background picturebackground picture

Пропаганда чайлдфри среди несовершеннолетних как форма экстремистской деятельности

Родители

Школьники

Подростки

Цифровая среда

266

Комментарий психолога

На минувшей неделе, 12 ноября, Госдума на пленарном заседании одобрила во втором и в третьем чтениях закон о запрете пропаганды чайлдфри (пропаганды отказа от деторождения) в интернете, СМИ, кино и рекламе. За популяризацию идеологии чайлдфри штрафы составят от 100 тыс. до 5 млн рублей. Стоит отметить, что положения закона не будут затрагивать женщин, которые отказываются рожать детей, речь идет именно о популяризации идеологии. Почему пропаганду чайлдфри среди несовершеннолетних рассматривают как форму экстремистской деятельности, рассказывает декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ Дмитрий Деулинкандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология».

Ситуация с чайлдфри в России

Термин «чайлдфри» возник в 1970-х. Чайлдфри (от англ. child — ребенок, free — свободный) — это идеология, согласно которой люди (как семейные пары, так и одиночки) не хотят заводит детей, выбирая бездетную жизнь. Это не касается случаев, когда люди имеют проблемы со здоровьем, из-за которых невозможно иметь детей, или откладывают рождение ребенка на более поздние сроки.

В настоящее время в России отмечается отрицательная динамика рождаемости, кроме того, с каждым годом в крупных агломерациях повышается средний возраст рожениц, что может негативно сказываться как на здоровье ребенка, так и на их собственном.

Согласно международным оценкам, рождаемость в России может сократиться к концу этого века до 1,41 ребенка на одну женщину. Есть и другие смежные проблемы, связанные с наличием большего количества неполных семей из-за распада браков. Данная ситуация имеет отдаленные последствия, связанные с негативным влиянием на психофизиологическое развитие ребенка. Американские исследования показывают, что дети в неполных семьях сталкиваются с уникальными проблемами из-за отсутствия двойной поддержки со стороны родителей, что влияет на их академические достижения (обучение в школе), межличностные отношения и общую удовлетворенность жизнью.

Статистика по чайлдфри в мире

Исследователи проекта «Если быть точным», изучив данные из открытых источников, в том числе официальную статистику, выяснили, что в России совсем не хотели бы иметь детей 2,4% женщин и 3,5% мужчин. Большинство россиян — как мужчин, так и женщин — хотели бы от одного до трех детей.

В странах Африки и Азии существуют сильные традиционные установки и ценности, исходя из которых женщина обязана рожать детей. Поэтому эти страны занимают первые строчки рейтинга рождаемости среди государств всего мира.

По-другому складывается ситуация в более прогрессивных странах. Например, в Австрии и Великобритании среди опрошенных — 20% чайлдфри, в США — 27% выразили свое нежелание рожать детей. Кроме того, в США на 4% идет снижение рождаемости среди женщин в возрасте от 15 до 44 лет. А показатели возрастной группы 45–49 лет там остались неизменными. Таким образом, исследование показывает увеличение возраста рожающих женщин.

Причины демографического падения

Контент-анализ научных и публицистических источников показывает, что отсутствуют убедительные сведения об объективных причинах демографического падения, нет и серьезных фундаментальных исследований по этой теме. Большинство авторов указывают, что факторами замедления рождаемости являются такие, как «осознанное отношение к экологии», «забота о природе», «ответственное родительство», «предпочтение саморазвитию и забота о себе».

В некоторых современных зарубежных публикациях прямо упоминается, что в качестве ингибитора рождаемости может выступать экономический рост и наступление эры «шестого технологического уклада», в условиях которого из-за автоматизации и цифровизации возникает проблема «избыточного населения».

В целом в мире происходит форсирование тенденций социально-психологического (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений), медицинского (свободный доступ к вазэктомии и стерилизации), экономического (инфляция, рецессии и др.) и иного характера, направленных на снижение мотивации к созданию семьи и деторождению.

К одной из таких тенденций относится «субкультура чайлдфри», которая распространяется через социальные сети. Технология чайлдфри формирует модель репродуктивного поведения, при которой доминирует установка на отказ от рождения ребенка. Это своего рода технология «психологической стерилизации», при которой не нарушаются физиологические механизмы деторождения, но блокируется мотивация, подменяется ценностно-мировоззренческая ориентация, деформируются традиционные смыслы.

В эмпирических исследованиях приводятся данные, согласно которым представители чайлдфри отличаются выраженными шкалами гедонизма и эгоизма. Рассматриваемое явление порождает множество отрицательных последствий: жизнь в одиночестве, потеря следующего поколения, утрата семейного бизнеса, невозможность ухода за несостоявшимися родителями, утрата моральных ценностей и пр.

О семье и традиционных ценностях

В эволюционном плане создание семьи и рождение детей, казалось бы, является абсолютным законом развития общества, производственных отношений, следствием которого является преумножение культуры, продолжение истории и т. д. Как отмечал Ф. Энгельс, с точки зрения материалистического понимания исторического процесса определяющим моментом является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Производство средств к жизни и воспроизводство самого человека дополняют друг друга.

Вместе с тем наблюдается антиисторическая тенденция, противоестественное явление, которое выражается в массовом отказе от деторождения. Через социальные установки и прежде всего через эксплуатацию экономических и утилитарных интересов молодежи, интернет-сообществом навязываются отрицательные клише институтам семьи, родительства и детства. Молодежи (в частности, несовершеннолетним, что представляет наибольшую опасность) закладываются императивы отказа от создания традиционной модели семьи. Поэтому на уровне национального законодательства создаются правовые механизмы сдерживания пропаганды «внушенной бездетности».

В соответствии с основами российского законодательства крепкая семья относится к традиционным ценностям, защищаемым государственной политикой. Согласно диспозиции закона разрушение семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений (сексуальных извращений), распространение циничного и пренебрежительного отношения к крепкой семье, процессу продолжения рода, многодетности является результатом идеологического и психологического воздействия.

Угрозы и риски чайлдфри

Такое явление, как чайлдфри, безусловно, сопряжено с угрозами и рисками не только психологической безопасности личности, но и национальной безопасности государства. С опорой на Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» чайлдфри может выражаться в пропаганде исключительности и превосходстве лиц, не имеющих детей, по отношению к лицам, имеющим детей. Кроме того, очевидно, что пропаганда чайлдфри противоречит Указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Агрессивное распространение идеологии чайлдфри в этом разрезе главным образом направлено на культивирование эгоизма, девальвацию социальных институтов семьи, многодетности и демонтаж традиционных ценностей. Кроме того, такая деструктивная агитация представляет собой угрозу демографической ситуации в стране. В этой связи интересными являются исследования, которые демонстрируют роль индивидуально-психологических предрасположенностей и контекстуальных факторов в радикализации и склонности к экстремизму. Одним из основных предикторов экстремистской деятельности является взаимосвязь эмоционального компонента групповой депривации (гнев, презрение и отвращение) с «темной триадой» (макиавеллизм, субклиническая психопатия и нарциссизм).

Исходя из вышеизложенного, отнесение пропаганды чайлдфри к экстремистской деятельности является психологически и юридически обоснованной и своевременной мерой.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях