности открывает набор в первую в России плейбэк-студию для подростков (16–19 лет) «Место историй». Проект продлится больше года и будет включать еженедельные бесплатные занятия. Записаться можно, заполнив анкету по ссылке.
Элегантность классики
Классика всегда сохраняет свое очарование, поскольку переносит подростков в мир шекспировского красноречия, мольеровского остроумия и чеховской человечности. Этот стиль требует строгой дисциплины и ораторских навыков, развития эмоциональной глубины и мастерства интерпретации. Играя Гамлета, Чацкого, Анфису, Снегурочку, Хлестакова, подростки учатся вести сложные диалоги, улавливать нюансы человеческой психологии и оттачивать свою способность выражать глубокие эмоции.
8 плюсов участия в театральных постановках
Развитие творчества и воображения
Прекрасный способ развития творческих способностей и воображения ребенка. Создавая образ персонажа, подыскивая реквизит и создавая декорации, дети учатся мыслить нестандартно, что однозначно отразится на их академических успехах и навыках решения проблем.
Укрепление уверенности и самооценки
Выход на сцену и само перевоплощение требуют самоконтроля, самоотдачи и вместе с тем уверенности, которая в будущем обязательно положительно отразится на самых различных аспектах жизни ребенка. Школьный театр предоставляет детям безопасное пространство, где они могут преодолеть страх перед сценой, говорить и выступать перед аудиторией и верить в себя. Это вновь обретенное со времен раннего детства чувство «Я все могу» особенно бесценно в период подросткового развития.
Развитие навыков эффективного общения
Спектакль — это только малая часть процесса. А вот общение с коллегами по сцене имеет первостепенное значение. Дети учатся договариваться, взаимодействовать, убедительно передавать эмоции и считывать их, реагировать на реплики других актеров или зала. Все это серьезно улучшает способность выражать свои мысли, а также лучше понимать смысл сказанного на дополнительном уровне эмпатии.
Развитие навыков сотрудничества и командной работы
Создание спектакля требует коллективных усилий режиссеров, актеров, зала, сценаристов и художников. Школьный театр дает детям возможность сотрудничать, делиться идеями и работать в команде, объединенной креативной целью. Научиться ценить различные точки зрения и прикладывать усилия к достижению масштабной цели (и видеть результат этих усилий) — навыки, необходимые для будущей карьеры и саморазвития.
Развитие эмоционального интеллекта
Вникая в личности разных персонажей, дети развивают эмпатию. Они учатся понимать и передавать широкий спектр эмоций, переживая и примеряя на себя различный человеческий опыт. Театр дает «повышенную эмоциональную осведомленность» — инструмент, позволяющий ориентироваться в сложных межличностных ситуациях и строить крепкие отношения.
Улучшение когнитивных навыков
Ну и куда же без запоминания реплик, анализа сценария и адаптации? Все это улучшает память ребенка, развивает его навыки критического мышления и аналитические навыки. Погружаясь в разнообразные роли и ситуации, школьник развивает свою способность интерпретировать сложные повествования и устанавливать связи между персонажами, репликами, событиями и темами.
Повышение психологической устойчивости
Театр — это мир непредсказуемости: на репетициях могут возникнуть сложности, реквизит может выйти из строя, в зале окажется требовательный ценитель или остряк, а реплики имеют свойство забываться. Такое происходит даже с профессионалами. Дети учатся быстро адаптироваться к непредвиденным обстоятельствам, развивая устойчивость и способность сохранять спокойствие под давлением. Крайне полезный навык в наш век неопределенности.
Культурная осведомленность
Сложно сыграть Молчалина и ничего не узнать о чинах Российской империи, совсем уж невозможно искать реквизит для пьес начала XX века и не влюбиться в живопись и моду того периода. Разные эпохи, культуры, язык, традиции — все это позволяет получить представление об историческом контексте, расширяет кругозор и добавляет другим школьным предметам глубину и мотивацию к их изучению. Так ценности, о которых любят повторять школьникам, обретают свое выражение.