Каким образом строить ответы на детские вопросы, чтобы сохранить в ребенке интерес к миру
Дошкольнику любопытно все на свете, и он получает настоящее удовольствие от интересных и содержательных ответов на свои вопросы. Причем важно не только содержание ответа; сам тон взрослых и манера отвечать на сотый за день вопрос тоже во многом определяют, будет ли ребенок охотно спрашивать и узнавать новое в будущем, говорят эксперты.
«Возраст почемучек»
Взрослые обычно с нетерпением ждут, когда их дети начнут осваивать новые навыки: вот малыш научился сидеть, ползать, ходить — и мы уже не можем дождаться первых слов. Наконец они начинают появляться — с каждым днем все больше и больше, а затем — первые предложения и первые вопросы.
«По мере того, как ребенок начинает все лучше узнавать мир, вопросов тоже становится все больше, их количество достигает пика в 3–4 года, — отмечает психолог Евгения Иванова. — Этот период еще иногда называют „возрастом почемучек“, и для взрослых он часто становится настоящим испытанием родительского терпения и мудрости».
Вместе с тем, продолжает она, заваливая взрослых вопросами, ребенок делает это не только ради информации, но и по целому комплексу причин. Вначале «почему» появляется, когда ожидания ребенка не оправдываются, предметы и явления «ведут себя» не так, как ему бы хотелось: «Почему эта коробочка так трудно открывается?». Со временем вопросы приобретают другую основу: ребенок задает их, когда чем-то удивлен или смущен.
Позже вопросы могут вылетать из детских уст спонтанно, без раздумий, как бы по привычке. И лишь последний этап развития «почемучки» — это вопросы, цель которых — получение реальных знаний и удовлетворение любопытства. Также вопросы задаются ради привлечения внимания, с целью самоуспокоения или для оттачивания защитных механизмов психики (и тогда вопрос взрослому — это что-то вроде ритуала в непонятной или тревожной ситуации).
Цепная реакция из «почему» и реакция родителей
«Мама, что ты делаешь?» — «Я развешиваю белье». — «Почему?» — «Стиральная машина постирала одежду, и ее нужно развесить». — «А почему надо развесить?» — «Потому что она мокрая». — «А почему стирать надо в воде?» — «Вода помогает нашей одежде избавиться от пятен». — «А как она это делает?» Подобные бесконечные марафоны из вопросов и ответов с «почему» в главной роли знакомы почти всем родителям. После десятого или двадцатого вопроса даже самых стойких подмывает ответить: «Да по кочану!»
В такой момент неплохо помнить, что дети задают такие серии вопросов не для того, чтобы вывести нас из себя, а потому что они еще только учатся формулировать вопросы самостоятельно и искренне пытаются дойти до сути с нашей помощью. Поэтому каждый последующий вопрос — как правило, просто попытка уточнить ответ на предыдущий.
Понятно, что иногда нам хочется пресечь эту бесконечную череду вопросов. Однако нужно постараться сделать это мягко — например, перенаправить внимание ребенка на другой объект. При этом постарайтесь не показывать, что малыш начал утомлять вас своим поведением, — это поможет сохранить его врожденную любознательность и склонность задавать вопросы.
Отвечаем на детские «почему» правильно
Ребенок начинает получать настоящее удовольствие от задавания вопросов только тогда, когда слышит интересные ответы на них. Поэтому для его умственного и эмоционального развития огромное значение имеет то, как именно родители отвечают на вопросы. Отталкивая его ответами, подобными «Потому что!», или даже высмеивая его наивные вопросы, мы наносим ему вред и посылаем своего рода сигнал «Ага, значит, лучше вопросы не задавать». И если с этим вопросом малыш больше не может прийти к родителям, то кого еще ему остается спрашивать?
Логопеды и детские психологи придерживаются следующего главного принципа: короткий вопрос — короткий ответ, понятный ребенку. Если наш ответ окажется неполным, мы обязательно услышим от него уточняющий вопрос. Во-вторых, ответ должен быть максимально адаптирован к возрасту и познавательным возможностям ребенка. Старайтесь избегать слов, значение которых ребенку непонятно, — иначе не избежать нового вороха вопросов. В-третьих (и это тоже очень важно), ответ должен быть правдивым. Ведь дети доверяют нам. В-четвертых, чтобы дать ребенку хороший ответ, нужно поставить себя на его место. Объясняйте так, чтобы было понятно, используйте реальные или воображаемые примеры.
Незаменимыми помощниками родителей в поиске ответов могут стать детские энциклопедии и книги с картинками, напоминает психолог Оксана Цораева. «Рассматривайте картинки и чаще спрашивайте ребенка о том, что он думает и как считает, — говорит она. — Следите за рассуждениями и направляйте их в нужное русло наводящими вопросами. Вы удивитесь, как быстро и легко совместными усилиями будут найдены ответы».
Еще специалист рекомендует обязательно хвалить ребенка за правильные ответы, которых он не знал, но нашел с помощью рассуждений. «И не важно, что к этому ответу подвели его вы, важно, что малыш со временем поймет, что рассуждая, можно найти ответы и во многом разобраться», — говорит психолог.
И напоследок, пожалуй, будет нелишним добавить еще один, самый сложный для выполнения принцип. Старайтесь отвечать с любовью и терпением — даже после сотого «почему». Да, эти первые вопросы могут быть очень банальными и утомительными. Однако со временем они становятся все более сложными и интересными, все более личными. При этом есть вопросы и ответы на них, которые «записываются в подкорке» и запоминаются на всю жизнь. А значит, детские «почему», помимо всего прочего, еще и отличный шанс с самого начала выстроить родительский авторитет и вложить в детскую голову те представления, которые ближе всего нам самим. А еще — долгие годы оставаться источником информации, которому полностью доверяет ребенок.