Несколько советов родителям, которые хотят избежать ошибок воспитания, от психолога Ларисы Сурковой
Одна из проблем современного родительства — желание мам и пап вырастить из ребенка улучшенную версию себя. Но при этом мы все время забываем, что ребенок — это отдельная личность, отдельный человек, который с момента своего рождения требует к себе уважения. Далеко не всегда удается наладить счастливые отношения, что снижает качество жизни и родителей, и детей. О том, как установить здоровые отношения с ребенком, рассказывает психолог Лариса Суркова.
Главное — не навредить
Не бейте
Физические наказания напрямую связаны с адекватной самооценкой. Людей вообще, и детей в частности, нельзя бить. Насилие — это не форма воспитания, а форма унижения. В какой-то момент физические наказания становятся способом общения. Ребенок понимает, что на него обратят внимание, вступят в коммуникацию, если он что-то сделает не так. Тогда он станет провоцировать родителей хотя бы на такое общение.
Не врите
Детская ложь начинается в возрасте около 5 лет, и это нормальное явление. Ребенок осваивает способ почувствовать себя, свою свободу и свою власть. При этом дети прекрасно понимают, когда родители им лгут. Многие мамы и папы искренне считают, что они никогда в жизни не обманывали своего ребенка. Говорили ли вы, например: «Не ешь песок, а то червяки будут в животе, в больницу поедем доставать»? Родители считают, что это не вранье, а способ сделать «как лучше». Но когда дети в 5 лет начинают лгать, они тоже хотят как лучше, не желая расстраивать родителей.
Не сравнивайте
Родители очень часто сравнивают своих детей не только с чужими, но и с братьями и сестрами внутри семьи. Это всегда травмирующий фактор. Сравнение с другими очень мешает развиваться на любом жизненном этапе.
Не угрожайте и не высмеивайте
Конечно, все мы живые люди и иногда совершаем ошибки. Но есть моменты, на которые стоит обратить особое внимание. В книге «Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание» Лариса Суркова перечисляет, чего не стоит делать родителям, если они заботятся о благополучном будущем ребенка.
- Угрожать, что ребенка отдадут в детский дом, тете/дяде, полицейскому, — это нарушает базовую потребность в безопасности ребенка. В его сознании мама (семья) — гарант этой безопасности.
- Пугать Бабой-Ягой, Бабайкой. Это может перейти в тяжелые фобии темноты и одиночества у взрослых людей.
- Угрожать, что поменяете на другого — хорошего — ребенка. Это занижает самооценку и портит ваши отношения. Ребенок будет легко идти к тому, кто его назовет хорошим.
- Обещать «не любить» — это разрушение мира и стабильности у маленького человека, опять-таки базовой потребности в безопасности.
- Лишать вкусного за непослушание — это нарушение пищевого поведения в будущем (он начинает сам себя «поощрять» едой).
- Отнимать в наказание подарки или отказываться от обещаний подарить что-то — это закладывание веры, что слово можно как дать, так и забрать! И не просите потом ребенка давать обещания вам и, самое главное, сдерживать их.
- Высмеивать детские рисунки или поделки. Этим вы отбиваете желание что-то делать самому. Можно в любой работе найти, за что похвалить, а уж потом корректно обратить внимание, что можно исправить, и помочь это сделать.
- Выкидывать подаренные вам детские рисунки! Или, уж если очень надо, не позволяйте ребенку это видеть. Это оставляет психологические травмы на долгие годы.
- Возлагать несоразмерную ответственность на ребенка. Например, «Будешь плохо себя вести, папа от нас уйдет!» Это формирует чувство вины, порой на всю жизнь.
- Пророчить неудачу: «Ничего из тебя путного не выйдет». Эта фраза заложится в подсознание и будет «выскакивать» в самые неподходящие моменты.
- Соизмеряйте слова и их последствия. В общении со взрослыми мы часто задумываемся о последствиях — поверьте, с детьми это делать еще важнее!
Три способа поддерживать хорошие отношения с ребенком
Существует несколько простых правил, основанных на детской психологии, как жить с ребенком счастливо и достаточно спокойно.
Воспитывайте себя
К моменту рождения мама знает о своем малыше немного: у нее есть какие-то наблюдения о нем и его поведении, накопленные за 9 месяцев ожидания. Ребенок же весь период беременности копил информацию о родителях. Он многое знает об эмоциях мамы, о ее отношениях с партнером, начальником, свекровью. Малыш чувствовал, как мама «сжимается» при крике на нее другого человека, как в кровь выделяются гормоны стресса в других неприятных ситуациях. Ребенок фиксирует эти всплески гормонов у матери.
Возможно, между супругами были частые конфликты, и тогда новорожденный будет криком реагировать на обращение к нему отца. В таких случаях на помощь приходит перинатальная психология, когда специалисты вместе с родителями выясняют, что происходило в семье в период до рождения ребенка.
С момента появления на свет ребенок начинает активно слушать, как общаются вокруг него, и накапливает всю информацию. По мере взросления такого отзеркаливания будет все больше. Основной принцип в этой связи звучит так: «Хотите воспитать ребенка, начните с воспитания себя». Следите за своей речью, за своими эмоциями, проявлениями чувств и поведением. При этом не нужно «помещать» ребенка в искусственный мирок, это не значит, что вокруг него все должны всегда улыбаться. Мама может быть радостная, грустная, усталая, она может плакать, но конфликты и выяснения отношений следует стараться при ребенке не устраивать.
Давайте адекватную обратную связь
Многие исследования говорят о том, что примерно к 2 годам ребенок начинает обесценивать два слова, которые постоянно повторяют родители: «молодец» и «нельзя». На эти слова ребенок вообще перестает реагировать. Они представляют собой неадекватную обратную связь. Когда ребенок лезет в лужу, мы не говорим ему: «Она холодная, тебе будет неприятно, сыро». Мы не даем пережить ему этот опыт, мы твердим ему «нельзя, нельзя, нельзя!»
Интересно, что подобное происходит и с положительной мотивацией. Вместо того чтобы сказать: «Какое красивое солнце ты нарисовал, ты поднял мне настроение», мы твердим: «Молодец». Слова и понятия обесцениваются.
Мы вообще не очень любим говорить с детьми о чем-то хорошем. Исследователи утверждают, что на разговоры со школьником у родителей уходит в среднем 37 минут в день, причем порядка 30 из них посвящены школе. Только 7 минут остается на «жизнь».
При этом больше внимания мы уделяем плохому. Если ребенок получил двойку, наше внимание будет таким значимым, что об этом узнают все друзья и знакомые, а пятерка воспринимается как само собой разумеющееся.
Для адекватной оценки в педагогике существует метод зеленой ручки. Это значит, что в тетради не обводят красным цветом все, что сделано с ошибкой, а подчеркивают зеленой ручкой самые удачные фрагменты работы. В этом случае оценка направлена на позитивную мотивацию, на то, что сделано хорошо. Это помогает ребенку стараться повторить свой успех.
Надо понимать, что в современном мире наблюдается дефицит живой речи. У ребенка много мультиков, аудиосказок, видеосюжетов, но мало живого общения с мамой и папой. Жить «в формате радио» невозможно, да и не нужно, но в какие-то моменты, когда есть время, пауза, старайтесь наполнять общение с ребенком максимально развернутой живой речью. Это хорошая тренировка и для взрослых, и для детей.
Проявляйте свою любовь
Очень большое значение имеет тактильный контакт. Ребенка нужно касаться, гладить его, целовать, обнимать, говорить ему о своих чувствах. Исследование 100 тысяч детей показало, что только одному проценту из них родители постоянно говорят о своей любви.
Нам кажется, что, если мы заботимся о ребенке, это и есть любовь. В суете и спешке мы забываем, как важно говорить эти три слова: «Я тебя люблю!» Эта простая фраза — символ того, что в жизни все стабильно, что тебя любят всегда.
Каждому человеку, и ребенок не исключение, хочется, чтобы с ним поговорили, вернее, чтобы его услышали. Хорошо, если беседа с ребенком — это не родительский монолог, а именно разговор. В помощь родителям в интернете есть список вопросов для детей разных возрастов. Эти вопросы должны быть открытыми, предполагающими развернутые ответы.
https://www.youtube.com/embed/LpKJXtd28eAКогда ребенок вам доверяет
Что такое доверие
Достаточно часто мы применяем понятие «доверие» по отношению ко взрослым людям. Но на самом деле доверие между детьми и родителями — это залог счастливой жизни всей семьи.
Доверие — это не расхлябанность, не вседозволенность, не слабость со стороны родителей. Это понимание того, что, если вашему ребенку когда-то будет нужна помощь, он придет к вам.
Что убивает доверие
- Агрессия со стороны взрослых (в большей степени — физическая).
- Необоснованные обвинения в адрес ребенка (особенно на основании слов чужих взрослых).
- Обман со стороны родителей, особенно если вы «забираете» данное ранее обещание. Не уверены, что сможете сдержать слово — не обещайте или объясните ребенку, что вам помешало.
- Отсутствие ответов на детские вопросы.
Например, на вопрос: «Мама, почему ты грустишь?» ребенок получает ответ: «Это не важно» или «Я не грущу». Такой ответ показывает, что говорить о чувствах не надо, и к тому же это неправда. Конечно, рассказывать о мировом финансовом кризисе трехлетнему ребенку, возможно, и не надо, но сказать: «Милый, я просто немного устала на работе» или «Поссорилась с другом», — можно. Так вы показываете, что в семье можно делиться друг с другом всем, что происходит.
Что нужно для доверия
Начиная с самого раннего возраста ребенка здраво решайте в каждой ситуации, нужен ли сейчас запрет. Ну, скажем, почему совсем нельзя бегать по лужам, если на улице тепло и хочется? Побегайте вместе. И избегайте форм: «Нельзя, и всё!» или «Нельзя, потому что я так сказал(а)».
Говорите с детьми развернутыми предложениями. Объясняйте все, что можно пояснить, общайтесь. Если ребенок живет с двумя родителями, то и общаться с ним должны они оба. Мужская точка зрения часто отличается от женской, и там, где не поймет мама, здравое зерно внесет папа, и наоборот.
Источник:
Лекция Ларисы Сурковой «Как выстроить здоровые отношения с ребенком» на XVIII Ассамблее «Здоровая Москва» в январе 2020 года
Фото: Коллекция/iStock