background picturebackground picture

Ребенок и гаджеты

Дошкольники

Школьники

Подростки

Цифровая среда

489

Как воспитывать детей цифрового поколения?

Цифровизация общества происходит на всех уровнях. Ей подвергаются все поколения живущих в современном мире людей: и младшие, и старшие. О том, как адаптироваться к новым условиям, рассуждает доцент кафедры педагогики и психологии начального и дошкольного образования ПсковГУ кандидат педагогических наук Арина Михайлова.

Новое — всегда прогрессивное?

Сегодняшние родители являются свидетелями того, как изменились обстоятельства родительства с внедрением цифровых технологий и как под их влиянием видоизменяется сам контекст родительства. Да, у нас появились новые замечательные устройства. С их помощью сегодня мы можем делать то, о чем раньше только мечтали, но проблема в том, как они влияют на воспитание и на развитие наших детей. Как меняется их детство под воздействием всего, что несут с собой эти новые устройства? Вот на какой вопрос нам нужно ответить, если мы хотим решить эту задачу.

Сегодня перед родителями стоит дилемма: как же растить детей в цифровом мире, в котором они являются коренными жителями, а мы в нем всего лишь иммигранты. Но именно мы должны вести детей за собой в эту новую эру.

Из психологии развития, теории привязанности и нейробиологии мы знаем: для того чтобы дети могли вырасти психологически устойчивыми, находчивыми, социально и эмоционально здоровыми людьми, их родители должны создать определенные условия. Как реализовать эту задачу сейчас?

Иные задачи

Современный цифровой мир постоянно ставит перед родителями новые сложные задачи: как контролировать использование цифровых технологий детьми в домашних условиях?

  • Цифровой мир несет с собой беспрецедентно неограниченный доступ к информации, но это ли нужно детям?
  • Цифровые технологии предоставляют им доселе неведомый доступ к развлечениям, но это ли нужно детям для полноценного развития?
  • Никогда раньше у детей не было столько возможностей постоянно быть на связи со своими ровесниками, никогда не было таких огромных игровых площадок, но помогает ли это нашим детям реализовать сполна их человеческий потенциал?

Ответ на все эти вопросы — нет!

Поэтому родители в цифровом мире должны понимать, что новые приспособления и технологии способны существенно нарушить развитие детей.

Это не значит, что мы не можем принять эти новые устройства, что они не должны присутствовать в жизни наших детей, но родители в цифровом мире должны повернуться лицом к этой проблеме и вести детей за собой в новых условиях.

В чем проблема?

Проблема заключается в том, что у нас нет никаких культурных традиций, которыми мы могли бы руководствоваться в этом новом мире цифровых устройств и технологий. Считается, что всякому обществу при внедрении любых новых приспособлений и методик требуется от 100 до 200 лет, чтобы выработать правила и ритуалы разумного и здорового их использования. Но у нас нет этих 100–200 лет. Что же делать?

Прежде всего осознать и принять тот факт, что современные дети живут в новой нормальности. Новая нормальность — изменения экономические, социальные и психологические в разных сферах, а иногда и в мировом порядке.

Ребенок находится один на один в отношениях со сложным VUCA-миром (от англ. Volatility — непостоянство, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Аmbiguity — неоднозначность). Задача родителей в такой ситуации — создать оберегающие условия и остаться рядом с ребенком.

С подростками ситуация еще сложнее. У них возникает эмоциональное отношение к цифровым устройствам. Смартфон воспринимается детьми как персонализированное устройство и представляет собой один из первых и наиболее значимых видов собственности.

Гаджет всегда под рукой даже ночью у трети подростков (31%), всегда под рукой в комнате рядом у двух третей (66%), большинство (81%) гаджет может разбудить.

Эмоциональная привязанность к гаджетам выявлена у 41% опрошенных детей 7–16 лет:

  • для 19% респондентов смартфон — электронный друг;
  • для 13% — любимая вещь;
  • 9% детей «не могут без него жить».

Значимость цифрового мира проявляется в возникновении новых страхов: номофобия — страх остаться без телефона (каждый третий подросток), страх репутационных потерь в соцсетях (каждый второй), страх остаться без доступа к соцсетям.

Для подростков характерен высокий уровень технофилии и достаточно высокий уровень доверия к приложениям и программам (каждый четвертый) и относительно новым голосовым помощникам (каждый третий).

Правила для родителей

  1. Формировать гибкие навыки у ребенка: учить коммуницировать и взаимодействовать друг с другом всеми возможными способами, развивать эмпатию, совершенствовать эмоциональный интеллект. Для этого нужно говорить друг другу комплименты, учить различать настроение и эмоции другого и обсуждать эти ситуации.
  2. Обеспечить ребенку социальное сопровождение, не оставлять его один на один с виртуальным пространством.
  3. Выработать правила цифрового поведения.
  4. Принять цифровое поколение как новую нормальность.
  5. Начать с себя (обучать ребенка самостоятельным занятиям, игре и т. п.). Гаджеты ребенку родитель предлагает сам, чтобы тот не мешал. Помните, что маленький ребенок — подражатель.
  6. Ввести цифровую диету — ограничение времени пребывания в интернет-пространстве от 20 минут до 1 часа для дошкольника, от 1 до 2 часов для детей от 8 лет. Подумать, как по-другому организовать время детей.
  7. Комментировать деятельность дошкольника в интернет-пространстве.
  8. Помнить, что простой запрет не возымеет действия.
  9. Активно участвовать в жизни ребенка, интересоваться его и реальной, и виртуальной жизнью. Развивать так называемый твой-мой интерес с детьми старшего дошкольного возраста и младшими подростками.
  10. Привлекать ребенка к своей виртуальной жизни. Ведь приложения существуют для людей разных возрастов и интересов. Можно найти приложения для всей семьи, которые послужат объединяющим фактором в развитии детско-родительских отношений.
Поделиться в соцсетях