Зачем и как читать детям сказки?
Сказки — это народное достояние, важная часть культуры, объединяющая поколения. Совместное чтение взрослых и детей представляет собой замечательную традицию, которая появилась не так давно, всего лишь каких-то 100–150 лет назад. До этого была другая традиция — рассказывать сказки. Причем их слушали все: не только дети, но и взрослые члены семьи. Совместное погружение в историю объединяло семью, насыщало общение образностью, новыми смыслами, которые прямо не связаны с практическими задачами. В самом деле, очень важно и полезно говорить о труде, о каких-то практических задачах семьи, но какая польза в сказке? Урожайность не повысит, денег не принесет. Но несмотря на такую свою бесцельность и бесполезность, рассказывание сказок не только не исчезло из жизни народа, а даже укрепилось и стало неотъемлемой частью времяпрепровождения семьи. Кощей Бессмертный, Марья Моревна, избушка на курьих ножках, ступа и метла и многие другие образы, с одной стороны, совершенно лишены связи с современной реальностью, а с другой — почему-то важны для нас. О роли сказок в воспитании детей, о том, как правильно их читать детям, рассказывает Ирина Рябкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, руководитель магистерской программы «Игра и детство».
Сказки вчера и сегодня
Важно заметить, что сказка не всегда была так «оторвана от жизни», как в современном мире. Когда-то она, напротив, очень реалистично отображала жизнь людей и их представления о потустороннем, «божественном» мире: его законах, бытовании, о способе проникнуть в него. В действительности, как показало всемирно известное исследование В.Я. Проппа, так называемые волшебные сказки рассказывают нам о ритуалах инициации, то есть вхождения детей в мир взрослых людей. Иными словами, они отражают реально существовавшие практики и в былые времена давали вполне себе ясные рекомендации о том, что ждет будущих мужчину или женщину в процессе прохождения обряда инициации — посвящения во взрослые члены общества.
Сегодня наша жизнь кардинально изменилась. И логичные, понятные когда-то всем слушателям повороты сюжета, знакомые герои и даже предметы больше не кажутся само собой разумеющимися и очевидными. Более того, достаточно большая часть народных сказок в своем оригинальном варианте совсем не предназначена для детей, поскольку включает в себя чрезмерно агрессивные, сексуализированные и другие мотивы. Зачем же в таком случае читать сказки? Что они воспитывают? И нужно ли читать вот такие, содержащие не детские темы, сказки?
По мнению подавляющего большинства детских психологов и педагогов, не стоит читать детям сказки (а также показывать фильмы и мультфильмы), которые содержат «недетские» темы. Мы стремимся оградить детей от всего, что может, на наш современный взгляд, причинить им вред, травмировать или исказить развитие. Конечно, не так просто понять, где пролегает граница между допустимым и нежелательным, ведь, например, бой с драконом — это тоже агрессивный мотив. Но описание этого боя может быть более или менее подробным и «красочным». Чем младше ребенок, тем менее развернутым должно быть подобное описание. Кроме того, важным критерием является ваше чувство и реакция ребенка. Если при чтении вам или ребенку эмоционально некомфортно, неприятно читать вместе какие-то части сказки, то имеет смысл задуматься: подходит ли это для детских ушей или для чтения именно вашему ребенку? Ведь все дети разные, и кто-то может острее реагировать на события в истории. Есть масса других замечательных книг, и всегда можно найти то, что подойдет именно для вашего совместного чтения.
Что же воспитывают сказки?
Народные, особенно волшебные, сказки в первую очередь рассказывают ребенку о том, как важно быть активным, инициативным. Ведь если разобраться, главный герой почти ничего не делает в одиночку — ему все время помогают другие: звери, рыбы, волшебные существа и даже предметы. Без них он не был бы Героем. Это говорит нам о том, что необходимо действовать, пробовать, не сдаваться — это важно, это главное. Таким образом, сказка формирует у ребенка важную установку на волевую активность.
Кроме того, сказки содержат различные модели отношений и поведения в тех или иных ситуациях. Так, например, чтобы выжить в новом месте (потустороннем мире), нужно знать правила поведения (в сказке это конкретные действия, которым учат, к примеру, помощники). Или если нашел любимого человека, то держись за него, не теряй (как в «Царевне-лягушке»). Встретил жадного и сильного хитреца — включай смекалку, будь хитрее (как в сказке «Вершки и корешки»). Слушая или читая такие сказки, воображая их события, ребенок как бы проигрывает в уме их истории и впитывает те модели, которые в них заложены.
Еще одной важной функцией сказок является то, что они будят воображение ребенка. Воображение — важнейшая функция психики, ведь она про то, чего нет непосредственно в восприятии. Способность создавать то, чего нет, — достижение человеческой психики, которое трудно переоценить. Культура, наука, этика построены на том, что изначально… лишь воображалось. Поэтому, читая детям сказки, мы закладываем основу для развития важнейшей психической функции.
Наконец, совместное чтение является прекрасной возможностью содержательно провести время вместе с детьми. Как ни странно, но базовая потребность в общении — просто находиться рядом с другим человеком, чувствовать присутствие другого. Кроме того, взрослый, читая книгу, делает это каждый раз немного иначе, а это важно для речевого развития. В этом смысле ни одна аудиозапись не заменит «живого» чтения. Когда содержание книги обсуждается с ребенком — это тоже незаменимая часть чтения детям. К тому же совместное переживание событий истории развивает ценное качество для межличностного общения — способность к сопереживанию, сочувствию, эмоциональной отзывчивости.
Рекомендации родителям
Итак, читать детям очень полезно. Однако, для того чтобы совместное чтение было действительно полезным, необходимо помнить о следующем.
- Любовь к чтению обычно возникает у тех детей, у которых с ним связаны приятные переживания. Невозможно заставить полюбить. Насилие порождает только ненависть, отчуждение, обиду. Поэтому не следует заставлять читать или слушать чтение.
- Лучше выбирать такие книги, которые нравятся ребенку. Их в подавляющем большинстве случаев можно найти. Они должны быть связаны с теми темами, образами, которые нравятся ребенку, интересны ему. Например, если мальчик любит машинки в первую очередь, пусть героями книг из его библиотеки будут именно они — машинки (а также механизмы, роботы и пр.). Или, допустим, девочка очень любит кошек. Замечательно! Есть масса книг, где главные герои — кошки, коты, котята. Главное — нужно прислушаться к ребенку, понять его интересы.
- Выбирать книги нужно по возрасту. Не стоит читать, например, «Волшебник Изумрудного города» трехлетнему ребенку, потому что он вряд ли что-то поймет, ведь история слишком сложная. Исключением будет ситуация, когда ему очевидно нравится книга.
- Читать вслух можно в разных ситуациях. Например, это может быть ритуал перед сном, а может быть связано с торжественной покупкой новых книг. Можно читать вслух другим членам семьи (в том числе детские книжки). В таком случае у ребенка не будет ощущения, что его заставляют слушать историю, но при этом, если истории интересные, постепенно он будет вовлекаться в прослушивание.
- Иногда родители спрашивают, что делать, если ребенок задает вопросы прямо в процессе чтения: стоит ли прерываться, рассматривать картинки, отвечать на вопросы, обсуждать что-то? Да, стоит, ведь это и есть одно из главных преимуществ «живого чтения» перед аудиозаписью. Возмутиться плохим поступком, взять паузу и справиться со страхом, посмеяться над нелепой ситуацией, и все это вместе с другим, с близким человеком — дорогого стоит.
- Важно, чтобы книги были в доступе у ребенка, чтобы он самостоятельно мог их брать и рассматривать, уже начиная с раннего возраста. Наличие собственной библиотеки с любимыми книгами, возможность выбора и самостоятельного взаимодействия с книгой составляют важную часть формирования культуры чтения.
Следуя данным принципам, заботливые взрослые смогут привить детям любовь к книге, наладить и поддержать доверительные отношения с ребенком, а также будут способствовать формированию таких важных качеств, как отзывчивость, инициативность, способность к фантазии.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.