background picturebackground picture

Почему дети «уходят» в интернет и онлайн-игры

Цифровая среда

9

И что нужно сделать, чтобы вернуть их обратно в реальность

Многие родители, глядя, как ребенок часами «зависает» с гаджетом в руках, хватаются за голову и не знают, что с этим поделать. Психологию интернет-зависимости и зависимости от онлайн-игр не первый год изучает доцент факультета социальной психологии МГППУ кандидат психологических наук Никита Кочетков. Мы поговорили с ним о том, что значит для современных детей виртуальный мир, где лежит граница между зависимостью и увлеченностью и как помочь ребенку найти альтернативу онлайну.

Проблемное использование интернета: что это такое

Люди используют интернет по-разному: для работы, общения, творчества и решения самых разнообразных задач. При этом можно выделить особый тип использования Сети — для снятия стресса, которого особенно много в жизни жителей мегаполисов. Тогда человек сидит в интернете без определенной цели, просто чтобы отвлечься от окружающей реальности.

В таком случае можно говорить о проблемном использовании интернета. Причем, что интересно, такой тип использования интернета чаще наблюдается не тогда, когда человек сидит за компьютером, а при использовании смартфона или планшета.

Наверняка все с этим сталкивались: человек листает ленту Facebook или Вконтакте. Если буквально через несколько минут спросить, что интересного он там прочитал, то выясняется, что он не знает и вынужден снова лезть в карман за телефоном. Это происходит из-за того, что мы пролистываем ленту не с целью узнать что-то содержательное, а потому что таким образом снижаем уровень стресса. Если даже взрослым не всегда удается контролировать такое поведение, что уж говорить о детях, механизмы самоконтроля которых еще находятся в стадии развития.

Когда интернет становится для ребенка проблемой

В первую очередь нужно смотреть на то, как именно ребенок использует интернет. Он может пользоваться Сетью и гаджетами в продуктивных и непродуктивных целях, и прежде всего это зависит от частоты их использования и того, чем именно он занят. В общем-то, грызть семечки или жевать жвачку — точно такое же «проблемное» поведение, как «залипать» в телефон. Некоторые люди во время разговора по телефону или в момент раздумий выводят рукой рисунки на бумаге — это, в принципе, такая же нормальная реакция психики на стресс, как и частое использование смартфона.

Хорошо, если у экрана происходит какая-то продуктивная деятельность: например, ребенок может читать, рисовать, смотреть образовательные фильмы. Проблема в том, что очень сложно отделить конструктивное использование гаджетов от проблемного, ведь внешне все выглядит совершенно одинаково.

Можно провести такое сравнение: когда мы смотрим полнометражный фильм, то пытаемся получить удовольствие от сюжета, проанализировать характеры героев, вынести для себя какую-то пользу. А когда смотрим сериал типа «мыльной оперы» или кучу короткометражек одну за другой, то единственная задача, которую мы решаем в этот момент, — занять себя, убить время.

Со смартфоном все происходит точно так же.  Для сегодняшних детей и подростков семечки и сериалы уже не так актуальны. Проще смотреть один за другим ролики на YouTube без определенной цели.

Грамотное использование возможностей интернета на личном примере

К сожалению, обойтись просто запретами не получится — хотя бы потому, что у ребенка должно быть свое личное пространство, свои границы — ведь это отдельная личность. Поэтому в первую очередь родителям нужно своим примером показывать, что есть занятия, которые приносят больше пользы, чем игры и соцсети.

Нет ничего страшного в том, что ребенок в определенный момент времени «залипает» в смартфон. Однако, если кроме этого в его жизни больше почти ничего нет, тогда действительно приходится говорить о проблемах с использованием интернета. 

Если ребенок не будет потреблять продукты культуры, то перестанет развиваться в культурном и интеллектуальном плане. Поэтому задача родителей — показывать ему разные образцы культуры. Например, собираться в пятницу вечером и вместе смотреть какие-нибудь хорошие фильмы, а затем обсуждать их. Или устраивать виртуальные экскурсии в музеи мира, или читать вслух книги.

Если в течение недели после уроков школьник снимает стресс с помощью гаджетов в разумных пределах, в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы в его жизни было много разных других вещей, и за это несут ответственность старшие члены семьи.

Надо вовремя сформировать у ребенка начитанность, насмотренность, наслушанность. Если родители слушают разную и хорошую музыку — например, джаз или классический рок, — то у ребенка тоже формируются критерии восприятия музыки. И дальше неважно, слушает ли он хип-хоп, классическую музыку или рок. Но если этого не делать, то за пределы того, что ребенок увидел в детстве на YouTube или в соцсетях, он выходить не будет.

Проблема заключается в том, что дети обычно склонны слушать родителей до подросткового возраста, то есть до 11–12 лет. После этого возраста и до старших классов место значимых людей вместо взрослых занимают сверстники. Поэтому если воспитательный момент был упущен до подросткового периода, то на сцену будут выходить уже те самые сверстники и их увлечения.

Образ «значимого другого» в онлайн-играх и в жизни

Зависимость от компьютерных игр ученые начали изучать довольно давно — еще в 1990-е годы. И вот что интересно: в жизни каждого из нас есть так называемые «значимые другие». Это люди, мнение которых для нас важно, к кому мы всегда можем обратиться (пусть даже мысленно) за помощью. Это могут быть и мама, и папа, кто-то из кумиров, которым мы подражаем, или какой-то другой морально-нравственный ориентир. Мы задаемся вопросом: «Как бы на моем месте поступили папа и мама?»

Как правило, «значимые другие» — это реально существующие люди. В подростковом возрасте, правда, это часто бывает какой-нибудь певец или актер. Но чаще всего это все-таки люди из реального мира, из нашего окружения.

Если зависимость от компьютерных игр и существует, то в ее основе лежит наличие «значимого другого» — только не в реальности, а в виртуальном мире. Подросток может, в принципе, не знать и не видеть этого человека, но они вместе играют, добиваются успеха.

Рано или поздно ребенок начинает считать своего соигрока «значимым другим» — пусть даже в виртуальном пространстве. При этом в среднестатистической семье дети обычно видят родителей только утром и вечером: взрослым нужно зарабатывать деньги. Общих занятий с членами семьи у детей нет, зато в игре можно получить признание со стороны команды, значимых людей.

Что могут сделать родители, чтобы вернуть себе позицию «значимого другого»? Необходимо найти совместное занятие, где ребенок может стать не менее успешным, чем в виртуальной среде. Это непростая, но выполнимая задача. Например, если сын начнет заниматься с отцом авиамоделизмом, по-настоящему увлечется этим занятием и будет успешен в нем, то перенесет фокус своего внимания именно на это хобби.

Если занятия будут проходить еще и в группе сверстников (например, в кружке) и если вдобавок ребенок начнет побеждать на соревнованиях, тогда ему не нужны будут игры, и он будет находить «значимых других» среди единомышленников (в том числе, родителей). Конечно, родителям необходимо приложить большие усилия для такой смены интересов. Но эта самоотдача может принести впечатляющие результаты и иметь большой эффект для развития ребенка.

  

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay

Поделиться в соцсетях