Содействуем, не настаивая
Сейчас у выпускников жаркая пора. «Кем стать? Куда поступать? Как понять, чего я хочу? Что делать, если сложно понять свои сильные стороны?» — вот далеко не полный список часто встречающихся вопросов, с которыми сталкивается каждый ребенок в подростковом возрасте. Поэтому огромное значение в этот период имеет поддержка родителей, даже если они сами когда-то не с первого раза нашли свое профессиональное призвание. Для любого подростка именно взаимодействие с родными и понимание со стороны взрослых непростого этапа выбора будущей профессии могут стать психологической опорой, с помощью которой ребенку будет комфортнее и легче вступить во взрослую жизнь. Преподаватель кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ, психолог Азалия Зинатуллина отмечает важнейшие стороны вопросов профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение является одной из ключевых задач личностного самоопределения, когда человек понимает свою уникальность и неповторимость, стремления, реализуемые в действительности. И здесь мы видим, что это очень серьезные вопросы, на которые даже не каждый взрослый способен ответить.
Ключевые показатели профессионального самоопределения
Ключевые показатели профессионального самоопределения — это наличие устойчивой профессиональной Я-концепции и готовность быть специалистом в выбранной профессии.
Наличие устойчивой профессиональной Я-концепции означает, что у человека существует достаточно четкое представление о себе как о профессионале, то есть подросток должен осознавать собственные профессиональные желания и надежды (что всегда будет способствовать самосовершенствованию) и профессиональную самооценку (иными словами, реальные возможности и способности, на которые можно опираться в профессиональном развитии).
Готовность быть специалистом в выбранной профессии включает в себя такие компоненты, как:
- нравственная готовность (сформированность внутренних смыслов и ценностей жизни, высокой социальной значимости профессии и ощущение правильности ее выбора);
- психофизиологическая готовность (соответствие показателей психического и физического здоровья требованиям избираемой профессии, а также наличие мотивации к осуществлению деятельности в конкретной сфере и стабильного интереса в ней);
- практическая готовность (владение знаниями по общеобразовательным предметам и особенно по тем из них, которые важны при поступлении; понимание условий и содержания будущей трудовой деятельности, возможностей для развития в процессе ее осуществления).
Основные ошибки, которые совершают родители в вопросе выбора профессии для своего ребенка
- Поиск высшего учебного заведения исходя из правила «где меньше всего проходных баллов» или «где легче всего учиться».
- Ориентировать подростка на профессию, благодаря которой он точно хотя бы заработает на «хлеб с маслом». Откроем «секрет», что на «хлеб с маслом» в настоящих реалиях можно заработать и без высшего образования, но тогда это уже не имеет никакого отношения к личностному и профессиональному самоопределению.
- Поддерживать его в том, чтобы он пошел учиться за компанию с другом (друзьями).
- Когда кажется, что родители «лучше знают», какая профессия подойдет подростку, поэтому избирается тактика выбора направления за него.
- Навязывание ребенку той профессии, которая передается из поколения в поколение, без учета его реальных интересов, способностей, возможностей и целей.
- Настраивание подростка на то, что в вопросах выбора профессии нельзя ошибиться, что важно и нужно сделать этот выбор раз и навсегда. А в современном мире все теперь совсем наоборот, так как даже есть такие виды работ, где требуются междисциплинарные знания и наличие нескольких высших образований в различных сферах!
Как помочь ребенку выбрать профессию?
1. Расскажите о себе и других взрослых членах семьи — как вы выбирали профессию, на что опирались, довольны ли вы сами своей трудовой деятельностью. Попробуйте представить, что бы вы сейчас сказали себе тогда, в подростковом возрасте, в отношении профессионального самоопределения, какие бы дали рекомендации и советы. Проговорите все это с собственным ребенком, потому что для детей всегда важны и полезны настоящие живые истории своих близких. Возможно, в таком контексте разговоров о профессии подросток действительно возьмет на заметку профессиональный опыт родителей.
2. Обязательно обсудите с подростком следующие вопросы:
- каким будет образ жизни при выборе той или иной профессии;
- какой график и условия труда были бы комфортны для него;
- хочет ли он быть частью команды или стремится к работе в одиночку;
- желает ли он строить карьеру или ему важнее стабильная работа, в которой не будет резких перемен, изменений;
- насколько значим для него стиль одежды и внешний вид при выполнении трудовых обязанностей;
- проговорите с ним реальные вопросы заработной платы в той или иной профессии;
- какие личностные качества будут развиты в процессе осуществления выбранной профессиональной деятельности;
- есть ли у него потенциал быть лидером и руководящим звеном или он больше предпочитает быть грамотным исполнителем.
3. Задействуйте все окружение вашей семьи в следующем упражнении. Пусть каждый человек (и дети, и взрослые) напишет несколько пунктов с ответом на вопросы: «Чем тебе когда-либо был(а) полезен(-на) (имя ребенка)? Какие ты видишь у него (нее) сильные стороны и возможности?»
Важное условие: пишите искренне и честно, не стоит придумывать того, чего нет в характере ребенка. Поверьте: мнения окружающих людей, порой и даже самых близких, помогают увидеть новые грани личности у подростка и повысить самооценку, которая зачастую страдает в переходном возрасте.
4. При наличии возможности обращайтесь к специалисту по профориентации, с которым подростку будет легче выбрать определенную профессию. При отсутствии такой возможности можно вместе с ребенком проходить различные профориентационные тесты, а затем их обсуждать. Отмечайте те профессии, которые вызывают интерес у него.
5. Как только составите список профессий, которые хотя бы даже чуть-чуть заинтересовали подростка, то вместе ищите информацию о них, смотрите интервью экспертов, читайте истории жизни известных профессионалов.
6. Ходите на мастер-классы, лекции, открытые уроки, дни открытых дверей. Например, подросток говорит, что, возможно, ему было бы интересно работать руками и создавать что-нибудь красивое. В таком случае найдите любой мастер-класс по изготовлению предмета интерьера или по выпечке и сходите вместе с ним. Только на практике можно понять, нравится человеку что-то или нет.
7. Найдите знакомых, которые являются специалистами в выбранной подростком профессии, и попросите созвониться с ребенком или увидеться с ним лично, чтобы рассказать ему обо всех тонкостях профессиональной деятельности. Помогите ему составить список вопросов, которые можно было бы задать такому специалисту. Информация из первых рук всегда будет значимой для подростка, и так у него будет больше возможности погрузиться в профессию.
8. Для понимания требований и условий работы в конкретных областях рекомендуется поискать вакансии на различных сервисах, чтобы более реально представлять рынок труда.
9. Постарайтесь выбрать несколько альтернативных профессий (примерно до трех вариантов), которые будут нравиться подростку, и проранжируйте их в порядке значимости. Даже если не получится с каким-либо направлением, то важно, чтобы ребенок знал, что у него есть еще достойные альтернативные варианты.
Профессиональное самоопределение — это очень важный этап в жизни абсолютно любого человека. Как можно заметить, данная тема является достаточно объемной, что указывает на необходимость обращать внимание родителей на все указанные выше вопросы как можно раньше, чтобы уже к старшему школьному возрасту подросток осознавал свои возможности, склонности и способности, которые смогут стать основой в будущей профессиональной деятельности.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.