Какие игры и занятия помогут ему улучшить навык коммуникации
Даже короткие, но ежедневные игры-занятия с ребенком, который пользуется слуховым аппаратом, способны значительно ускорить процесс освоения им устной речи. О том, как их проводить и на что обратить внимание, рассказывает сурдопедагог, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Института коррекционной педагогики Ольга Польская.
По 5–7 минут несколько раз в день
С детьми раннего возраста, у которых нарушен слух, нужно проводить разнообразные развивающие игры-занятия: игры по развитию движений, игры с сюжетными и дидактическими игрушками, игры-занятия со строительным материалом и другие. Важное место в воспитании и обучении такого малыша занимают специально организованные развивающие игры-занятия, направленные на развитие его речи. Для ребенка с нарушенным слухом такие игры имеют еще большее значение, чем для нормотипичных детей, ведь они позволяют преодолеть отставание в развитии его навыков коммуникации с окружающими.
Игры-занятия по развитию речи нужно проводить несколько раз в день по 5–7 минут в индивидуальном слуховом аппарате, которым малыш пользуется в течение всего дня. Попробуйте начинать их с чего-то необычного, удивительного для ребенка, чтобы сразу привлечь его внимание чувством новизны.
В комнате, где вы будете играть, должно быть тихо — это поможет ребенку прислушиваться к звукам, им же издаваемым, и повторять их. Лучше, если в комнате не будет никого, кроме вас и его. Старайтесь не думать о своих делах, сосредоточьтесь только на игре со своим малышом. Ему будет проще настроиться на игру, если он будет сытым и отдохнувшим.
Ваша речь должна быть образцом для подражания. Поэтому пусть она будет естественной, без утрированного произнесения отдельных звуков, слогов, нормальной по темпу. Старайтесь интонационно ярко окрашивать свою речь, не употребляя сложные и длинные предложения. Говорите четко и достаточно громко, но не кричите.
Используйте в играх яркие, разнообразные игрушки, соответствующие возрасту малыша. Хорошо, чтобы был отдельный комплект игрушек, который вы используете только на занятиях, а после убираете в шкаф. Это поможет поддерживать эффект новизны.
Невербалика и эмоции важны не меньше слов
Старайтесь использовать в общении естественные жесты, живую мимику лица, выразительные позы — они способствуют как общему, так и речевому развитию малыша, учат его отслеживать невербальные сигналы. Также малышу с нарушением слуха очень важно видеть лицо говорящего с ним взрослого. Привлекайте его внимание к движениям губ.
Побуждайте ребенка повторять отдельные звукоподражания, слоги, лепетные и полные слова, фразы (так, как он может это делать), «заражая» его собственными эмоциями, поощряйте каждую попытку воспроизведения речи. Часто хвалите малыша, но не настаивайте. Просто повторяйте одно и то же звукоподражание, слово, предложение несколько раз. Постепенно, в процессе многократного повторения, малыш сам начнет пользоваться этими словами и фразами.
В ходе общения обязательно делайте паузы, давая тем самым возможность ребенку ответить. Как правило, ребенок говорит тогда, когда взрослый молчит. При попытке воспроизвести слова или звуки поддерживайте ее, повторяйте то, что сказал ребенок, радуйтесь успехам вместе с ним.
Постоянно комментируйте свои действия и действия малыша. Задавайте вопросы и сами на них отвечайте. Многократно повторяйте имя ребенка, окликайте малыша из разных мест комнаты.
Как улучшить коммуникацию: несколько коротких советов
- Ваша речь не должна быть многословной: лучше использовать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения — так ребенок научится быстрее их понимать.
- Если малыш уже пользуется индивидуальным слуховым аппаратом, обращайтесь к нему с небольшого расстояния (0,5–1 м). В этом случае он будет и слышать речь, и видеть ваше лицо, то есть будет воспринимать речь в комплексе, слухо-зрительно.
- Если ребенок еще не пользуется слуховым аппаратом, это не значит, что с ним не надо общаться. Говорите с ним также голосом разговорной громкости сначала лицом к лицу (чтобы он смог видеть ваши губы), а затем на ушко. В этом случае малыш воспринимает речь вначале слухо-зрительно, а затем на слух.
- Обязательно разговаривайте с ребенком, когда он находится у вас на руках. Ведь малыш воспринимает речь не только на слух, но и чувствуя движение воздуха от голоса и вибрацию, — это тоже способствует развитию его речи.
- Поощряйте и специально учите малыша пользоваться разнообразными естественными жестами («дай», «нет», «привет», «пока», «большой», «маленький» и другими).
- Занимайтесь с ребенком, опираясь на его естественный интерес к тому, что его окружает, привлекает его внимание.
- Играйте всей семьей! Подключайте братьев и сестер, бабушек и дедушек. Чем больше малыш с нарушением слуха общается с родителями и близкими ему людьми, тем быстрее он развивается, накапливает новые знания, умения и навыки.
Беседовал Игорь Александров
Фото: Коллекция/iStock