background picturebackground picture

Ребенок с ОВЗ: как вырастить спортсмена

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

Особые дети

25

Проверка на прочность

Большое испытание на прочность проходит семья, в которой рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Кто-то опускает руки и принимает ситуацию как неизбежность. Но речь сегодня не о таких. Огромное уважение вызывают другие родители, которые несмотря ни на что воспитывают своих детей настоящими борцами, победителями. Ирина Бреднева, первый вице-президент Федерации спорта слепых Московской области, начальник отдела социально-реабилитационной, спортивной и оргмассовой работы Московской областной организации Всероссийского общества слепых (ВОС), рассказывает о том, какие ошибки допускают родители в воспитании детей с ОВЗ, и приводит примеры реальных спортивных достижений.

Начнем наш разговор со статистики заболеваний, связанных с нарушением зрения

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, 1/3 населения земного шара имеют различные нарушения зрения. Согласно статистике, ежегодно тысячи детей и взрослых полностью теряют зрение. Эксперты прогнозируют, что к 2050 году этот показатель вырастет вдвое.

По информации Минздрава России, в нашей стране зарегистрировано 17 687 детей до 14 лет со слепотой и пониженным зрением. Некоторые из этих детей посещают школы, специально предназначенные для обучения слепых учащихся, другие поступают в местные государственные или частные школы.

Как обычно ведут себя родители, когда сталкиваются с нарушением зрения у детей?

Когда в семье рождается ребенок-инвалид, то, независимо от вида заболевания, в любой семье возникают отчаяние, страх, неприятие и ощущение крушения надежд на будущее. Как решить проблему? Принять болезнь и не строить иллюзий. Это как выход из депрессии: упасть на самое дно, смириться, принять данность и, оттолкнувшись от дна, подниматься наверх.

Я не просто так говорю, что болезнь — это не повод смириться и плыть по течению. Я сама замужем за инвалидом детства (ДЦП) и точно знаю, что, если бы не поддержка и вера родителей, которые в детстве были рядом и помогали, он бы не стал во взрослой жизни чемпионом Паралимпийских игр.

Расскажите о супруге поподробнее

Мой супруг Михаил Бреднев, несмотря на диагноз ДЦП, с детства начал заниматься спортом: ездил на велосипеде, плавал, играл в футбол. Когда ему исполнилось 20 лет, пришел в силовое троеборье и в 1996 и 1997 годах стал чемпионом г. Москвы по парапауэрлифтингу. В 1998 году Михаил прошел отбор в сборную России по футболу и стал бронзовым призером чемпионата Европы. В 2000 году в составе Паралимпийской сборной завоевал золото в австралийском Сиднее. В октябре 2013 года был факелоносцем эстафеты Олимпийского огня в г. Красногорске.

Он заслуженный мастер спорта, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

А сегодня Михаил Бреднев в спорте?

Да, сегодня он — старший тренер спортивной сборной команды Московской области по пауэрлифтингу спорта слепых и спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

Среди сегодняшнего подрастающего поколения есть ребята, которые добиваются серьезных результатов и в дальнейшем собираются связать свою жизнь со спортом?

Конечно, есть. Взять хотя бы Богдана Шестакова. Ему 15 лет, он учится в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ в г. Малаховке, 4,5 года занимается голболом. Как он сам рассказывает, будучи пятиклассником, проходил мимо спортивного зала, в котором шла тренировка по голболу. Ему захотелось не просто узнать, что это за вид спорта, но и попробовать, понравится или нет. В итоге спорт очень понравился. Сегодня голбол является очень важной частью его жизни. Он говорит, что спорт не только подтягивает физическую форму, развивает выносливость, но и позитивно окрашивает жизнь, делает ее разнообразной. Благодаря спорту у него появилось много друзей, он побывал в новых городах, участвовал в крупных соревнованиях. В 2022 году Богдан стал членом юношеской спортивной сборной Московской области по спорту слепых, в составе которой занял 3-е место на первенстве России и 1-е место на летней Всероссийской юношеской спартакиаде инвалидов — 2023.

Насколько ребятам помогает вера родителей в них?

Если провести аналогию, то наши российские фильмы, такие как «Чемпион мира», «Временные трудности», «Папа» и «Легенда № 17», говорят настоящую правду: всегда в жизни выдающегося человека, будь то спортсмен, музыкант или бизнесмен, самую главную роль играет вера родителей, чаще отца, в будущее своего ребенка. Не в смысле веры в чудо, а в то, что стойкость, уверенность, смысл — только это даст опору в жизни, сформирует внутренний стержень. Только сильно любящие отец и мать могут заставить через силу, через боль и страх идти дальше, выше и смелее.

Вы лично сталкиваетесь в своей работе с разными подходами к воспитанию детей с ОВЗ?

Да, есть такие случаи. К сожалению, имеют место не совсем правильные позиции, которые связаны с общественным мнением, когда родители боятся за будущее своего ребенка и либо начинают сильно его опекать, либо пытаются скрыть его болезнь. В случае излишней опеки к взрослой жизни ребенок с нарушением зрения приходит совсем не готовым — не может ни в магазин сходить, ни еду себе приготовить. Это очень опасно. Ведь мы, родители, не вечны и наша задача — максимально научить своих детей самостоятельности. В спорте это один из самых важных критериев после спортивных навыков, так как спортсмен, попадая в команду, должен быть самостоятельным. Там, где начинается тренер, заканчивается мама.

Второй вариант неправильного, с моей точки зрения, отношения родителей к болезни ребенка связан с тем, что в обществе очень легко заметить инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата, а слепого, как правило, если он без трости, отличить невозможно. И многие родители пытаются из лучших побуждений скрыть болезнь. Они не оформляют справку МСЭ, справку ПМПК и устраивают детей в общеобразовательную школу, со здоровыми детьми. В таких ситуациях дети часто не успевают, и, как результат, у них низкая самооценка, неуверенность в себе, нежелание к чему-то стремиться.

Мало того, надо понимать, что у нас в государстве инвалидность — это статус, который подтверждается справкой МСЭ. И это значит, что если в уставных документах спортивной организации написано, что они могут работать с детьми-инвалидами, то справка МСЭ — это такой же главный документ, как и паспорт. И тут возникает парадокс: ребенок со стойким нарушением зрения, однако не имеющий инвалидности, но при этом очень талантливый в спорте, не сможет по состоянию здоровья соревноваться и тренироваться со здоровыми детьми, но и с инвалидами по зрению также не сможет, так как у него нет справки МСЭ.

Расскажите, какие спортивные соревнования проводятся среди незрячих спортсменов? Какие виды спорта доступны ребятам с ограниченным зрением?

Согласно реестру признанных видов спорта в Российской Федерации спорт слепых включает следующие дисциплины: легкая атлетика, плавание, мини-футбол, пауэрлифтинг, голбол, торбол, лыжные гонки, горнолыжный спорт, армспорт, самбо, дзюдо, шашки, шахматы, настольный теннис. Все эти дисциплины адаптированы под слепых. Так, например, в беге, лыжных гонках и горнолыжном спорте спортсмены с нарушением зрения соревнуются в паре с лидером (спортсменом-ведущим), в мини-футболе, голболе, торболе и настольном теннисе играют звенящим мячом.

В каком возрасте не поздно начинать заниматься спортом?

Такими дисциплинами, как голбол, торбол, настольный теннис, шашки и шахматы, можно начинать заниматься и с малых лет. Но надо учитывать, что есть такие дисциплины, которыми можно заниматься исключительно только в том случае, если у ребенка уже сформировались стойкие нарушения зрительного органа, не поддающиеся коррекции, — это, например, дзюдо, самбо, прыжки в длину и т. д.

Подведем итог и дадим рекомендации родителям, как вырастить чемпиона из ребенка с ОВЗ

Совсем не обязательно ставить себе цель — вырастить из ребенка чемпиона. Нужно дать ему возможность развиваться с учетом проблем со здоровьем. Сегодня инклюзия активно развивается, поэтому не стоит, узнав диагноз, прятать голову в песок и плыть по течению. Нужно принять все меры, чтобы ребенок вырос самостоятельным и адаптированным к повседневной жизни.

Поделиться в соцсетях