Игры-занятия для обычных и особых детей
Память и внимание — высшие психические функции. Их развитие имеет огромное значение для роста и формирования личности ребенка. Рекомендации о том, как правильно организовать игровые развивающие занятия с детьми, дает педагог-психолог высшей квалификационной категории, сертифицированный арт-терапевт, нейропсихолог, логопед Галина Шевцова.
Важные умения
Внимание — это сосредоточение на объекте. Оно бывает произвольным и непроизвольным. Произвольное внимание появляется, когда есть стойкий интерес к чему-то, а непроизвольное возникает в процессе какой-либо деятельности, когда человек так или иначе замечает окружающие объекты, даже если на них нет четкой направленности.
У внимания есть характеристики: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение.
Память — познавательный процесс воссоздания прошлого опыта через запоминание, хранение и повторение. Память бывает разных видов: двигательная (память тела), словесная, эмоциональная, образная (ассоциативная); по времени — кратковременная и долговременная. Еще иногда выделяют оперативную память, которая нужна для решения текущих задач. Процессы памяти: запоминание, хранение и воспроизведение.
Процесс развития высших психических функций движется постепенно, и именно в детском возрасте закладывается фундамент поведенческой, эмоционально-волевой, познавательной сфер личности.
Развивающие игры
Самая простая игра
Вам понадобятся разные небольшие предметы, которые есть под рукой, — 3, 4 или 5 штук в зависимости от уровня развития и способностей ребенка. Можно взять ручку, блокнот, игрушку, ластик и др. Разложите предметы перед ребенком на столе. Он должен их запомнить, а затем, отвернувшись или закрыв глаза, назвать. Количество названных предметов покажет объем запоминания: если ребенку трудно удержать в памяти все предметы, уменьшите их количество. Постепенно можно добавлять предметы и смотреть, увеличивается ли у ребенка объем запоминания.
Следующий этап данной игры немного сложнее. Ребенок закрывает глаза, вы убираете один из предметов, и он должен назвать, чего не хватает. Далее можно менять предметы местами, заменять их, и малыш должен заметить и озвучить перемены.
Глагольные инструкции
Понадобится втулка-труба от бумажных полотенец. Сначала изучаем 5 коротких глагольных инструкций:
«Кати!» (покатать по столу трубу);
«Стучи!» (постучать втулкой по столу);
«Крути!» (покрутить трубу между ладонями — заранее договоритесь об этом с ребенком);
«Смотри!» (посмотреть в трубу одним глазом);
«Кричи!» (договариваемся с ребенком об одном звуке, который он должен прокричать в трубу). Если ребенок не может произносить звуки, то он должен в трубу подуть.
Усложнение игры: давать сразу несколько инструкций. Например: «Сначала кати, потом стучи, потом крути!»
Эта игра особенно полезна для детей, имеющих трудности в понимании обращенной речи.
Подбери по цвету
Для игры понадобятся парные предметы основных цветов. Например, хорошо подойдут матрешки из настольной игры «Мемо».
Положите перед ребенком на столе синюю, желтую, красную и зеленую матрешки. Сначала попросите ребенку подобрать к каждой матрешке пару по цвету. Далее нужно сказать: «Красную матрешку покажи». И ребенок должен указательным пальцем дотронуться до нужной матрешки. Важно не произносить инструкцию «Покажи пальцем», иначе в этом будет подсказка.
Далее попросите малыша: «Синюю матрешку дай мне», не протягивая руку навстречу ребенку. Затем инструкции нужно чередовать («Дай» — «Покажи») и следить за тем, получается у ребенка их правильно выполнять или нет.
Затем можно давать инструкции со словом «не». «Дай не желтую матрешку», «Покажи не зеленую матрешку».
Игра на слуховое внимание
Для игры не требуется никакой инвентарь. Сядьте с ребенком за стол друг напротив друга. Стукните по столу ладонью один раз, попросите ребенка повторить. Затем увеличивайте количество ударов и усложняйте ритм. Самый сложный уровень: вы стучите рукой под столом, а ребенок ударяет рукой по столу, то есть он должен научиться воспринимать удары и улавливать ритм только на слух, не видя ваших жестов.
Дубль
Эта игра поможет обогатить словарный запас, получить новые знания и развить внимание. Состоит из 57 карточек, 57 фото животных. Каждая карточка уникальна, содержит 8 фото животных, на каждой паре карточек есть совпадение только одного изображения. Главная задача — найти совпадения (дубль). Реальные фото животных, которые встречаются в природе, дают детям правильное представление об окружающем мире. Есть 5 вариантов мини-игр. Каждая мини-игра развивает определенные навыки и знания.
Звоночки
В игровой набор входят 2 звонка разных цветов и карточки с заданиями. Можно использовать карточки, а можно придумывать свои задания. Преимущество звоночков в том, что с их помощью хорошо отрабатывать указательный жест (звонить в звонок только указательным пальцем), что очень важно в современном мире, где дети больше используют большой палец.
Нажимай и запоминай
Игра на развитие зрительной и слуховой памяти. Подойдет для всех членов семьи. С ее помощью можно устроить веселое соревнование на запоминание и повторение звуковых сигналов.
Корректурные формы
Для игры понадобятся корректурные формы, папка «пиши-стирай» и фломастеры для доски. Формы можно скачать в интернете и затем их распечатать. Они бывают разные для любых возрастов. Задание: положить корректурную форму в папку и попросить ребенка, например, синим фломастером обвести всех бабочек, а красным — подчеркнуть рыбок.
Таблицы Шульте
Такие таблицы подойдут детям, которые умеют считать и знают, как выглядят цифры. Они — инструмент для тренировки периферического зрения, концентрации внимания и параллельного восприятия информации.
По таблицам Шульте нужно считать на время. В классическом варианте 25 чисел, но вы можете изготовить таблицу самостоятельно, например, только с 10 числами. Попросите ребенка посчитать цифры по порядку с указанием каждой из них на таблице. Время определите самостоятельно в зависимости от способностей ребенка. Хорошо играть в эту игру каждый день, чтобы видеть динамику развития запоминания и скорости счета.
Запоминание 10 слов (А.Р. Лурия)
Предложите ребенку послушать и повторить ряд слов. Вы читаете один раз цепочку из слов и просите ребенка повторить ее сразу после вашего прочтения. Повторите процедуру три раза. Все названные слова записывайте. Четвертый раз ребенок воспроизводит слова через 20–30 минут (без повторного прочтения).
В норме после первого прочтения ребенок повторяет 4–6 слов. Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов), нарушении фонематического восприятия (замена звуков). Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость ребенка. Четвертое воспроизведение говорит об уровне развития долговременной памяти, ее объеме и в норме составляет ±2 от наибольшего воспроизведенного числа слов в первой, второй или третьей попытке.
Все перечисленные игры полезны для ребенка, но самое главное, о чем стоит помнить при выборе, — удовольствие и положительные эмоции от игры. Следите за тем, чтобы задания соответствовали уровню развития ребенка и были для него комфортными, тогда занятия принесут и удовлетворение от совместного времяпрепровождения, и большую пользу.
Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.