background picturebackground picture

Первые недели в школе: на что обратить внимание

Школьники

377

Как родители могут помочь новоиспеченному первокласснику быстрее влиться в школьную жизнь

Российские школы приняли два миллиона первоклассников 1 сентября 2020 года. Что могут сделать родители, чтобы им было проще войти в новую среду? Рассказываем, как помочь ребенку адаптироваться к классно-урочной системе и что делать, чтобы первые недели сентября прошли в приятной и спокойной атмосфере.

Старайтесь, чтобы похвала была конкретной

Оценивая работу ребенка, с самого первого дня хвалите его за приложенные усилия. Абстрактные слова вроде «Чудесно!» или «Молодец!» не развивают в нем стремление работать над ошибками и совершенствоваться. Совсем другое дело, если обращать внимание первоклашки на его конкретные достижения: «Я вижу, как ты стараешься умещать буквы между этими двумя линиями. Это непросто, но у тебя получается все лучше и лучше — сравни эту строчку в начале и вот эту, последнюю — она гораздо аккуратнее». Конкретную похвалу ребенок наверняка выше оценит и лучше запомнит. А в будущем, зная, что его усилия не останутся без внимания, будет стараться еще больше.

Если пока вашему первокласснику особо нечем блеснуть, хвалите его даже за мелочи: ранний подъем без скандалов, выход из дома вовремя, аккуратно собранный ранец или порядок в пенале.

Даже если вы замечаете ошибку, сначала отметьте то, что получилось, и лишь потом обращайте внимание ребенка на то, что можно улучшить. Например: «Вот эти буквы получились у тебя ровными и стройными, но посмотри на эту строчку — здесь буковки нужно еще немного подтянуть».

Дело в том, что дети в начальных классах легко отчаиваются из-за неудач, а регулярная критика — самый верный способ убить в них интерес к учебе. Поэтому важно хвалить ребенка почаще, но не в системе координат «правильно — неправильно», а оценивать приложенные усилия.

Приучайте к порядку и вместе работайте над ошибками

Старайтесь ежедневно проверять тетради и отслеживать, как ребенок справляется со школьными заданиями. Так ему будет проще исправлять свои ошибки «на ходу», а не закреплять в уме неверные алгоритмы и решения. Даже самый хороший учитель не может во время урока наклониться к каждому ученику и проверить у него каждое упражнение.

Не обязательно подсказывать правильное решение до самого конца: попробуйте для начала подчеркнуть ошибки карандашом, чтобы ребенок мог исправить их самостоятельно. Решение, до которого ребенок дошел собственным умом, закрепляется лучше и дает веру в свои силы.

В первые учебные недели у ребенка еще не закрепилось умение самостоятельно следить за своими школьными принадлежностями. Помогите ему приобрести эту привычку. Старайтесь с вечера готовить одежду, собирать ранец и следить за содержимым пенала. В нем должно быть достаточно отделений для запасных ручек и карандашей, ластика, линейки и точилки. Так ребенку будет проще найти нужный предмет и избежать лишнего стресса во время урока.

Ребенок быстрее усвоит школьную рутину, если проводить сборы не вместо него, а вместе с ним. Так у первоклассника не будет соблазна оправдываться перед учителем: «Я не знаю, куда мама положила тетрадь (ручку)». В конце концов, это он идет в школу, а не вы.

Позаботьтесь о его здоровье

Ошибки могут быть не только в тетрадях: обращайте внимание на то, как ребенок держит карандаш или ручку во время письма, в какой позе читает. Помогайте поддерживать осанку: от этого зависит, насколько быстро ребенок будет утомляться, не говоря уже о долговременных последствиях для здоровья.

Обращайте внимание на вес ранца — он не должен превышать 1,5 кг. Отрегулируйте лямки: ранец должен хорошо прилегать к спине, а не «висеть», упираясь в поясницу, — это создает дополнительную нагрузку на позвоночник.

Рабочее место первоклассника дома и в школе должно соответствовать его росту. Самый простой способ убедиться в этом — проследить, чтобы его стопы доставали до пола и при этом бедра полностью помещались на сиденье, а руки лежали на парте или столе почти под прямым углом.

Сидеть с поджатой ногой или ногами, «обвивающими» стул, вредно для позвоночника. Именно от родителей зависит, какие привычки приобретет ребенок в самом начале школьной жизни — здоровые или не очень.

У 7-летних детей много энергии, которую им нужно на что-то тратить. Поэтому постарайтесь обеспечить первокласснику максимум движения на свежем воздухе вне школы. Это могут быть любые виды активного отдыха — футбол и другие игры с мячом, езда на велосипеде, катание на роликах, бег. Если у вас мало времени, запишите ребенка в секцию плавания, на уроки танцев или художественной гимнастики.

Обсуждайте трудности и вселяйте веру в себя

Важно создать позитивную атмосферу вокруг изменений, которые происходят в жизни первоклассника. Вы уже наверняка заранее объяснили ему, чего ожидать от учебного дня, как нужно вести себя на уроке и на перемене, к кому обратиться за помощью, если она понадобится. Но даже в этом случае у первоклассника могут возникнуть проблемы, о которых вы и не подозревали: кто-то стесняется отпроситься в туалет, а кому-то непривычно тянуть вверх руку, даже когда он точно знает ответ.

Помогите ребенку выразить словами свои переживания и впечатления от первых дней учебы в школе. Спросите его о том, как прошел день, что в нем было приятного и интересного, что вызвало трудности, как он с ними справился (или нет). В любом случае, умение поделиться тем, что беспокоит, — первый шаг к преодолению сложной ситуации. При этом не оставляйте без внимания моменты, когда ребенок рассказывает, как справился сам или не постеснялся обратиться за помощью к учителю.

Поддерживайте контакт со школой

Чтобы первоклассник чувствовал себя в школе уверенно, позаботьтесь о хороших отношениях с учителем вашего ребенка и со школой в целом. Познакомьтесь с учителем и его подходом к ученикам, узнайте, какие педагогические приемы он (или она) предпочитает.

При этом постарайтесь отделить собственные детские воспоминания от текущей ситуации: педагог, который занимается с вашим ребенком сегодня, может сильно отличаться от вашей первой учительницы двадцать лет назад. Адаптация к учителю, непривычной среде и режиму дня может длиться до двух месяцев. Дайте время и ребенку, и себе, чтобы освоиться в новой ситуации.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях