background picturebackground picture

Ребенок избегает общения с другими детьми

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

31

Психолог о причинах и о том, как исправить ситуацию

Мы, люди, по своей природе — существа социальные. Потребность в общении заложена в нас глубоко, унаследована от наших далеких предков. Поэтому современная тенденция к индивидуализму и социальной изоляции вызывает серьезные опасения у психологов. Так почему же некоторые предпочитают одиночество? На этот вопрос отвечает Ольга Рычкова, доктор психологических наук, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ.

Причины избегания общения

Избегающих общения людей можно встретить в любом возрасте, и причины такого поведения могут быть разными. Иногда дело в особенностях темперамента, и некоторые дети с рождения являются, скорее, замкнутыми, несколько холодными эмоционально, не испытывают удовольствия от общения.

Другие, напротив, хотят общаться, но чрезмерно чувствительны и ранимы. Такому ребенку трудно находиться среди шумных и активных сверстников, он не может приспособиться к их темпу, теряется, робеет. В результате общение с другими детьми становится слишком большой нагрузкой, от которой он хочет убежать. Так возникает вторичный отказ от общения.

В некоторых случаях причиной может быть негативный опыт ранних отношений с близкими, особенно с матерью.

Если ребенку не удалось получить достаточно любви и доверия в первые годы жизни, он может начать избегать контактов с другими людьми (сейчас это определяют как «нарушение привязанности»).

Важно понимать, что независимо от того, что стало первопричиной поведения избегания, фиксируется оно за счет социальной тревожности, по механизму «обратной связи». Так, при встрече со сверстниками у ребенка возникает страх или дискомфорт, и, чтобы избежать неприятных переживаний, ребенок уходит от контакта. Это приносит ему некоторое облегчение, и возникает «положительное подкрепление» поведения избегания.

С каждым повтором ситуации поведение избегания укрепляется, но страх общения не уходит, а только усиливается. В некоторых случаях заботливые родители, пытаясь защитить своего ребенка от стресса, ограничивают его общение, что приводит к аналогичному результату — закреплению реакции избегания и усилению страха. Но проблемой является не только поведение избегания, наблюдаемое у ребенка. Цена за эту иллюзию комфорта много выше.

Психологи доказали, что общение со сверстниками играет огромную роль в развитии ребенка. Если он не имеет опыта позитивных отношений, то у него не развиваются важные навыки, необходимые для успешной жизни: умение планировать, мыслить стратегически, понимать других людей, сопереживать, самостоятельно анализировать свои чувства и поведение. Такой ребенок с трудом усваивает моральные нормы и не может адаптироваться к жизни в обществе.

При поступлении в школу, а особенно в подростковом возрасте, трудности такого ребенка только возрастают. Дети любят и выбирают общительных сверстников, именно с ними предпочитают дружить, а застенчивых или отстраненных детей воспринимают как неприятных, особенно если такой ребенок выглядит подавленным и грустным (что бывает нередко, так как ему некомфортно в детском коллективе). Такого ребенка могут отвергать, издеваться над ним, что приводит к развитию у него чувства безнадежности, к низкой самооценке, проблемам с учебой и риску развития серьезных расстройств, включая депрессию, тревожность, невротические и психосоматические состояния.

Исследования показывают, что социальная изоляция в раннем возрасте с высокой вероятностью приводит к одиночеству, депрессии и низкой самооценке в подростковом возрасте. В самых тяжелых случаях может возникнуть риск суицида.

Поэтому так важно внимательно наблюдать за поведением ребенка, помогать ему развить навыки общения и создавать благоприятные условия для его социализации.

Что делать, чтобы помочь ребенку

Поощряйте общение

Создавайте ситуации, где ребенок сможет взаимодействовать с другими детьми. Пробуждайте интерес к общению, показывая, что другие дети могут быть интересными и приятными.

Поддерживайте групповую активность

Поощряйте занятия, где требуется командная работа и сотрудничество. Это может быть спорт, кружки по интересам, волонтерство.

Цените способности

Помогите ребенку раскрыть свои способности и таланты, которые ценятся обществом. Это повысит его уверенность в себе и привлекательность в глазах сверстников.

Говорите о важности отношений

Объясняйте подростку, насколько важны крепкие связи с другими людьми. Подчеркивайте, что друзья и близкие — это источник поддержки, которая помогает справляться со стрессом.

Развивайте уверенность в себе

При необходимости запишите ребенка на тренинг по развитию уверенного и настойчивого поведения (ассертивности).

Чего не стоит делать

Гиперопека

Не пытайтесь контролировать все аспекты жизни ребенка, ограждая его от всех проблем.

Негативные ярлыки

Не называйте ребенка «интровертом» или «слишком умным для своих сверстников», это создает негативные установки в отношении сверстников.

«Безопасные» друзья

Не ограничивайте круг общения ребенка только тихими и послушными детьми. Дайте ему возможность расширять свой социальный опыт.

Вмешательство

Не пытайтесь разрешать все проблемы ребенка, дайте ему возможность проявлять инициативу и самостоятельно решать конфликты.

Обесценивание

Не обесценивайте сверстников ребенка, чтобы повысить его самооценку. Это только усилит его изоляцию.

Постоянная смена школ

Не меняйте школу каждый раз, когда у ребенка возникают сложности. Это создает иллюзию решения проблемы, но не решает ее. А также подкрепляет паттерн избегания.

Излишний контроль

Дайте подростку пространство для самостоятельности и принятия собственных решений.

Важно помнить

Если вы подозреваете у ребенка социальное тревожное расстройство, обратитесь к специалисту. Не забывайте, что социальное тревожное расстройство может быть диагностировано у детей в возрасте от 4 лет. Ранняя диагностика и профессиональная помощь — ключ к успешному преодолению трудностей в общении.

Вы всегда можете получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях