background picturebackground picture

Школьная травля: как распознать и что делать?

Родители

Школьники

Подростки

Особые дети

351

Рекомендации специалистов

Травля, или буллинг, в школе — это довольно распространенное явление. Как с ней справиться? Кто должен разбираться в ситуации в первую очередь? Чем можно помочь жертве издевательств, особенно если это приемный ребенок? На вопросы отвечают практикующий клинический психолог, психотерапевт, эксперт программы «Травли NET» АНО «БО «Журавлик» Мария Афонина и практикующий детский и подростковый психолог, арт-терапевт, эксперт по работе с приемными семьями Анна Рудакова.

По каким признакам можно определить, что ребенка начинают травить в школе?

Чтобы узнать, что ребенка начинают травить в школе, важно быть в контакте с ним и спрашивать о том, как проходит день, с кем он дружит в классе, кто из одноклассников считается главным, есть ли разделение на маленькие группки и какие они, насколько комфортно в коллективе в целом. Стоит также внимательно относиться к любым изменениям настроения ребенка и уточнять у него причину этих изменений.

Можно обратить внимание и на дополнительные признаки.

  • Неохотно идет в школу, прогуливает.
  • Приходит домой задумчивый, грустный, растерянный или же раздраженный, нервный.
  • Проучился в школе несколько месяцев, а друзей все нет.
  • Сидит за партой один.
  • Не может найти группу для выполнения проектов.
  • Исключили из классного чата.
  • Старается не ездить на внешкольные мероприятия.
  • Не приглашает в гости одноклассников и сам не ходит к ним.
  • Возвращается в грязной одежде, с ссадинами и синяками на теле.
  • Иногда пропадают школьные вещи.

Если ребенок стал жертвой травли, важно помнить про три момента: собственное эмоциональное состояние, эмоциональное состояние ребенка, работа со школой.

Как правильно действовать в ситуациях буллинга?

В первую очередь важно постараться успокоиться. Лишние эмоции — плохой помощник в решении проблем. Справиться с гневом помогают физические упражнения, прогулки. Тревогу можно уменьшить, занимаясь творчеством, выполнением простой монотонной деятельности, соблюдением привычного распорядка дня. Отчаяние можно снизить при помощи фантазирования, воспоминаниях о счастливых моментах, мечтаниях о будущем. Чувство беспомощности, растерянности отступает, если найти какие-то сферы жизни, которые можно контролировать.

Далее поддержите ребенка.

  • Внимательно выслушайте, покажите, что он больше не один на один со своей проблемой.
  • Присоединитесь к его чувствам («Это ужасно, что так произошло»).
  • Покажите, что происходящее ненормально («Так не должно быть»).
  • Скажите, что вы приложите все усилия для решения проблемы.
  • Сделайте акцент на том, что на месте жертвы мог оказаться кто угодно и проблема не в жертве, а в том, кто является агрессором.
  • Расскажите ему, какие шаги вы планируете предпринять для решения проблемы, подтвердите, что все свои действия вы обязательно обговорите с ним.

После этого можно начинать взаимодействие со школой.

  • Обратитесь к классному руководителю и сообщите ему о травле, перечислив конкретные факты.
  • Договоритесь о том, к какому сроку с его стороны будут предприняты действия по защите вашего ребенка и по прекращению травли и какие это будут действия.
  • Когда оговоренные сроки пройдут, уточните у ребенка и классного руководителя, как продвигается работа.
  • Если проблема не решена, обратитесь к директору школы.

Подробную информацию о том, как противостоять травле, что нужно предпринимать учителю и коллективу школы, как действовать самому ребенку и его родителям, можно найти на новом ресурсе программы «Травли NET».

Важно помнить, что чем раньше начать предпринимать какие-либо действия, тем лучше. Не стоит ждать физической травли (физическое воздействие и порча вещей). Желательно разбираться с проблемой, когда травля имеет еще вербальную (оскорбления, угрозы, неприличные жесты) или социальную (игнорирование, исключение из группы, бойкот, сплетни) форму.

В качестве примера можно привести историю, когда девочка с особенностями развития пришла в новый класс (5-й класс). По отношению к ней достаточно быстро развернулась вербальная и социальная травля: от нее отсаживались, выгоняли с лавочки, демонстративно не отвечали в ответ на приветствия, перешептывались и смеялись за ее спиной, а затем начали угрожать в переписке и исключили из школьного чата. Мама обратилась за советом к экспертам программы «Травли NET», вооружилась методичкой, разработанной в рамках программы, и пошла разговаривать с учителем о том, что в классе травля и нужно с этим что-то делать, а именно: признать проблему, сообщить об этом классу, высказать мнение о неприемлемости травли ни при каких обстоятельствах и работать над изменением ситуации сообща. Учитель не сразу была готова признать проблему (и это, к сожалению, случается часто — многие учителя замечают травлю, когда дело доходит до физического воздействия). Но мы советовали маме сохранять спокойствие, проявлять настойчивость и указывать на признаки травли: проявляется постоянно, жертва — всегда одна девочка, цель обидчиков — повеселиться и причинить боль, а не решить конфликт. Кроме того, у мамы были доказательства — угрозы, которые одноклассницы писали девочке в сообщениях. В результате удалось убедить учителя в том, что травля существует. Педагог провела в классе работу, и сейчас травля полностью прекратилась.

Что делать, если в травле участвуют учителя?

Действия принципиально не отличаются, кроме того, что работать с классом лучше другому взрослому, который не участвует в травле.

Некоторые приемные дети в прошлом подвергались насилию. Такой жизненный опыт может заставить их самих издеваться над одноклассниками. Как взрослым помочь ребенку изменить его поведение?

Если агрессивное поведение ребенка не поддерживается одноклассниками и учителями, а наоборот, все пытаются остановить насилие и поддержать тех, на кого ребенок нападает, то велика вероятность, что такое поведение постепенно станет менее выраженным.

Важно помнить, что за поведением всегда стоят какие-то чувства и потребности — это способ, которым ребенок пытается что-то донести до окружающих. Также нежелательное поведение может появляться, когда с помощью него ребенок получает внимание, или достигает желаемого, или избегает нежелаемого, или же само поведение приносит удовольствие. Лучше всего разбираться в причинах нежелательного поведения вместе со специалистом. Если поведение сильно выходит за общепринятые рамки (ребенок бросается на других детей, плюется, залезает на парту и т. д.), можно посещать школу вместе с тьютором, который поможет ребенку лучше контролировать себя, соблюдать правила (которые он может соблюдать), контактировать с другими детьми.

Если нужна помощь специалистов

Родители всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях