background picturebackground picture

Рассказываем о Дне России детям разного возраста

Родители

1813

От «путешествия» по карте до экскурсов в историю и философию

Не каждый взрослый сходу ответит, в чем суть такого праздника, как День России, и как он возник. Тем более непросто объяснить все это ребенку. Между тем дети в разном возрасте готовы к усвоению этой информации на разном уровне — а значит, и подход должен быть различным. И День России — отличный повод, чтобы воспитывать в детях патриотизм, ощущение принадлежности к своей стране.

2–3 года. Россия — место, где мы живем

Мышление ребенка раннего возраста сугубо предметное. Поэтому нет особого смысла пытаться объяснить ему такие абстрактные понятия, как независимость, суверенитет. В этом возрасте сложно даже представить и осознать значение слова родина.

Гораздо проще рассказать ему про День России, «путешествуя» по разным городам и регионам, рассматривая карту нашей страны. Так у ребенка появится представление о ее масштабах и многообразии. Рассказывайте о том, где и как жили раньше и где живут сейчас члены семьи и другие родственники, чтобы малыш понимал, что он — часть не только вашей семьи, но и чего-то большего, ощутил общность со страной на базовом уровне. Не стоит малышу называть цифры и использовать излишнюю терминологию — это поможет ему сохранить искренний интерес к теме.

Можно придумать вместе с ребенком волшебную страну. Предложить малышу выбрать, какие люди и животные в ней живут, «населить» ее игрушками, подумать, какая там природа. После этого сравнить, что из этого есть в нашей стране. Ребенку наверняка понравится и запомнится такая игра, и для чувства принадлежности к своей стране она сделает гораздо больше, чем отвлеченные разговоры.

Слушайте с детьми русские народные песни (например, «Калинка, малинка», «Во поле береза стояла»), водите хоровод.

4–5 лет. Традиции и символы

В этом возрасте можно вместе с ребенком придумать и разыграть небольшой спектакль с персонажами русских сказок в роли главных героев. А чтобы показать многообразие России, этим не ограничиваться и познакомить его с фольклором разных народов и регионов — благо выбор в этом плане большой.

Попробуйте раскрасить вместе матрешку и заодно расскажите, что это один из символов России. Привлеките ребенка к процессу приготовления простых национальных блюд — например, блинов. Возможно, потом понадобится уборка на кухне, но оно того стоит.

Изучайте символы страны через практику. Например, раскрасьте лист бумаги в цвета российского флага, в доступной для ребенка форме расскажите о значении каждого из цветов. Так, белый цвет символизирует мир и чистоту, синий — веру и верность, красный — силу, энергию и кровь, пролитую за Отечество.

Также в этом возрасте дети уже легко запоминают стихи, поэтому можно выбрать и выучить небольшое стихотворение о нашей Родине. А еще вместе придумать простую сказку, где Россию будет олицетворять положительный герой, который будет добрым, сильным, смелым и великодушным.

Сходите в краеведческий музей. Рассказывайте детям о войне на примерах наших бабушек и дедушек.

6–7 лет. Изучаем факты

В этом возрасте ребенку можно рассказывать интересные факты о нашей стране в доступной для него форме — например, такие.

  1. Россия — самая большая страна в мире. Ее площадь составляет 17,1 млн квадратных километров.
  1. Россия граничит с 16 странами. Общая протяженность границ — 60 тыс. километров. Это самая длинная граница в мире.
  1. Здесь самый длинный в мире железнодорожный маршрут: поезд Москва — Владивосток идет по маршруту без малого неделю.
  1. В России находятся самое глубокое в мире озеро (Байкал), самая глубокая шахта (Кольская сверхглубокая), а в Санкт-Петербурге — еще и самое глубокое в мире метро.
  1. Также в Санкт-Петербурге находится самый большой по площади музей в мире — Эрмитаж.
  1. Леса занимают 60% территории нашей страны.
  1. Россия — седьмая страна в мире по численности населения. В ней проживает примерно 145 млн человек.

Также можно предложить ребенку самостоятельно узнать другие интересные факты о России и рассказать о них членам семьи.

8–10 лет. Узнаём больше и обсуждаем понятия

В этом возрасте с ребенком можно обсуждать смысл таких понятий, как родина, патриотизм и других. Для начала уточните у ребенка, как он сам понимает эти слова, что они для него означают. Вполне вероятно, что у него уже сформировалось собственное мнение, которым он с вами поделится.

Можно рассказать ребенку об интересных периодах в истории нашей страны, о возникновении и значении основных ее символов (герб, гимн, флаг). Узнать свою Родину еще лучше ему поможет энциклопедия о России или иллюстрированная книга для самостоятельного изучения.

Рассказывайте детям о 13 морях, омывающих берега России, о Москве, где проживает людей больше, чем во всей Швеции, о том, что численность жителей Санкт-Петербурга сопоставима с населением Норвегии, а еще:

  1. о бескрайней тайге и степях, о гигантских заснеженных пространствах тундры и субтропических парках Сочи, о полюсе холода в Оймяконе, о чудесном теплом Черном море;
  1. о долине гейзеров на Камчатке и минеральных источниках Северного Кавказа, о горнолыжных курортах Урала и о жемчужине Сибири — Байкале, окруженном снежными пиками гор;
  1. о колымском золоте и якутских алмазах, об уральском малахите и балтийском янтаре;
  1. о новгородском и казанском кремлях, об архитектуре городов Золотого кольца, блистательных дворцах Санкт-Петербурга и роскошных парках Петергофа и Гатчины, Царицына и Коломенского;
  1. о кривых улочках старой Москвы, о сталинских высотках и о небоскребах Москва-Сити, о разводных мостах Северной столицы, о каменных мостовых Выборга и Калининграда, о Храме на Крови в Екатеринбурге и Белой Мечети в Астрахани, о памятнике мамонтам в Ханты-Мансийске и других удивительных местах, которыми так богата наша страна.

Подростки: помогаем формировать ценности и путешествуем вместе

К подростковому возрасту в целом уже формируется представление о принадлежности к стране и чувство патриотизма в том или ином понимании. Понятно, что подросткам хочется во всем чувствовать себя особенными и противопоставлять свои взгляды мнению окружающих. И как раз День России — неплохой повод «сверить часы» и узнать, что взрослеющий ребенок думает о стране, в которой живет, и о своем месте в ее жизни.

Пытаться вести с подростком нравоучительные беседы — дело неблагодарное: на любую вашу реплику у него в запасе уже наверняка есть встречные аргументы. Поэтому здесь, как и в случае с дошкольниками, тоже лучше работает практический подход.

Пожалуй, один из самых действенных способов — отправиться в семейное путешествие, тем более что подростки переносят дорогу гораздо лучше, чем дети помладше. Впрочем, не обязательно ехать через полстраны — наверняка и в собственном регионе, и в соседних найдется множество интересных мест, которые раскроют ему нашу историю и культуру с новой стороны на близких примерах. К тому же время, проведенное в дороге, общие приключения и впечатления — хороший способ поддерживать тесную связь со своим взрослеющим ребенком.

Бонус: что можно почитать вместе с ребенком в День России (и не только)

  1. Иван Шмелев «Русская песня»
  1. Михаил Пришвин «Моя родина»
  1. Константин Ушинский «Наше Отечество», «Хлеб»
  1. Иван Тургенев «Деревня»
  1. Иван Бунин «Косцы»
  1. Константин Паустовский «Моя Россия», «Собрание чудес»
  1. Сергей Максимов «Поездка в Соловецкий монастырь»
  1. Аркадий Гайдар «Поход»
  1. Станислав Романовский «Русь»
  1. Евгений Пермяк «Сказка-присказка про родной Урал»

 

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях