background picturebackground picture

Семейные отношения: как принимать границы каждого

Родители

964

Изучаем законы и правила общения

О том, как научиться договариваться друг с другом всем членам семьи и сделать общение не только приятным, но и эффективным, рассказывает директор Института дополнительного образования Новосибирского государственного педагогического университета кандидат психологических наук Евгения Марущак.

Семья — это особый мир, объединяющий людей разных возрастов и характеров. Что может помочь родителям и детям найти общие точки соприкосновения и воспитать уважение друг к другу? Прежде всего, взрослым стоит обратить внимание на правильную организацию внутрисемейного общения, придавая особое значение определенным факторам.

Три компонента общения

В общении есть три компонента: дистанция, позиция и пространство. Ими можно управлять и устанавливать позитивные, гармоничные отношения в семье.

Дистанция

Само слово «дистанция» предполагает, что между людьми в процессе общения должно быть некоторое расстояние. Оно измеряется сантиметрами: чем ближе мы находимся друг к другу, тем меньше дистанция. Умение держать дистанцию — одно из правил, на которых строится общение. Когда мы говорим «соблюдать границы каждого» — это и есть (в данном случае — в буквальном смысле) соблюдение отчасти и дистанции общения.

Держать дистанцию стоит при деловом общении, на работе. Когда же мы общаемся со своими детьми, расстояние нужно минимизировать, для того чтобы дети не чувствовали отдаленности и отчужденности родителей.

Позиция

Для того чтобы общение собеседников было эффективным, необходима позиция «на равных». Ее следует выровнять на уровне глаз. Когда мы общаемся с ребенком, то, поскольку наши физические возможности разные, изначально общение происходит не на равных. По причине роста ребенок находится в позиции «снизу», а родитель — в позиции «сверху». Положение не равное, и это приводит к тому, что взрослый изначально довлеет над своим ребенком.

Чтобы позиция в общении была более комфортной и в результате не возникали конфликтные ситуации, родителям стоит выравнивать позицию с ребенком на уровне глаз. Для этого либо мы берем ребенка на руки, либо сами присаживаемся рядом с ребенком.

Пространство

Если взрослый и ребенок находятся в разных помещениях — ребенок в комнате, мама на кухне — пространство общения не идеальное. Для того чтобы диалог был возможен и конфликтов не возникало, необходимо выровнять общение: кто-то к кому-то должен прийти.

Если вы научитесь управлять тремя факторами общения — правильной дистанцией, выравниванием позиции и соблюдением единства в пространстве, ваше взаимодействие с ребенком станет плодотворным и бесконфликтным.

Типы межличностных отношений

Еще один немаловажный феномен семейного общения — тип детско-родительских отношений. Можно выделить три основных типа:

  • императивный;
  • манипулятивный;
  • диалогический.

Императивное общение по-другому можно назвать авторитарным. При этом типе позиция собеседников — не «на равных»: взрослый доминирует, проявляет жесткость, общение происходит «сверху вниз». Родитель обращается к ребенку в назидательном тоне.

Императивное общение является открытым, но оно выказывает властную позицию взрослого над ребенком.  Его невозможно абсолютно исключить из нашей жизни — бывают ситуации, когда межличностное общение будет императивным. Например, при угрозе здоровью и жизни ребенка, когда взрослый просто берет ребенка за руку и уводит его вопреки желанию ребенка. Иными словами, императивным общением пользоваться можно. Другое дело — как часто мы будем это делать. Желательно императивное общение минимизировать.

Манипулятивное общение — способ, когда воздействие на ребенка осуществляется скрыто, завуалированно. Мы преследуем определенные цели в общении, но их откровенно не озвучиваем, а начинаем манипулировать ребенком. Самые распространенные манипулятивные стратегии родителей по отношению к своим детям:

  • шантаж (основная формулировка в речевой конструкции — «если… то…»: «Если ты сделаешь уроки, то пойдешь гулять»);
  • болезнь как средство контроля («У меня очень сильно болит голова, поэтому, пожалуйста, не шуми»);
  • сравнение ребенка с кем-то другим;
  • любовь как средство давления («Я так тебя люблю, сделай это ради меня»). Старайтесь таким сильным чувством, как любовь к ребенку, не манипулировать.

Когда родители применяют в воспитании манипулятивные стратегии — и ребенок в том или ином виде будет использовать эти же методы по отношению к родителям. Он научится плачем, угрозами, шантажом добиваться от взрослых исполнения собственных желаний. Манипуляции невозможно совершенно исключить из жизни, но необходимо стараться их применение минимизировать.

Оптимальным типом общения специалисты считают диалогическое общение. Оно помогает сохранять в гармонии семейные отношения между всеми членами семьи. Это равноправное общение, при котором мы управляем всеми компонентами общения — дистанцией, позицией и пространством — и пытаемся выстраивать конструктивный диалог между собеседниками.

Пять правил диалогического общения

1. Следование принципу «здесь и теперь». Это означает, что диалог ведется в ситуации, знакомой и родителю, и ребенку. Когда утрачивается состояние «здесь и теперь», диалогическое общение невозможно. Например, ребенок рассказывает вам о чем-то, а вы думаете о своем и только делаете вид, что понимаете. Если ребенок задаст уточняющий вопрос, ему станет ясно, что вы его не слушали. Это чревато обидой, потому что такое отношение неприятно. В данном случае мы утрачиваем состояние «здесь и теперь». Для того чтобы подобного не произошло, необходимо быть с ребенком «в ситуации», слушать его, отвечать на вопросы, анализировать, думать и разговаривать.

2. Безоценочное восприятие своего партнера по общению. Это значит, что в разговоре мы не должны оценивать личность ребенка в описываемой им ситуации. Важно стараться говорить о произошедшем событии.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение. «А как ты считаешь? А как бы ты хотел поступить?» — спрашиваем, размышляем и принимаем ребенка как человека, который имеет свою точку зрения, свои желания и потребности.

4. Содержание общения должно касаться конкретной темы. Важно не просто задавать ребенку дежурные вопросы, забирая его из детского сада: «Что ты сегодня ел?» Лучше поинтересоваться: «С кем ты сегодня играл? Были ли сегодня занятия? Какая работа у тебя получилась?» Необходимо говорить с ребенком на определенную тему.

5. Вести общение от своего имени и не прятаться за авторитетные мнения. Хочется сказать: «Мы с папой решили…», но лучше сказать, что именно вы так думаете, то есть тот человек, который ведет диалог в данный момент.

Диалогическое общение возможно только в том случае, если все пять правил будут выполняться одновременно. Если одно из правил нарушается, то мы начинаем использовать либо манипуляцию, либо императивное общение. Диалогическое общение достаточно трудное, серьезное и ответственное, но ему стоит научиться.

Поделиться в соцсетях