background picturebackground picture

Приемы академического чтения: как сделать обучение по книгам более эффективным

Школьники

980

Можно усвоить больше информации, если подойти к этому процессу осознанно и использовать подходящую читательскую стратегию

Что если для решения учебной задачи требуется не просто прочесть стопку книг, но и понять их содержание, выделить основные тезисы, связать между собой, применить на практике — причем сделать это быстро и сохранить ясное сознание? Рассказываем о методах усвоения большого объема литературы без эффекта «каши в голове», которые помогут работать с текстом старшим школьникам, и студентам, и взрослым.

Если прочитать несколько толстых книг из списка литературы сразу, можно внезапно осознать: авторы и их идеи перепутались в голове. Хорошо, когда читатель замечает свое непонимание. Это первый шаг к тому, чтобы начать читать качественно, без пустой траты времени. Но часто возникает иллюзия полного понимания прочитанного. Примером может служить история, которую рассказал американский профессор, философ и популяризатор чтения Мортимер Адлер. 

Смысл скрыт за словами

Однажды Адлер задал студентам прочитать философский трактат Фомы Аквинского о человеческих страстях и на следующем занятии попросил их рассказать, о чем книга. Студенты без запинки отвечали, что первичная страсть — любовь, а все остальные чувства следуют за ней в определенном порядке.

Но когда Адлер попросил уточнить: «Что это значит? Что святой Фома имел в виду?», студенты не смогли ответить. Тогда профессор стал задавать наводящие вопросы. Каким образом от любви зависят ненависть и гнев, надежда и страх? Случалось ли самим студентам ощущать изменчивость любви? Не видят ли они аналогии с теориями, о которых узнали в рамках параллельного курса?

Над этими вопросами студенты начали размышлять, только когда услышали их от преподавателя. При чтении они восприняли философский трактат лишь на уровне содержания, но не смысла. Студенты не связали его ни с другими знаниями, ни с личным опытом, хотя были уверены, что усвоили прочитанное. Это и есть иллюзия понимания.

Чтобы глубже погружаться в текст, разработаны специальные стратегии смыслового чтения. Смысловое чтение — глубокое проникновение в текст с одновременным анализом.

Читатель должен понять основные идеи, разобраться, какие задачи ставил перед собой автор и решил ли их, уяснить отношение автора к предмету и сформировать собственное отношение. Согласен ли он с автором? Если нет, то почему? Виной тому неверные факты или интерпретация сведений?

Три этапа работы над текстом

Современные педагоги считают, что для глубокого и полного понимания текста нужно научиться работать с ним на трех этапах: до, во время чтения и после него.

Подготовка к чтению

Сперва важно разобраться в характере текста, предположить, в чем состоял замысел автора, и поставить себе цели чтения.

Как это работает? Вот школьник/студент берет книгу или научную статью, просматривает заголовок, список ключевых слов (пролистывает книгу в поисках наиболее часто повторяющихся слов), содержание, вступление и задает себе вопросы: «О чем она?», «Что нового я могу из нее узнать?», «Какие цели ставил перед собой автор?», «Это абсолютно незнакомая для меня тема или я уже что-то знаю?»

Пока книга не будет прочитана, ответы на эти вопросы будут лишь гипотезами, но в зависимости от них читатель сможет выбрать подходящую стратегию чтения. Это поможет определиться с целями: собирается ли он разбираться в новой проблеме? Будет ли расширять уже полученные знания? Или искать новый взгляд на старые вопросы?

Во время чтения

Читая книгу, лучше всего придерживаться намеченных целей. В этом поможет уже выбранная стратегия. Важно не просто «бежать» по тексту, а постоянно задавать себе актуальные вопросы, контролируя процесс.

  1. Есть ли в книге информация, которая не согласуется с тем, что я уже знаю?
  2. Какие основные мысли хочет донести автор? 
  3. Нет ли в тексте противоречий? 
  4. Достаточно ли здесь информации или автор о чем-то умалчивает? 
  5. Имеет ли смысл обратиться к другим источникам?

После чтения

Обобщение прочитанной информации и критическое отношение читателя к тексту формируется не только в процессе чтения, но и после. Серьезные материалы нуждаются в обдумывании. Чтобы новая информация и выводы крепко осели в памяти, их нужно «разложить по полочкам».

Сохранять высокий уровень самоконтроля помогают специальные приемы: план вопросов, пометки, выписывание новых терминов в глоссарий, визуализация основной информации в форме таблиц, схем или ментальных карт.

Некоторые опытные читатели сами интуитивно находят подходящие техники смыслового чтения.

Даже банальные подчеркивания в книге, пометки на полях или выписывание тезисов в мини-конспект — вполне работающие приемы. Если у подростка пока нет собственных подобных приемов, это отличный повод попробовать какую-нибудь из современных комплексных читательских стратегий.

Стратегии смыслового чтения

В идеале основным стратегиям смыслового чтения должны научить в школе, но в реальности мало кто получает в школе развитые читательские навыки. К счастью, их можно развить самостоятельно. Существует много стратегий для чтения учебной литературы — из них можно выбрать подходящую.

1. Выделение ключевых слов

Даже если ограничиться только этим приемом, можно получить в разы больше пользы от чтения. 

Нужно выделять ключевые слова: подчеркивать и выписывать их, а также пояснять значения. Это касается не только новых терминов, но и уже известных. Главное, что они составляют смысловую основу текста. Выделение ключевых слов поможет выстроить полноценный «диалог» с текстом.

Бывает, автор вкладывает в уже знакомый нам термин другое значение. Или использует другое слово для обозначения известного нам процесса. Все это может вводить в заблуждение. Такое явление не редкость, если читателя с автором разделяет несколько поколений или даже эпох.

Составление авторского глоссария (словаря терминов) значительно облегчает задачу чтения нескольких книг, которые перекликаются по смыслу. Разные авторы могут описывать похожие явления с помощью разной терминологии. Заметить совпадения и расхождения в их взглядах можно, только если полностью вникнуть в смысл слов.

2. Постановка вопросов

Постановка вопросов самому себе — одновременно и базовый прием, и стратегия. Она поможет выявить основные идеи текста и его смысловые связи, выяснить позицию автора и критически оценить описанные в тексте факты.

Вопрос — это первый шаг к самоконтролю («Я понимаю текст или нет?») и импульс к размышлению. Этот прием поможет сконцентрироваться.

Если читатель не может ответить на вопрос «В чем главная мысль?», то придется перечитать «туманный» кусок.

У опытных читателей учебных и научных текстов навык постановки вопросов развит до автоматизма. Подросткам придется развивать его тренировкой. Для начала нужно составить список вопросов, открыв новую книгу. А после прочтения каждого завершенного смыслового отрывка — останавливаться и искать ответы.

3. Визуализация информации

Не все научные тексты написаны безупречно. Вникать в пространный тяжелый текст — изнурительное занятие. Разложить информацию по полочкам помогают приемы визуализации: составление таблиц, схем, ментальных карт, рисование кластеров.

Например, упомянутые в книге факты можно представить в виде пирамиды. На верхушке будут ключевые сведения, в середине — рабочие (оперативные) факты, а в основании — важные детали.

4. Стратегия SQ4R

Это комплексная, многоступенчатая стратегия. Название — аббревиатура от английских слов survey, question, read, recite, review and reflection («оценка, вопрос, чтение, изложение, повторение и обдумывание»). Стратегия отлично подходит для подготовки к экзаменам на основе научной литературы.

Сначала книгу нужно бегло оценить — «пробежаться» по содержанию, вступлению и заключению, чтобы понять основную тематику. Дальше составляется список вопросов: что именно хочется узнать из книги.

Если читатель ищет конкретную информацию для своего проекта или исследования, то вопросы, как правило, известны. В остальных случаях можно переформулировать в вопросы заголовки и подзаголовки самой книги. Так будет проще выделить основную мысль каждого раздела.

Читать текст лучше всего медленно и внимательно, стараясь найти ответы на поставленные вопросы.

Самые важные абзацы и предложения, которые содержат ответы, полезно выделить. После каждого раздела кратко пересказать себе или записать по памяти найденные ответы. Дочитав книгу до конца, читатель может еще раз пройтись по самым важным отмеченным местам, чтобы проверить себя.

В конце интересно дать оценку основным идеям автора. Они достаточно обоснованны? Видите ли вы ошибки в рассуждениях, искажение фактов, схожесть или расхождения с иными позициями по данной теме? Согласны ли вы с автором? Аргументируйте свои ответы.

5. Стратегия INSERT, или «Чтение с пометками»

Еще один эффективный прием для погружения в книги или статьи разных авторов по одной тематике. Во время чтения прямо на полях можно делать короткие особые отметки по такой системе:

V — «уже знаю»;

+ — «новая информация»;

— «я думал иначе»;

? — «есть вопросы, надо узнать больше»;

! — «есть спорные моменты».

Затем предстоит составить в тетради или в электронном виде таблицу из пяти столбцов. Каждый столбец отводится под один из этих символов, а затем в них вписывается тезисно содержание отметок из книги. По мере заполнения таблицы новая информация будет накапливаться, а у читателя будет возможность лучше контролировать и запоминать ее.

Любую стратегию можно при желании усовершенствовать под себя или собрать собственную стратегию из разных приемов.

Источник:

Онлайн-издание ЧТД

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях