background picturebackground picture

Работа души: как предотвратить потерю энергии

Родители

262

Профилактика эмоционального выгорания

При большой эмоциональной нагрузке у представителей помогающих профессий, у тех, кто работает с людьми, у приемных родителей часто наступает истощение моральных ресурсов. Как восстановить утраченные силы? Что делать, чтобы не дойти до выгорания? В чем найти источник энергии? Рекомендации дает преподаватель, научный и методологический редактор и составитель множества научно-популярных изданий, кандидат физико-математических наук Александр Элиович.

Защититься любой ценой

Адаптивные способности человека практически безграничны. Ради выживания организм может приспособиться к самым тяжелым условиям. В ситуации постоянного стресса могут даже отключаться некоторые функции: например, музыкант в группе или ансамбле при очень громком звуке перестает слышать своего соседа. Иными словами, непрекращающееся воздействие стрессовых факторов приводит к тому, что поступающие извне сигналы купируются, отфильтровываются мозгом — возникает адаптация. Это и есть выгорание.

В случае с выгоранием происходит притупление эмоционального слуха, так как в отношениях с другими человек работает душой.

Организм научается работать со стрессом, и это для него естественная реакция на неестественные обстоятельства.

Стадии выгорания

Эмоциональное выгорание не случается резко. Оно — результат довольно длительного процесса, который подразделяется на определенные фазы.

Мотивация

В начале нового дела человек полон энтузиазма, горит идеями, брызжет энергией и не подвержен заболеваниям. В случае с приемными родителями именно на этой стадии принимается решение об усыновлении. Но у фазы мобилизации есть несколько недостатков:

  • она не может длиться вечно, так как расходуется слишком много энергии;
  • в этот момент мы «залезаем» в резервные силы организма, которые впоследствии нечем будет компенсировать;
  • испытываем узость взглядов, мысля только об одном, что приводит к необоснованным решениям.
Стеническая, или рабочая стадия

На этой стадии мы работаем, устаем, но отдых наши силы восстанавливает. Возникают успехи и неудачи, но ресурс для работы есть. Вечером нам тяжело, а утром мы снова полны сил.

На данном этапе важен баланс «отдавать — получать». Если затраты превышают дивиденды, процесс нарушается. Возникают потери энергии. Начинается стресс.

Астеническая, или стадия истощения

Каждый день сил становится все меньше. Человек старается себя стимулировать, и каждый раз средства стимуляции работают все хуже. Возникает хроническая усталость. Организм пытается бастовать, и человек начинает болеть. Складывается фон постоянного раздражения, сначала — собой, затем — окружающими. Круг замыкается: раздражение порождает чувство вины — человек старается работать больше — сил не хватает — раздражение зашкаливает.

На этой стадии можно находиться от пары месяцев до пары лет. В итоге человек либо просто устраняет источник стресса — бросает дело, которым занимается, либо радикально меняет свою жизнь. На этой стадии медики ставят диагноз «неврастения», то есть истощение нервной системы. Если человек не может себя реабилитировать на данном этапе, то наступает четвертая фаза.

Адаптация, или выгорание

В каком-то смысле самому человеку в момент адаптации становится легче: напряжение снижается, слух (эмоциональный) притупляется. По-прежнему энергию в такой ситуации брать неоткуда, но человек научается имитировать ее поступление. Возникает маска равнодушия: он имитирует работу души, сочувствие, но в реальности помочь окружающим не может. Как правило, на этой стадии человек не осознает, что с ним происходит.

Диагностика

К счастью, четвертая стадия редко встречается. Она представляет собой чрезвычайную ситуацию. Чаще всего человек, находящийся в постоянном стрессе, балансирует на грани между второй и третьей фазами. Как распознать, что происходит, как правильно оценить действительность?

В рабочей фазе вечером наступает усталость, а утром чувствуется облегчение. В стадии истощения, неврастении ситуация переворачивается: вечером человек чувствует себя довольно хорошо, а утром встать бывает очень тяжело. На голову давит так называемый шлем неврастеника — проснуться трудно, нет сил подняться и т. п. Это говорит о начале фазы нервного истощения.

Другие симптомы: панические атаки, страх, «ватные ноги», постоянное мышечное напряжение.

Для приемных родителей выгорание — большая проблема и серьезная опасность, так как в их ситуации существует множество внешних и внутренних факторов, которые приводят к быстрой трате энергии.

Объективные внешние факторы

Их изменить нельзя, но можно ослабить.

1. Приемный родитель занят и мобилизован 24/7.

2. Ответственность в ситуации, когда ребенок еще не привязан. Тот канал, через который родитель управляет поведением детей, — канал привязанности с приемным ребенком еще не сформирован. Приемные дети поначалу не считывают сигналы, родителю приходится повышать голос. Постоянный крик и напряжение истощают. При тяжелых случаях расстройства привязанности приемный родитель сам не справится. В такой ситуации необходимо обращаться за помощью к специалистам.

3. Очень долгое время может не быть никакого улучшения. Период адаптации ребенка в приемной семье — период проблем, в который ситуация может усугубиться. Такое положение вещей обессиливает родителя.

4. Ситуация «третий лишний». В отношения «родитель — ребенок», как правило, вмешивается кто-то третий. Значимое окружение (например, старшее поколение, друзья, школа и др.) постоянно участвует в формирующихся отношениях. Иногда это вмешательство оказывает крайне негативное влияние.

5. Скрытый или открытый саботаж в семье, когда кто-то из ее членов не в восторге от того, что произошло. Недовольство может приводить к обессиливанию родителя и возникновению ощущения «непонятно, что делать».

Внутренние факторы

1. Оценка окружающих. Она имеет огромное значение. Очень часто внутренняя оценка бывает ослаблена, а к внешней оценке мы проявляем гиперчувствительность. И это мнение окружающих, внешний локус контроля, в ситуации приемных родителей может сыграть неприятную роль. Если окружение недостаточно поддерживает идею об усыновлении, родители не слышат подтверждения того, что они поступают правильно, возникает стресс и напряжение. Кроме того, одобрительных сигналов может очень долго не быть со стороны ребенка. Когда родителю не хватает такой поддержки и он не очень твердо стоит на своих «внутренних ногах», то в эмоциональном фоне возникает дыра, через которую уходит энергия.

2. Третий лишний, но не реальный, а виртуальный, который находится в голове. Родитель постоянно внутренне перед кем-то оправдывается. Этот сильный виртуальный взрослый заставляет реального родителя поступать в угоду себе, а не ребенку. Дети, особенно приемные, это очень хорошо чувствуют. Необходимо понимать, что в некоторых своих автоматических реакциях мы копируем опыт старшего поколения, усвоенные стереотипы.

3. Властная забота. Важно оценить, в какой мере вы готовы исполнять эту роль, ведь она очень важна. Родитель — это не приятель и не жесткий правитель. Родитель имеет власть, для того чтобы проявлять заботу. Необходимо усвоить простую формулу: вы должны проявлять власть во имя заботы. С этой целью в семье должна быть создана иерархия с простроенными границами. Конечно, на постройку границ необходима энергия, но если границы не выстроены, энергия будет утекать. Роли властной заботы необходимо учиться, и в этом заключено преимущество: понимание цели и прикладывание усилий окрыляет, а не вынуждает сразу сдаваться.

4. Ошибка мотивации. Люди часто берут ребенка из соображений морального долга. Это абсолютно правильные соображения, но они все-таки «телега», которая ставится позади лошади. Главным мотивом должна быть радость, радость общения с ребенком. Основная цель заключается в том, чтобы в правильно выстроенных отношениях очаги радости увеличивались. Стоит подумать, что именно вам приносит радость и удовлетворение в общении. Не совсем правильная мотивация обесценивает то, что вы делаете, и вы недооцениваете то, что вы делаете для ребенка. Всегда лучше сосредоточиться на позитивных моментах.

5. Желание дотянуть ребенка до своего уровня, своего социального слоя. У ребенка своя предыстория, вам может не нравиться его бывшее социальное окружение, вам бы хотелось, чтобы он соответствовал определенным социальным нормам и стереотипам вашего слоя, но у ребенка нет такой задачи. Ваша попытка его переделывать вызовет только протест.

6. Оценка происходящего с ложной точки отсчета. Мы отталкиваемся от нормы, от того, как должно быть, а не от достигнутого. Надо сравнивать ситуацию с тем, что было недавно, а не с эталоном и идеалом. Два упражнения для самоконтроля:

  • Напишите историю успехов ребенка — альбом, блокнот с записями маленьких успехов, о которых знаете только вы и ваш ребенок.
  • Составьте карту способностей ребенка — с перечнем абсолютно любых умений и навыков. Ранжируйте степень их развитости у вашего ребенка от –2 до +2 и напротив каждой строки укажите значимость способности или умения для жизни (по шкале от 0 до 5). В дальнейшем надо работать с теми способностями, которые будут важны в жизни, и отслеживать успехи ребенка именно по этим способностям, а не по оценкам в школе.

7. Навешивание на себя ответственности по всем статьям. Очень трудно простроить границы во взаимоотношениях с ребенком, понять, за что отвечаем мы, а где начинается моральный выбор ребенка. Не следует становиться гиперответственным, у вас и у ребенка свои — разные — зоны ответственности.

8. Отношение к себе как к средству. Как к средству делать добро, менять мир, спасать ребенка. Человек не должен быть средством ни для какой цели, даже для самой благородной. Вам хочется все делать для ребенка, но для него главное — ресурсные отношения с вами. Если вы не будете обладать психологическими ресурсами, ребенок не будет получать энергию от таких отношений. Поэтому, как это ни странно, в первую очередь надо вкладывать в себя.

Методы помощи себе

Самый простой способ — аутотренинг, медитации, команды самому себе на расслабление. Подумайте о том, что вам нравится. Сходить на природу, в гости, в церковь, на концерт. Имеет смысл составить список того, что вам улучшает настроение, и время от времени к этим методам прибегать.

Для ребенка самое главное — состояние родителя. Не стоит пренебрегать этим моментом. Вкладывать в себя — это гораздо более рентабельно, чем инвестировать во внешние факторы, будь то учеба в школе или мнение окружающих.

Когда с проблемой не получается справиться самостоятельно, можно получить поддержку, обратившись в Службу оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения).

Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Вебинар Александра Элиовича можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях