Как предотвратить мигрантофобию у детей?
Современный мир полон разнообразия, и детям важно научиться ценить различия между людьми и взаимодействовать с разными культурами. Особенно это актуально для многонациональной России, где уважение к представителям разных национальностей было и должно остаться одной из базовых ценностей. О том, как привить ребенку уважение к другим культурам и убрать возможные страхи и барьеры, мы поговорили с Аленой Глазковой, психологом и тренером Центра толерантности. Эксперты Центра ведут специальную программу «Учеба на перекрестке культур», цель которой — содействовать адаптации детей из семей мигрантов и беженцев.
Что такое мигрантофобия?
Мигрантофобия — это формат ксенофобии, страх перед «чужими», набор негативных установок по отношению к людям, приехавшим из других регионов, стран, культурных сообществ. Чаще всего неприятие основывается на негативных стереотипах, которые не имеют под собой никакого основания, но укоренены в «принимающем» обществе.
Мигрант не обязательно является представителем иной культуры или страны, зачастую это представитель другого региона. Для московских школьников мигрантом может стать человек из далекой от столицы области, где стиль жизни отличается.
Как проявляется мигрантофобия?
Страх перед незнакомыми людьми: повышенное чувство страха или беспокойства в отношении людей, которые отличаются. Этот страх может быть вызван рядом физических, культурных или языковых различий.
Избегание коммуникации: попытка никак не взаимодействовать с людьми других культур и образа жизни, отказ от участия в общих мероприятиях и даже мероприятиях, где рассказывают о других культурах.
Негативные стереотипы и предубеждения: прямое или косвенное выражение уничижительного или дискриминационного отношения, включая физическую или вербальную агрессию.
Мигрантофобия может оказать значительное влияние на социальное, эмоциональное и даже академическое развитие ребенка. Отказ исследовать новое и страх перед ним не позволяют развиваться креативному мышлению и социальным навыкам.
Двусторонний процесс
Любой процесс включения ребенка в новый коллектив является двусторонним.
Ребенок из семьи мигрантов находится в процессе усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, которые помогут ему успешно и комфортно действовать в новом для него обществе. И точно так же ребенок «принимающей» стороны участвует в этой коммуникации — он открывает для себя новую культуру, учится рассказывать о своей, чтобы находить общее и выделять отличия.
Чтобы комфортно было обеим сторонам взаимодействия, необходимо подготовить среду и развить у детей определенные навыки. В их числе: эмпатия, коммуникация, нетерпимость к ксенофобии и развитая личная, социальная и этническая идентичности.
Очень важно понять: умение принимать и понимать людей другой культуры начинается с уважения к собственной культуре.
Культурная толерантность — это в первую очередь уважение к своим ценностям, а вместе с этим понимание, для чего они необходимы каждому человеку.
Дети и взрослые
Дети сами по себе не формируют негативных установок — они перенимают их у взрослых. В мультинациональной среде, например, в международных школах, уровень конфликтов на основании национальности невысок. Дети, конечно же, ссорятся, но причины этому довольно банальны: недопонимание, соревновательность, любопытство, отличия с любым основанием — от цвета кроссовок до роста.
Если поставить рядом двух знакомых первоклассников разных национальностей и попросить назвать ключевые отличия, дети выделят любовь к разным школьным предметам и книжным героям, успехи в спорте или играх, цвета одежды и привычки.
К подростковому возрасту уровень стереотипированности мышления возрастает из-за влияния культурной среды, массовой культуры и взрослых.
Дети акцентируют внимание на отличиях, чтобы глубже в них разобраться, это повод для познания и удовлетворения любопытства. Акцентировать внимание на отличиях, которые могут стать основанием для прекращения коммуникации, а не для ее начала — это, к сожалению, взрослый паттерн поведения.
Когда мы задаемся вопросом: «Как сделать ребенка открытым к своей и другим культурам?», самым понятным ответом будет: «Демонстрировать открытость и любовь к разнообразию».
Пять шагов, как научиться уважению к другим культурам и традициям
Шаг 1. Родная культура
Исследуйте собственную культуру. Начать можно с более локальных традиций — с семьи. Привлекайте ребенка к семейным праздникам, показывайте фотографии родственников, нарисуйте генеалогическое древо. Учитывая специфику последних ста лет российской истории, среди предков, скорее всего, найдутся люди родом из других регионов. В конце статьи есть специальное упражнение «Откуда я родом», с которого вы можете начать обсуждение темы. Рассказывайте о традициях, объясняя, откуда они берутся, почему объединяют людей. Наполняйте знание о культуре личным отношением.
Шаг 2. Показывайте пример
Как родитель, вы являетесь самым влиятельным образцом для подражания. Когда дело касается воспитания уважения и профилактики ксенофобии, поведение родителей (даже случайно брошенные фразы) закрепляется. Если ваш ребенок слышит, как вы с мужем (женой) на кухне обсуждаете проблемы, которые появляются из-за «этих» людей, или позволяете себе злые шутки с упором на национальные стереотипы, ни одна программа профилактики ксенофобии в школе не поможет. Покажите, что вы равно уважительно относитесь ко всем людям, независимо от их культурных различий. В повседневности это может быть совсем просто: не делайте акцент на национальности, говоря о человеке и его поступках и качествах.
Шаг 3. Экспозиция
Чем больше у ребенка возможностей познакомиться с различными культурами и людьми, тем шире будет его представление о мире. Очень просто не любить то, что мы не понимаем и о чем не знаем. Именно информация снижает уровень страха и неопределенности. Выбирайте книги, которые написаны детскими писателями со всего света, — добавляйте в английскую и скандинавскую классику авторов из СНГ, сказки народов России. Слушайте музыку: голос и язык особенно развивают эмпатию. Смотрите фильмы, ходите в музеи, путешествуйте по стране, поощряйте интерес к разным культурам. Читая, например, о том, как Ахмаджан боится уколов (герой рассказа узбекского писателя Куддуса Мухаммади), ребенок понимает: общего намного больше, чем различий.
Шаг 4. Развивайте эмпатию
Эмпатия — это способность сопереживать, понимать эмоции другого человека. Для профилактики ксенофобии развитие эмпатии является необходимым навыком.
- Чаще рассматривайте ситуации с разных точек зрения: например, обсуждайте, что в тот или иной момент чувствует каждый герой истории. «Как думаешь, что Мишка почувствовал в этот момент? Он обиделся, думаешь? А что бы могло тебя обидеть на его месте?»
- Поддерживайте проявление доброты: не директивно настаивайте на ней, но указывайте на ситуации, когда ребенок проявил уважение и дружелюбие. «Саша, ты хорошо поступил, когда показал девочке дорогу в класс», «Катя дала тебе почитать свою любимую книгу. Это очень мило с ее стороны, правда?»
Шаг 5. Обсуждайте, ищите варианты, исследуйте
В сборнике методических разработок «Учеба на перекрестке культур» есть несколько упражнений, которые подойдут не только для работы в классе, но и дома.
Упражнение «Откуда я родом»
Необходимо взять карту России и ближнего зарубежья. Вместе с ребенком отметьте следующие места на карте.
- Место, где вы сейчас живете.
- Место, где мама и папа жили раньше, откуда они приехали.
- Место, где живут бабушки и дедушки.
- Место или места, где родились бабушки и дедушки, откуда они приехали.
- Те места в России или за ее пределами, которые имеют значение для членов семьи: город, где родители познакомились; город, где мама училась в институте; город, где дедушка служил в юности.
- Те места, откуда приехали друзья семьи и самого ребенка.
У вас, скорее всего, получится очень обширная география. Значит, мы все иногда переезжаем, поймет ребенок, и это связано с разными причинами.
Вопросы для обсуждения:
- Что ты чувствуешь, когда видишь, какая большая карта у нас получилась?
- Как ты думаешь, как повлияли на нашу семью все эти места?
- Кто живет на этих территориях, где наша семья бывала? Давай посмотрим, какие народы живут в этом регионе России или мира.
- Часть близких нам людей, получается, тоже мигранты, теперь мы об этом знаем. Это влияет на наше отношение к ним?
- Как ты думаешь, меняя место жительства (город, регион, страну), что хочется услышать от людей из нового места? Тебе была бы приятна их поддержка?
Упражнение «Найди мигранта»
Вместе с ребенком посмотрите на картинку ниже. На ней изображены человечки Lego в разных костюмах и с разными предметами. Как вы думаете, кто из них переезжал? Кого из них можно назвать мигрантом?
Вопросы для обсуждения:
- Почему ты выбрал именно эти фигурки?
- А всегда ли можно по внешним признакам определить мигранта, как думаешь?
- А есть ли что-то общее у всех фигурок на плакате? А у тех, которые ты выбрал?
- Зная, что эти фигурки — мигранты, ты относишься к ним иначе, чем к остальным фигуркам?
- Как думаешь, почему люди становятся мигрантами?
Каждый человек, который принимает участие в этом эксперименте, выбирает разные фигурки. Расскажите ребенку, какие фигурки выбрали вы. Постарайтесь вместе придумать несколько историй про разных персонажей, которых выбрал ребенок.
- Вот Оксана, ее папа военный, и они очень часто переезжали. В детстве она жила на Камчатке, а потом в Японии. В Японии она познакомилась с волшебными лисицами и научилась рисовать иероглифы.
- Вот Раяна, она из Бишкека, это столица Киргизии. Она приехала в Москву несколько лет назад, чтобы учиться на детского врача. Сначала у нее здесь не было друзей, но потом она подружилась с Сашей — мальчиком из Екатеринбурга. Он тоже переехал в Москву.
- Вот Никита, он из Казани. Год назад он вместе с папой и мамой приехал жить к родственникам в Санкт-Петербург. Никита очень красиво поет и тоже любит собирать пазлы, прямо как ты. Как думаешь, что показать Никите в Санкт-Петербурге?
Главный вывод упражнения: жизнь любого человека может сложиться так, что ему будет нужно переехать. Мигрантом может стать каждый, и общаться с такими людьми интересно — у них ведь столько историй.