background picturebackground picture

Почему подростки пишут фанфики?

Подростки

260

Что это такое и стоит ли беспокоиться родителям

О том, когда появились фанфики, почему подростки ими увлекаются, каковы риски фикрайтерства и как вести себя родителям, беседуем с Ольгой Даниленко, доцентом кафедры теоретических основ социальной психологии факультета «Социальная психология» МГППУ, и культурологом Екатериной Мокрушевой.

Каждый человек хоть раз сочинял фанфик. Наверняка многие размышляли, мог ли Джек Доусон из известного фильма уместиться на куске обшивки «Титаника» вместе с Розой, или под впечатлением от чтения романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» представляли семейную жизнь четы Дарси, а может, заполняли логические дыры в «Матрице» собственными теориями. А это и есть фикрайтертво — осталось только записать придуманное.

Немного терминологии

Фанфик — текст по мотивам книги, фильма, комикса, компьютерной игры и т. д.

Фикрайтер — автор фанфика. Есть фанфики о реально существующих людях. В общем, чем человек интересуется, о том и пишет.

По объему фанфики делятся на макси, миди, мини и драбблы. С первыми тремя все понятно, а драбблы — это коротенькие зарисовки, часто без сюжета. Если написать, о чем, например, думал Ленский ночью перед дуэлью с Онегиным, скорее всего, получится драббл.

Вот наиболее популярные жанры, которые выбирают подростки.

Hurt/comfort — одному персонажу плохо морально или физически, а другой персонаж ему помогает. По-русски звучало бы как «боль/утешение», но прижился английский вариант.

Сонгфик (song-fic) — фанфик, написанный под впечатлением от песни, текст фанфика часто содержит ее слова.

Ангст — концентрированные душевные страдания персонажа. Например, как в творчестве Ф.М. Достоевского.

Даркфик (от англ. dark — темный) — мрачные сюжеты и насилие. Здесь яркими примерами являются, например, произведения того же Ф.М. Достоевского, «Снеговик» и другие романы Ю. Несбë.

Занавесочная история (от англ. curtain story) — фанфики, в которых персонажей помещают в обыденные бытовые ситуации. Это может быть история, как Евгений Онегин выбирал ткани для костюма и заботился о «красе ногтей».

Пропущенная сцена — сцена, которой нет в оригинальном произведении, но которой не хватает автору фанфика. Например, как именно Андрей Болконский просил руки Наташи Ростовой у ее матери («Война и мир»).

AU (от англ. alternative universe) — приходит как-то Д'Артаньян в гости к Штирлицу, а Гарри Поттер им и говорит… То есть герои из оригинального сюжета попадают в другой, альтернативный мир или в другие обстоятельства, никак с оригиналом не связанные. В русском варианте жанр еще называют «аушка».

Соулмейты — истории о поиске и обретении родственной души. В сюжете обычно есть намеки, что персонажи будут вместе, даже если они не знакомы.

Fix it (фикс ит) — такие фанфики исправляют что-то в оригинальной истории (смерть персонажа, неудачные отношения, провальный финал). Огорчает автора фанфика смерть Анны Карениной — он находит способ, как ее спасти, и пишет об этом.

Флафф (от англ. fluff) — теплые, милые истории. Часто сочинители пишут флафф, когда считают, что персонаж уже достаточно настрадался и пора ему пожить хорошо.

ОЖП — автор придумал Оригинального Женского Персонажа и добавил его к уже существующим героям. Например, в рассказе «Муму» у Герасима появилась сестра.

ОМП — автор придумал Оригинального Мужского Персонажа и добавил его к уже существующим героям. Представим, что в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» у Буратино есть брат.

Все жанры сочетаются между собой, поэтому можно услышать: «Аушный флаффный сонгфик».

Когда появились фанфики

Уильям Шекспир создал «Гамлета» и «Ромео и Джульетту», взяв за основу уже существующие истории, и он был не один такой.

В 1614 году Алонсо Фернандес де Авелланеда написал продолжение «Дон Кихота» до того, как Сервантес закончил и опубликовал второй том оригинала. А в 1917 году издали «Новые приключения Алисы» Джона Рея.

Известно о текстах по мотивам произведений «Дракула» Брэма Стокера, «Приключения Шерлока Холмса» А. Конан Дойла, «Война миров» Герберта Уэллса, романов Джейн Остин и многих других.

Фанфикшн в современном виде возник благодаря сериалу Star Trek («Звездный путь») и его фэнзинам — любительским малотиражным изданиям с историями на основе сериала. Когда появился интернет, публиковать свои работы стало проще и фанфикшн стал популярным как никогда.

Почему подростки пишут фанфики

Самая простая причина — эмоции. Когда после прочтения книги хочется продолжения сюжета, появляются продолжения, развиваются второстепенные сюжетные линии, добавляется недостающее.

Другая причина — желание быть в фэндоме, то есть присоединиться к людям, которые любят то же, что и ты.

Делить мир на своих и чужих — базовая установка. Так, наши далекие предки опасались соседей на холме: кто их знает, как они на этом холме живут. А соседи на холме, в свою очередь, побаивались непонятного племени под холмом.

Фэндом равно «свои». Часто узнать «своих» можно даже на улице по атрибутике: шарфы, значки, эмблемы, брелоки, украшения. Быть частью общности, быть среди своих очень приятно. Неважно, кто эти свои: нумизматы, сторонники борща без чеснока или фанаты «Звездных войн», — установка одна и та же.

Чтобы разобраться с третьей причиной, необходимо ознакомиться с концепцией карнавала культуролога и литературоведа Михаила Бахтина. Он обратил внимание, что в период позднего Средневековья и эпохи Возрождения, когда было очень много ограничений, связанных с религией и сословиями, главной отдушиной для людей стали карнавалы. Карнавал — время экспериментов, творчества, игры. На карнавале разрешалось все: юмор, связанный с человеческой физиологией, переодевания мужчин в женщин и наоборот, любые наряды и многие другие вещи, невозможные в обычной жизни. Неугодные запреты отменялись, строгие правила не действовали, можно было примерить любой образ, выйти за привычные рамки.

Средневековый человек утром чинно молился в церкви, а потом шел на праздник, где рассказывал неприличные анекдоты и плясал с соседом, переодетым женщиной. Сосед, кстати, тоже утром был в церкви. И это нормально.

В наше время, например, какой-нибудь профессор в рабочие дни читает лекции по квантовой механике, а в выходные бегает по лесам с луком наперевес, потому что он — эльф. И это тоже нормально, и это тоже карнавал. Только мы живем в XXI веке и у нас другие ограничения.

Если кто-то скажет, что никогда такими вещами не занимался, то это не так: ведь карнавал не означает только переодевания. Стоит вспомнить День самоуправления в школе. Это типичный карнавал: есть и смена ролей, и необычная деятельность. Если вы танцуете, шутите, участвуете в тимбилдинге (корпоративном мероприятии, направленном на сплочение коллектива), играете с ребенком, например, в «Мафию» — во всем этом есть одна из главных черт карнавала. А именно — выход за рамки.

Теория карнавала хорошо описывает потребности, которые позволяет реализовать сочинение историй во всех формах. «Под моим руководством недавно было выполнено исследование того, как выбор персонажа, который использует человек в словесных играх — сочинениях, совпадает с его личностными особенностями. И мы нашли закономерности — черты самого автора частично переносятся на персонажа, они позволяют „проживать“ важные для участника события и отношения. При этом у игроков, которые уже не первый год участвуют в подобных играх, показатели адаптированности к социуму, поведенческая гибкость, позитивное отношение выше, чем у новичков. Они в своих сочиненных историях как бы достраивают собственную личность, развивают важные механизмы социального поведения», — говорит Ольга Даниленко.

 

При чем тут подростки и фанфики?

Обычно родители не особо волнуются, узнав, что ребенок пишет продолжение любимой книги или переделывает финал на свой вкус. А вот слеш, даркфики и другие жанры, связанные с телесностью и насилием, вызывают вопросы.

Михаил Бахтин писал: «В эпохи великих переломов и переоценок, смены правд вся жизнь в известном смысле принимает карнавальный характер». Как мы с вами знаем, подростковый возраст — это сплошные перемены, переоценки и кризисы. Хочется понять, кто ты, как устроен мир, почувствовать новое. Но вокруг много всего, о чем не принято говорить открыто. И куда податься человеку, который иногда «уже взрослый», а иногда «еще не дорос»? Фанфикшн и творчество в целом — способ безопасно примерить запретные и неприличные роли и пойти дальше готовиться к контрольной. Это карнавальное пространство: здесь смешивают несовместимое, говорят о запретном.

Если женщина наряжается мужчиной или наоборот, это не значит, что они действительно хотят сменить пол.

Мнение специалистов

Фанфиками занимаются и вполне взрослые и умные люди. Например, фанфик «Леди удачи» на основе «Одиссеи капитана Блада» Рафаэля Сабатини написали игроки «Брейн-ринга» Марина Белоцерковская и Оксана Балазанова. А Лазарь Лагин — автор «Старика Хоттабыча» — написал фанфик «Майор Велл Эндъю» по «Войне миров».

И еще важный момент: многие авторы фанфиков относятся к своим произведениям не менее серьезно, чем авторы оригиналов — к своим. Изучить тонкости баллистики, чтобы понять, как логически обоснованно спасти любимого персонажа? Легко! Есть целые статьи, посвященные медицине, рукопашному бою и криминалистике, для тех, кто пишет фанфики.

Психологи тоже считают, что в фанфиках любых жанров нет ничего опасного, если все остается на уровне творчества. Написание фанфиков — многогранное занятие. В современном мире востребованы сериалы, книги с продолжениями, серии рассказов, объединенные одним героем. Это создает ощущение устойчивости мира, наполняет внутреннее пространство знакомыми персонажами, делает мир более уютным. Обсуждение сериала или очередного выпуска любимого комикса сближает с другими фанатами, помогает почувствовать связь с теми, кто в теме. Но в этих сериалах могут происходить события, которые не нравятся, они могут заканчиваться, причем не так, как хотелось бы. В мире, где так много непредсказуемого и где так часто что-то происходит совсем не так, как ты хочешь, хочется управлять реальностью, пусть даже это будет в мире любимого сериала или книги. И создается продолжение, начинается активное освоение пространства виртуальной вселенной, в которой живут персонажи.

Развитие сюжета — творческое дело, позволяющее создавать что-то оригинальное, проявлять свою креативность и одновременно развивать ее. При этом креативность рассматривается в современной науке как умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов, способность к гибкому мышлению, нахождению проблемных мест и способов преодоления проблем.

Для ребенка или подростка, для молодого человека фикрайтерство позволяет моделировать различные социальные ситуации, которых еще не было в его жизни, проживать в своем воображении различные повороты судьбы, фактически занимаясь социальным моделированием. Для многих подростков сочинение фанфиков является также диалогом с потенциальными читателями, посетителями конкретных сайтов.

Все большую популярность набирают словесные ролевые игры онлайн, в которых практически происходит коллективное сочинение истории, в процессе которой игроки пишут от лица своего персонажа. Сюжет может быть как по фэндомам, так и по «ориджиналам», а игроков может быть два и больше, часто — намного больше.

Риски фикрайтерства

Психологи выделяют следующие риски.

  • Как и любое увлечение, особенно связанное с виртуальной реальностью, фикрайтерство может в некоторых случаях становиться бегством от действительности.
  • Стратегия поведения, связанная с отказом от решения проблем, избегание трудностей в реальном мире, страх социальных контактов и затруднения общения — все это приводит к тому, что сочинение фанфиков может использоваться как способ ухода в мир фантазий, в котором можно проживать то, что недоступно в реальности, и управлять всеми событиями так, как хочется, причем в значительно большей степени, чем в любой компьютерной игре, и продолжать можно столько, сколько захочется.
  • Погружение в мир фанфиков может иметь те же риски, что и в любом контакте с виртуальным пространством. При посещении сайтов, на которых общаются поклонники фанфиков, необходимо соблюдать все правила кибербезопасности. Существуют риски того, что взаимодействуя со взрослым человеком, у которого могут быть совсем не те намерения, которые ожидает подросток, возможно попасть из чата с обсуждением моментов любимого анимэ — через приглашение обсудить «более углубленно интересные детали» — в группу с шокирующим подростка контентом или встретиться с попыткой вовлечь в обсуждение проблем, связанных со смертью, суицидом, сексуальными девиациями. Возможна утечка личных данных и т. д.
  • Возможно, что на первый план у подростка выйдет желание известности, и тогда начинается не свободное творчество, а попытка привлечь внимание через шокирующие, мрачные, утрированно сексуальные образы.
  • Может быть встреча с очень острой критикой со стороны других посетителей чата.
  • Подросток сам может выражать свои негативные эмоции в очень резкой форме, становясь инициатором или участником травли другого автора за якобы нарушения «канона».

Действия родителей

Вы — современные люди. Примите, что реальный и виртуальный миры соединились бесповоротно и наша задача — не ограждать ребенка, а учить его жить в современной реальности, которая включает и виртуальную сферу.

Не впадайте в крайности — сочинение фанфиков имеет и ресурсы, и риски!

Не пытайтесь читать все, что пишет ваш ребенок, — смысл фикрайтерства для него именно в процессе взросления, формировании интимной зоны, хотя бы в виртуальном пространстве. Подростки всегда нуждались в своем пространстве, где можно нарушать условности и нормы. Если это не подавляется, а в целом у вас сохраняются эмоциональные связи, и он включен в деятельность со сверстниками, другими членами семьи в офлайне, то эти нарушения не заходят за опасную зону.

Употребление ненормативной лексики, описание крайних страданий героя, сцен насилия, сексуальные описания не означают напрямую, что ваш ребенок именно это чувствует. Чаще всего так выражаются неизбежные тревоги и трудности взросления, в том числе и встреча с собственной сексуальностью и тем, как эта сфера представлена в социуме и подростковой субкультуре. Так подросток может проиграть свои фантазии и найти ресурсы для более взвешенного поведения в реальной жизни.

Тревогу необходимо поднимать по совокупности изменений в поведении своего подростка: резкий уход от всех ранее интересующих его дел, изменение настроения, поведения. Тогда нужно рассмотреть возможность обращения к специалисту — психологу, который разбирается именно в подростковых проблемах.

Поделиться в соцсетях