background picturebackground picture

Пять советов, как подготовить за лето первоклашку

Дошкольники

95

Рекомендации специалиста

Впереди осталось лишь лето, и 1 сентября многие старшие дошкольники станут первоклассниками. Большинство родителей будущих первоклашек уже сильно переживают, как их малыш будет себя чувствовать в новом статусе, как будет справляться с учебой, как сможет преодолеть возникающие трудности? Ведь их рядом не будет, они не смогут вовремя помочь, предупредить о возможных ошибках, защитить! Ирина Бурлакова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, рассказывает, на что необходимо обратить внимание родителям, и дает рекомендации на лето.

Подсказка для родителей

Обычно в связи с вышеперечисленными обсуждают и вопросы психологической готовности ребенка к школьному обучению. Это долгий разговор, да и обеспечить ее за лето — невыполнимая и нереальная задача. Но родителям будущих первоклашек важно понимать следующее.

Во-первых, и семья, и педагоги в детском саду делали все возможное, чтобы были эффективно решены все задачи развития каждого малыша, чтобы к концу дошкольного возраста, в результате усилий педагогов и родителей, каждый ребенок обладал набором определенных психологических качеств. Именно эти качества и лежат в основе всех компонентов того, что называют психологической готовностью к школе (интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая и мотивационная готовность).

То есть фактически результаты развития ребенка в дошкольном возрасте и есть основа готовности будущего первоклассника к обучению в школе.

Во-вторых, за лето не только можно, но и целесообразно подготовиться к тому, чтобы для ребенка погружение в новую жизнь не было трудным и напряженным. Это и есть главное задание на лето для родителей.

Для этого стоит посмотреть, в чем будут заключаться резкие изменения в жизни малыша.

Пять рекомендаций родителям

Готовить ребенка к увеличению нагрузки

Первое, о чем нужно помнить, — это увеличение умственной и эмоциональной нагрузки, связанное с необходимостью не только сидеть на нескольких уроках подряд (с небольшими переменками) по 40–45 минут, но и быть внимательными: слушать учителя, выполнять задания. Это потребует от ребенка довольно много физических и психологических сил.

Чтобы максимально подготовить ребенка к новым нагрузкам, целесообразно выдерживать летом определенный режим дня — непоздний утренний подъем и укладывание спать на ночь. Стоит сохранять дневной отдых, но не обязательно требовать от ребенка спать, достаточно позволить заняться каким-то спокойным делом (рисование, раскрашивание, конструирование и др.) или почитать ему книжку с интересными историями. В течение дня стоит обеспечивать приятные впечатления и двигательную активность, закаливание, интересные пешие прогулки и т. п.

Важно, чтобы за лето ребенок окреп физически и психологически.

Готовить к «неинтересным» занятиям

Школьнику необходимо часто выполнять задания, которые не всегда интересны и увлекательны для него. Для этого требуется определенный уровень произвольности, то есть способности отодвинуть по времени желаемое занятие ради выполнения необходимого и требуемого дела, ради соблюдения определенных правил.

Здесь есть простые решения, но такие, которые требуют от самих родителей последовательности и обязательности, мягкого контроля с их стороны. Речь идет о домашних поручениях. Это имеет смысл, поскольку ребенок становится взрослее и может помогать родителям по дому. Только обязательно это домашнее дело должно иметь значимость для семьи (ставить утром чайник или включать кофеварку, следить за водой в них, вовремя выбрасывать жмых от кофе, поливать цветы, выбрасывать мусор, следить за наличием воды у домашних питомцев и т. п.).

Для большей пользы надо оговорить заранее с ребенком периодичность и критерии качества выполнения порученного дела.

И конечно же, стоит больше играть в различные настольные игры, их еще называют играми с правилами (лото, домино, шашки или шахматы и др.).

Укреплять руки

Большие нагрузки будет испытывать рука первоклашки, которой он будет писать. Не стоит сажать ребенка за прописи, есть более интересные для него занятия, которые так же помогут укрепить мышцы кисти и пальцев руки. Это рисование или раскраски (лучше использовать цветные карандаши и краски), лепка и конструкторы, мозаика — от ребенка требуются определенные усилия и координация движений для удержания предмета и регулировки силы нажима, точности линий и движений. Можно привлекать детей к делам мамы или папы по дому (что-то перемешать, почистить вареные овощи и яйца, закрутить винт или саморез и т. п.).

Развивать речь

К речи ребенка будут повышаться требования. Для подготовки к этим изменениям важно больше читать с ребенком, обсуждать прочитанное или поделки, рассматривать иллюстрации, разучивать несложные песенки или стихи, после прогулок просить рассказывать другим (бабушке, папе, брату или сестре и т. д.) об увиденном, беседовать о произошедшем за день и т. п.

Учить общаться со сверстниками и взрослыми

Ребенку надо будет общаться с новыми взрослыми и сверстниками, выстраивать отношения. Не стоит ожидать проблем, если у ребенка есть возможность общения в том месте, где он будет проводить лето. Если такой возможности нет, то стоит запланировать 3–4 встречи (можно и больше) и пригласить к себе в дом детей или пойти в гости, где ребенок сможет познакомиться со сверстниками или детьми постарше, новыми взрослыми. В этих ситуациях вы сможете увидеть, как ребенок устанавливает отношения с окружающими, какие есть трудности. После этого можно с ним поговорить и подсказать несколько вариантов преодоления проблемных моментов, рассказать о том, какие сложности у вас были в детстве и как вы их разрешали.

Пожалуй, этого будет достаточно. Ускоренно учить читать и считать будущего первоклашку не стоит (если, конечно, он сам уже не делает это хорошо или не испытывает горячего желания научиться этому). Как минимум, родители могут это сделать неправильно или не так, как это будет делать первая учительница (в силу разных методик и подходов) в классе.

Если получится все это реализовать, то можно говорить о том, что ребенку создана определенная «подушка безопасности», которая ему поможет в школе первое время.

И главное, не совершайте ошибок — не нагнетайте тревожность и беспокойство по поводу перехода в школу, не упрекайте ребенка тем, что ему уже идти в школу, а он чего-то еще не знает и не умеет.

И читать, и считать, и писать его будет учить школа. А родители, как правило, будут рядом и смогут помочь. К 1 сентября ребенок становится только школьником. А учеником он становится на протяжении всей начальной школы — учится и учиться, и быть учеником.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях