background picturebackground picture

Родитель — продюсер образования своего ребенка

Школьники

124

Отношения в треугольнике «ребенок — семья — школа» должны быть пересмотрены, считают эксперты

До определенного момента родители выбирают образовательный маршрут для своего ребенка. От чего зависит выбор сценария? В чем заключаются особенности цифрового образования по сравнению с традиционным? Как строить отношения с ребенком в том, что касается его будущего? Об этом рассуждали эксперты Московского международного салона образования (ММСО).

«Продюсер — это, по сути дела, организатор, который строит возможности, оценивает эти возможности и создает условия для того, чтобы эти возможности реализовывались, — так директор ММСО Максим Казарновский объясняет роль родителей в организации образовательного процесса. — Поначалу мы относились к продюсерству как к метафоре, которая имела отношение к небольшому количеству осознанных родителей, действительно включенных в жизнь своего ребенка, траекторию его воспитания и образования, некий совместный путь».

Но ситуация стремительно меняется, в том числе и из-за массового перехода на дистанционное образование в условиях пандемии. Сегодня без участия родителей наметить траекторию развития ребенка практически невозможно.

Образование вернулось в семью

Раньше родители в основном доверяли обучение детей образовательным организациям, именно на них возлагалась вся ответственность за получение знаний учениками. Но сейчас стремительно распространяется цифровое образование, в результате чего меняются не только формат преподавания, но и основы взаимодействия между учителем и учеником. Очевидно, что изменения требуются и в трехсторонних отношениях между системой образования, учеником и родителями.

Родитель должен подключаться к ситуации в первую очередь тогда, когда школа не справляется. А она во многом не справляется, считает Максим Казарновский: «Сейчас мы понимаем, что каждый родитель в мире вынужден строить совместные планы с ребенком. Если раньше они были достаточно фрагментарны, то сейчас вся жизнь снова вернулась в семью и семья выступает в той первозданной роли, в которой должна была бы выступать в целом в жизни».

Родители оказались в безвыходной ситуации, когда волей-неволей им пришлось вникать в процесс образования, разбираться в платформах и ресурсах и обеспечивать ребенку не только обучение, но и комфортную среду. 

Возвращение образования в семью случилось стремительно. Если в 2019 году, по данным НИУ ВШЭ, только 3,8% учащихся обучались по программам, реализуемым с использованием дистанционных технологий, то с 6 апреля этого года около 1,5 млн школьных учителей и преподавателей вузов, а также 16 млн школьников и 7 млн студентов перешли на дистанционное обучение.

Ребенок становится субъектом образования

«Традиционная модель, когда учитель является транслятором знаний, а ученик поглощает эти знания, безвозвратно устарела, — говорит Максим Казарновский. — Сегодня педагогу нужны дополнительные инструменты. Цифра, цифровой контент, новые технологии — это те новые инструменты, с которыми педагог по-новому планирует образовательное пространство в классе, по-новому организует домашние или индивидуальные задания, по-новому выстраивает контакт с каждым из детей».

Основным трендом современного образования стала «новая субъектность». «Ребенок требует внимания к себе как полноценная личность, то есть становится субъектом», — объясняет Максим Казарновский. Это означает, что класс перестал быть единой сущностью, когда предполагалось, что все дети усваивают в равной степени то, что транслирует учитель. Теперь каждый ребенок воспринимается как индивидуум, с которым необходимо строить персональный путь коммуникации.

Сегодня образование (в первую очередь цифровое) направлено на максимальную индивидуализацию, на поиск такого содержания и таких форм, которые подходят конкретному ребенку.

Помимо собственно образовательной программы, при таком подходе к обучению имеют большое значение скорость мышления, семейные обстоятельства, эмоциональный фон, с которым ребенок пришел на урок.

Это и есть индивидуальные особенности ученика, которые учитываются при выстраивании индивидуального контакта ученика с учителем. Вполне естественно, что родителям, которые лучше всех знают своего ребенка, отводится в этом процессе существенная роль.

Растет роль личных качеств выпускников

На одной из региональных встреч с педагогами эксперты задали вопрос: «Какими основными качествами должен обладать современный выпускник?» Ответы учителей удивили и порадовали специалистов. Важными и нужными оказались:

1) умение самостоятельно находить знания;

2) умение существовать в конкурентной среде;

3) умение управлять своими эмоциями.

Речь больше не идет об оценках и баллах, эти качества вообще не относятся к области знаний. Многие понимают, что родителям и преподавателям сегодня следует обращать внимание на что-то другое.

Смысл учебы в школе перестал быть очевиден

«Экстренная ситуация с карантином высветила систему, в которой мы до этого жили, слабые места, точки напряжения и проблемные узлы, — считает психолог Людмила Петрановская. — И до этого было накоплено много взаимного недовольства родителей и школы. И сейчас это недовольство только усилилось и активно кипит. Стало видно, что то обучение, которое дети получают в школе, если убрать из него опалубку всего процесса, общение друг с другом и учителями, останется в виде какого-то содержания, которое непонятно зачем нужно, и дети не испытывают сильного желания иметь с ним дело».

В такой ситуации, если вернуться к метафоре продюсера, станет очевидной проблема мотивации в обучении. «Не бывает так, чтобы продюсер бегал за создателем и уговаривал его создать фильм, а тот активно сопротивлялся. У нас что-то глобально не то с вопросом мотивации, — продолжает Людмила Петрановская. — Мы так сильно хотим, чтобы дети учились и развивались, что за них все отхотели, а они мечтают только, чтобы от них отстали; купили гаджет и больше ничего».

По мнению психолога, сегодняшняя ситуация способствует более трезвому взгляду на обучение и пониманию того, что нельзя учиться за кого-то. «Невозможно, чтобы вокруг учащегося ребенка бегали его родители или учителя и думали вместо него о том, как же в его голову что-то впихнуть, — предупреждает Людмила Петрановская. — Мы видим все минусы этого подхода, они сегодня перед нами встали в полный рост».

Важная задача современных родителей в современном контексте — научить ребенка рефлексии, осознанности, внутреннему диалогу, помогать ему вести постоянный разговор с самим собой.

«Самая большая беда, которую мы выявляем, состоит в том, что родитель определяет траекторию развития своего ребенка по сценариям, которые у него самого либо не удались („а у тебя должно получиться!“), либо, наоборот, принесли успех („и у тебя будет так же хорошо“),  — отмечает Максим Казарновский. — То есть родитель в любом случае доминирует и давит».

Экстремальная ситуация способствует поиску новых решений

На подростка давят школа и система образования в целом, требуя определиться с решением о своем будущем как можно раньше. От этого внешнего давления избавиться трудно, но в семье, по мнению Максима Казарновского, надо стремиться к «новому качеству отношений со своим ребенком и образовательным учреждением».

Поиск совместного пути и взаимодействие со школой, в которое сейчас вовлечены все семьи, имеют гораздо более широкий смысл, чем просто организация обучения в условиях самоизоляции. 

Вместо этого можно объявить нынешние экстремальные условия зоной свободного поиска и попробовать что-то другое. Ведь карантин закончится, а новые уроки и знания, которые можно извлечь из любой трудной ситуации, останутся.

«Например, поговорить с детьми не про то, сделал ли он уроки, а про то, как ему сделать уроки, — советует Людмила Петрановская. — С чем он сталкивается при учебе, может он или не может себя заставить делать то, что ему не хочется, интересно или не интересно ему, что ему тяжело дается, что ему легко дается. Такая рефлексия самого образовательного процесса была бы очень полезна».

Эксперты считают необходимым максимально использовать этот опыт для того, чтобы увидеть новые возможности и слабые места в треугольнике «ребенок — родители — школа». У нас сейчас есть много материала для осмысления, и если удастся его проанализировать и использовать, то, по словам психолога, «мы выйдем из ситуации с плюсом».

   

Источник:

Лекция «Родитель — продюсер образования своего ребенка» на Московском международном салоне образования 26 апреля 2020 года 

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях