background picturebackground picture

„Поиграй со мной!“

Родители

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

41

Почему важно, чтобы ребенок играл самостоятельно

Почему дети не умеют играть самостоятельно или не хотят этого делать и постоянно просят родителей, бабушек и дедушек, других взрослых или сверстников поиграть с ними? Попробуем разобраться в причинах такого поведения ребенка вместе с психологом. О важности самостоятельной игры, которая является неотъемлемой частью детского развития, рассказывает Татьяна Финогенова, преподаватель кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ.

Разбираемся в причинах

В детском возрасте игра является ведущим видом деятельности. В игре ребенок познает мир, примеряет на себя разные роли, учится взаимодействовать с внешней средой. Однако в современном мире каждый (ну или почти каждый) родитель сталкивался с проблемой, когда ребенок отказывался играть сам. Часто дети это объясняют тем, что им не хочется, они не умеют и не знают, как играть. С чем это может быть связано? Давайте разбираться.

Избыток виртуальных развлечений

Первая и основная причина — избыток телевизора и гаджетов. Когда ребенок смотрит мультфильмы или играет в виртуальные игры, он является пассивным зрителем, который наблюдает за уже кем-то созданным сюжетом. При этом ребенок привыкает к готовым развлечениям, где уже все продумано за него и не нужно самому прилагать усилия для создания чего-то нового. В этом просто нет потребности: все и так готово. Именно поэтому дети теряют интерес к самостоятельной игре, где требуется фантазия, креативность и активное участие.

Очень часто родителям удобно занять ребенка гаджетом, даже самых маленьких, чтобы успокоить, отвлечь и занять на какое-то время. Это, безусловно, облегчает жизнь взрослым, но в то же время лишает детей возможности развивать свои творческие способности и навыки самостоятельной игры.

Чтобы этого избежать, следует ограничивать экранное время или даже устраивать «дни без телефонов и гаджетов» для всей семьи. Это будет способствовать не только развитию самостоятельной игры, но и укрепит семейные связи.

Возраст

Вторая причина — возраст. Возможно, ребенок еще слишком маленький для самостоятельной игры. Здесь нужно понимать, что у ребенка до 3 лет навык самостоятельной игры еще не сформирован. В этом возрасте дети, как правило, могут играть без взрослых всего 10–15 минут, затем им требуется смена деятельности. В этом случае родителям необходимо набраться терпения и немного подождать, когда ребенок подрастет.

Отсутствие навыка

Третьей важной причиной может быть отсутствие навыка. Младшим детям в семье в этом плане немного проще. Чаще всего они перенимают навык игры от своих старших братьев и сестер. А вот если ребенок в семье один, то он действительно может просто не знать, как нужно играть, даже если у него много игрушек. В этом случае важным фактором становится взаимодействие с родителями, которым нужно просто научить ребенка, как играть. Если у него появилась новая игрушка, то задача родителей заключается в том, чтобы рассказать, что это такое, и показать, что с ней делать. Но в данной ситуации родителям нужно помнить, что играет ребенок, а они должны лишь помочь ему в этом деле.

Многие родители, стремясь обеспечить ребенку досуг, часто берут инициативу в свои руки, сами предлагают идеи и правила, контролируют процесс игры. В этом случае ребенок теряет возможность проявить себя, свою креативность. Это может привести к тому, что ребенок будет чувствовать, что не справляется без помощи взрослых. В результате он потеряет уверенность в своих силах и интерес к игре.

Необходимо учитывать предпочтения ребенка, разрешить ему самому устанавливать правила, ошибаться и находить свои собственные пути решения задач. Тогда он сможет играть в то, что ему действительно нравится, и таким образом развивать свои творческие способности.

Переизбыток игрушек

В качестве четвертой причины можно выделить изобилие игрушек и беспорядок в игровой зоне. Если сравнивать детство современных детей и детство их родителей, то, безусловно, различие, которое приходит на ум первым, заключается в количестве игрушек. Если у родителей была одна кукла и одна машинка, то у современных детей зачастую есть целые коллекции. Понятно, что таким образом родители хотят компенсировать недостаток игрушек своего детства, но пользы иногда от этого немного.

Такое разнообразие может приводить к тому, что дети попросту не знают, с чего начать игру, теряются в выборе.

Кроме того, изобилие игрушек быстро приводит к эффекту «перекорма». В таком случае детям сложно сосредоточиться на одной вещи, и они теряют интерес к игре.

Чтобы этого избежать, родителям рекомендуется уменьшить количество игрушек. Выбрасывать, конечно же, ничего не нужно, разве только то, что пришло в негодность. Игрушки «на вырост» лучше убрать до нужного возраста, а те из которых ребенок уже вырос, можно кому-нибудь подарить.

С остальными игрушками можно организовать «игрушечный ротационный фонд», то есть периодически убирать часть одних игрушек на время, а затем возвращать их обратно, а другие убирать. Это поможет сохранить интерес и разнообразие.

Важно, чтобы игрушки были в зрительном поле ребенка, и он мог их взять сам, без помощи родителей.

Слишком плотный график

Пятая причина заключается в плотном графике, при котором на игру элементарно не хватает времени. Современные родители, желая только лучшего своему ребенку, начинают перегружать его разнообразными кружками, секциями, дополнительными занятиями.

А ведь игра — это не менее важный процесс, который способствует развитию когнитивной сферы, креативности, социальных навыков и способности к решению проблем.

Данная проблема относится и к занятости родителей. Работающие родители часто не могут в полной мере обеспечить ребенку качественное времяпрепровождение. В этом случае ребенок будет всеми силами привлекать внимание взрослых и отказываться от самостоятельной игры в пользу общения с мамой и папой.

Точно так же все происходит, если ребенку не хватает общения со сверстниками — самостоятельной игре он будет предпочитать совместную. Совместная игра — это не так уж и плохо. Но ребенку также важно научиться самому организовывать весь процесс. Поэтому родителям стоит обратить внимание на организацию времени и стараться находить баланс между организованными занятиями и свободным временем для игры.

О важности самостоятельной игры

Развитие ребенка

Самостоятельная игра является важной частью развития ребенка. Она развивает творческое мышление и воображение. Как уже было сказано, в игре ребенок придумывает собственные сценарии, создает свой индивидуальный мир, называет персонажей. Также в игре развивается критическое мышление. В своем сценарии ребенок нестандартно подходит к решению различных проблем, не боится ошибаться и быстро реагирует на возникшие сложности. Это способствует формированию уверенности в себе. Игра позволяет ставить цель, разрабатывать стратегии по ее достижению.

Когда ребенок контролирует процесс, сам принимает решения, преодолевает трудности, он видит свой успех и ощущает радость от достижения результата. Однозначно, это поднимает самооценку и мотивацию.

Формирование социальных навыков

Самостоятельная игра способствует формированию социальных навыков. Примеряя различные роли (врача, учителя, кассира и т. д.), дети учатся взаимодействовать с внешним миром и постепенно осваивают нормы общения. В игре овладевают умением договариваться, решать конфликты. Игра помогает выражать и осознавать свои эмоции, а также понимать чувства других. Это очень важно, ведь эмоциональный интеллект также является существенным аспектом успешной социализации.

Для того чтобы ребенок умел и хотел самостоятельно играть, очень важно создать среду, которая позволит ему экспериментировать и развиваться.

Задача родителей — поддержать инициативу ребенка, предоставить ему свободу в игровой деятельности. А если еще замечать и поощрять его творческие идеи, то это будет его хорошо мотивировать, и он с удовольствием продолжит генерировать в игре свои нестандартные идеи.

В заключение хочется подчеркнуть, что самостоятельная игра — это не просто развлечение. Она не только развивает различные навыки и способности ребенка, но и выступает основой формирования его личности.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях