background picturebackground picture

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: как распознать и куда обращаться за помощью

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Особые дети

3848

Возможно ли отличить гиперактивного ребенка от просто активного и подвижного

«Не может усидеть на месте», «постоянно крутится», «не умолкает ни на секунду», «носится как заведенный», «на занятиях отвлекается и считает ворон» — родители слишком активных детей нередко именно с таких фраз начинают свой рассказ в кабинете у доктора. В ряде случаев такое поведение — вариант нормы, но все чаще детям в нашей стране и во всем мире диагностируют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). О том, как распознать болезнь и к кому обратиться при появлении тревожных симптомов, рассказывает учитель-дефектолог Калужского государственного института развития образования Елена Иконникова.

Что такое СДВГ

Помните известную киноновеллу «Вождь краснокожих» из фильма Леонида Гайдая «Деловые люди»? Мальчика из очень богатой семьи решили украсть два злодея — ради выкупа. Но в результате этот сорванец довел незадачливых похитителей до такого состояния, что они готовы были сами заплатить деньги, лишь бы родители забрали его обратно.

Можно сказать, что герой фильма — яркий пример ребенка с чрезмерно повышенной активностью и импульсивностью или синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

То же самое, кстати, можно сказать и о героине популярного сегодня мультфильма «Маша и Медведь» — ведь она буквально не может усидеть на месте.

С медицинской точки зрения синдром дефицита внимания и гиперактивности — это длительное состояние ребенка, характеризующееся способностью удерживать внимание лишь на короткий период из-за невозможности сосредоточиться, импульсивности и чрезмерной активности.

В литературе и в медучреждениях это заболевание еще называют гипердинамическим синдромом, синдромом двигательной расторможенности, синдромом детской гиперактивности, гиперкинетическим расстройством, гиперактивным расстройством с дефицитом внимания (ГРДВ).

Сегодня проблема СДВГ у детей во всем мире до конца не изучена, как и не найдено способов полной коррекции этого состояния. Более того, в некоторых странах проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности является общенациональной. В нашей стране, к сожалению, число таких детей тоже довольно велико.

Во многих случаях СДВГ — это наследственная, семейная болезнь, чаще всего она передается по мужской линии.

Также на возникновение СДВГ может влиять раннее органическое повреждение центральной нервной системы, например, травмы при родах, болезни мамы во время беременности, генные мутации и даже негативные социально-психологические факторы во время беременности и в первые годы жизни малыша.

Основные проявления СДВГ у детей

Главными проявлениями СДВГ принято считать:

  • нарушение внимания;
  • импульсивность;
  • чрезмерную активность.

Первые симптомы заболевания должны встретиться у ребенка до 7 лет, также они должны сохраняться в течение 6 месяцев и более.

Нарушение внимания — это, прежде всего, проблемы с концентрацией на важных деталях. Такой ребенок часто допускает ошибки, из-за чего страдает учеба в школе или успеваемость на занятиях в детском саду. Также такие дети не могут долго удерживать внимание на чем-то одном.

Нередко родители говорят о том, что ребенку сложно сосредоточиться дольше, чем на несколько минут, он неусидчивый. А если отвлекся — то будто не слышит и «витает в облаках».

Психологи нередко называют такое явление гиперфокусом, когда человек сконцентрировался на чем-то одном и буквально не замечает ничего вокруг. Чтобы снова привлечь внимание ребенка, лучше не кричать и не одергивать его, а мягко к нему прикоснуться.

Такая особенность у детей с СДВГ возникает за счет специфической работы мозга — функциональной незрелости коры в лобных (префронтальных) отделах. Именно они отвечают за планирование, программирование, регуляцию, контроль, внимание, чувство самосохранения, мотивацию и т. д.

Еще один признак нарушения внимания в том, что ребенок не следует инструкции. Чаще всего такие дети выполняют задания неправильно, ломают/портят игрушки или новые вещи, испытывают сложности в самостоятельной деятельности. Особенно это заметно у дошкольников. Например, мама говорит малышу: «Иди убери игрушки», а он не понимает, что именно нужно делать. Таким детям нужно давать последовательные инструкции: «Убери сначала пирамидку в ящик, потом положи мишку в шкаф и т. д.». Точно так же и со школьниками — какое-то время нужно будет помогать ребенку с выполнением домашней работы.

Дети с СДВГ также чаще всего избегают занятий, требующих умственного напряжения. Ведь они кажутся им слишком сложными и не стоящими того, чтобы тратить на них драгоценную энергию. Также такой ребенок часто рассеянный, много отвлекается и постоянно что-то забывает и теряет.

Гиперактивность и импульсивность в поведении ребенка чаще всего могут проявляться в виде нескольких признаков. Например, ребенок беспокойно двигает кистями рук, ногами или даже подергивает головой. Нередко родители говорят, что он «как на шарнирах».

Также дети с СДВГ неусидчивы и проявляют бесцельную двигательную активность. Например, все во дворе играют в догонялки, а он может просто бегать, не соблюдая правила игры.

Ребенок с СДВГ не способен тихо заниматься чем-либо — он часто громко говорит или даже кричит.

Также родители отмечают, что сын или дочка очень много говорит, часто отвечает, не дослушав вопрос, перебивает. Таким детям сложно дождаться своей очереди — на горке, карусели, при ответе в классе: они нетерпеливы. Мамы этих детей рассказывают, что им бывает сложно поговорить с кем-то из знакомых на улице или по телефону: ребенок все время будет влезать в разговор и мешать, привлекая к себе внимание.

Опросник для родителей

Также для родителей, которые замечают некоторые признаки СДВГ у своего ребенка, но сомневаются, стоит ли обращаться к врачу, был разработан специальный опросник. Вы можете пройти его прямо сейчас.

Отметьте, проявлялись ли у ребенка в возрасте до 7 лет следующие особенности. Важное условие: проявления особенностей должны быть чрезмерными, они должны были наблюдаться часто, в течение более чем 6 месяцев и в различных обстоятельствах (в школе, дома, в саду, на улице и т. д.).

  1. Ребенок суетливо двигает руками или ногами.
  2. Ребенок с трудом может усидеть на стуле при выполнении каких-либо заданий.
  3. Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. Ребенок с трудом ожидает очереди для вступления в игру.
  5. Ребенок отвечает на вопросы не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен.
  6. Ребенок с трудом исполняет инструкции других.
  7. Ребенок с трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.
  8. Ребенок часто переключается от одного незаконченного дела к другому.
  9. Во время игр ребенок беспокоен.
  10. Ребенок часто чрезмерно разговорчив.
  11. В разговоре ребенок часто прерывает, навязывает свое мнение.
  12. Часто кажется, что ребенок не слышит, что ему говорят.
  13. Ребенок часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе.
  14. Ребенок игнорирует физическую опасность и возможные последствия, например, бежит по улице без оглядки.

Если вы восемь раз и более ответили «да», вам лучше обратиться с ребенком к врачу-неврологу или к психологу.

Важно также знать, что в условиях адаптации, например, при первом посещении врача, ребенок может себя мобилизовать и концентрировать — и не проявлять характерных для СДВГ признаков.

Поэтому на первом приеме доктору довольно сложно выявить нарушения. Маме и папе нужно максимально подробно все рассказать, а еще лучше — вести небольшой дневник: когда проявились первые симптомы, как долго они длились, как часто повторялись и т. д.

Отличия между активным и гиперактивным ребенком

Разумеется, не все активные и подвижные дети — гиперактивные.

Более того, находиться в движении, быть любознательным, говорливым — норма для дошколенка и младшего школьника. Приведем также несколько примеров различий между активным и гиперактивным ребенком.

Активные дети бо́льшую часть дня не сидят на месте, но при этом могут позаниматься спокойно, почитать с мамой книжку, собрать до конца пазл или разгадать головоломку. Они редко проявляют агрессию.

Гиперактивные дети, наоборот, не могут себя контролировать, раздражительны, возбудимы, часто плачут и закатывают истерики, затевают конфликты, не реагируют на запреты; долго чем-то заниматься — проблема для них.

Активный ребенок быстро и много говорит, задает много вопросов. Гиперактивный — к тому же глотает слова, перебивает, не дослушивает, задает много вопросов, но редко слушает ответы. У многих детей с СДВГ встречается задержка речи.

Также гиперактивные дети часто имеют проблемы со сном, их сложно уложить спать, сон беспокойный. Возможны и кишечные расстройства, энурез, аллергии.

Родителям важно помнить, что поставить диагноз и назначить лечение может только врач! А близкие люди могут заметить некоторые симптомы и вовремя обратиться к специалисту.

В каком возрасте проявляется СДВГ

Первые признаки СДВГ проявляются у ребенка обычно до 7 лет.

У дошкольников чаще всего проявляется СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности. У детей постарше — СДВГ с преобладанием невнимательности. Существует также комбинированный вариант — когда в равной степени нарушено внимание, проявляются чрезмерная активность и импульсивность.

Также вариантами СДВГ могут быть: дисграфия (частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках), дислексия (избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения), дискалькулия (неспособность к изучению арифметики), минимально-мозговые дисфункции (ММД), расстройство учебных навыков, гипоактивность.

В подростковом возрасте синдром имеет уже свои проявления: гиперактивность значительно уменьшается или исчезает, нередко ухудшается успеваемость в школе, нарастают трудности во взаимоотношениях в семье и в детском коллективе. У многих ребят с СДВГ появляется склонность к употреблению психоактивных препаратов (алкоголь, сигареты) и/или к совершению правонарушений. Такие дети чаще всего более ведомые, чем все остальные.

Многие специалисты сходятся во мнении, что при вовремя поставленном диагнозе, верном лечении и слаженной работе доктора, родителей и самого ребенка большинство признаков болезни к 12 годам компенсируются и становятся не так заметны.

Что нужно делать родителям

В первую очередь родителям, которые заметили у ребенка тревожные признаки, необходимо обратиться к врачу — неврологу или психологу. Возможно, есть смысл пройти консультацию и обследование у нескольких специалистов.

Сначала доктор проведет анкетирование — устно или с помощью компьютера. Также специалист может рекомендовать сделать энцефалограмму головного мозга, исследования сосудов головного мозга и шеи. Очень часто именно по энцефалограмме врач может определить, что у ребенка есть СДВГ.

В качестве лечения врач может назначить психотерапию, нейротерапию (один из методов непосредственной тренировки мозговой активности), кинезиотерапию (реабилитационная методика, вариант лечебной физкультуры), лечебные массажи и т. д.

Также не стоит бояться и лекарственной терапии. В нашей стране не назначают психостимуляторы. Чаще всего врачи выписывают достаточно легкие препараты, стимулирующие работу мозга (ноотропы), которые не принесут вреда.

Одно из самых главных правил для родителей и близких ребенка с СДВГ — понимание и принятие проблемы. Важно знать, что ребенок не виноват в том, что с ним происходит. Он не вредничает, не капризничает, это не результат плохого воспитания, все дело в особенностях развития головного мозга. Окружающим нужно проявить максимальное терпение и постараться помочь ребенку жить с таким состоянием: влиться в коллектив, научиться заниматься и сосредотачиваться.

Для человека с СДВГ, как взрослого, так и ребенка, главное — это поддержка семьи, терпение близких, способность понять, принять и помочь.

Поделиться в соцсетях