background picturebackground picture

«Открытый диалог» о ВИЧ/СПИД: что думают родители

Подростки

26

На онлайн-акции обсудили, как говорить с детьми и подростками о профилактике инфекции, как вести себя с ВИЧ-положительными людьми

Ежегодно 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. К этой дате был приурочен «Открытый диалог с родителями» — просветительская онлайн-акция с участием родителей, педагогов и специалистов, которая прошла на площадке Министерства просвещения РФ.

Отношение к ВИЧ-инфекции: собственный опыт

Павел, отец дочери-подростка, узнал о ВИЧ/СПИД еще при СССР, когда сам был школьником. «В журнале „Здоровье“, который выписывала моя бабушка, ВИЧ карикатурно изображали в виде семиголового чудища, которое хватает в свои лапы тех, кто ведет, скажем так, маргинальный образ жизни, — вспоминает он. — Этот образ дополняли нагоняющие страх комментарии журналистов».

Такой подход, отмечает Павел, привел к стигматизации людей с ВИЧ: «Люди перешептывались, когда узнавали, что в городе появился кто-то „положительный“. Но с течением времени появилось больше достоверной информации, во многом я получил ее благодаря своим родителям: я любил читать, а они вовремя подсовывали мне нужные книжки».

В те годы, вспоминает он, об опасности ВИЧ/СПИД не рассказывали в школах, как это происходит сегодня. «Однако, говоря об опасности, важно не переносить негатив к болезни на отношение к зараженному человеку», — подчеркивает Павел.

Давать достоверную информацию и учить заботиться о себе

Мама двоих детей-студентов — дочери и сына — Ольга рассказала о собственном опыте общения с ними на тему ВИЧ/СПИД. «В нашей семье не было каких-то специальных разговоров на эту тему. Мне кажется, о профилактике ВИЧ нужно говорить постепенно, начиная с самого раннего возраста, когда ты учишь детей элементарным правилам гигиены. Дальше нужно постепенно рассказывать детям, как себя безопасно вести. Например, не трогать найденные шприцы, потому что через кровь могут передаваться инфекции».

Другой пример такого ненавязчивого разговора, который приводит Ольга, — когда они всей семьей ехали на машине и слушали песни The Queen. Потом начали говорить о Фредди Меркьюри (дети не знали его историю), и в частности разговор затронул его борьбу с болезнью и причину смерти.

При этом она отмечает, что каждый раз, когда беседа с детьми начинает касаться темы ВИЧ/СПИД, это вызывает у нее сложности: «Скорее всего, это связано с тем, что со своими родителями мы никогда не обсуждали отношения между полами, поэтому мне не всегда легко найти правильные слова».

«У моих детей в школе не было разговоров на эту тему, хотя я считаю, что это очень помогло бы родителям, — продолжает она. — Кто-то не знает, как начать разговор, кто-то боится навредить ребенку своей излишней открытостью. Однако мне кажется, несмотря на помощь школы, „дирижеры“ в этой истории все-таки родители. Мы лучше чувствуем своего ребенка и понимаем, в какой момент нужно поговорить. Но для этого нужно построить такие взаимоотношения, чтобы ребенок тебе доверял.

Мне лично очень помогают документальные фильмы, которые мы смотрим всей семьей. Например, мы смотрели фильм о несовершеннолетних матерях, о той помощи, которую им оказывают (или не оказывают) семья и окружающие. Это повод поговорить и о контрацепции, и о личных границах, и о ситуациях, когда нужно сказать нет или настоять на своем».

Слова Ольги подтверждает Наталья Васильева — старший методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы. «Уже в дошкольном возрасте можно закладывать основы бережного отношения к себе, гигиены, взаимодействия с окружающими, понятие о границах и возможностях, — считает она. — Далее, в подростковом возрасте, важно предоставлять ребенку актуальную информацию о возможных способах передачи заболевания, о профилактике».

Не менее важно, по мнению Натальи Васильевой, формировать адекватное отношение к людям — носителям ВИЧ. Поэтому к приемам, связанным с созданием негативного образа болезни, надо относиться осторожно. «Я сторонница позитивной профилактики, связанной с формированием безопасных навыков жизни», — говорит она.

Подбирать правильные слова и не бояться показаться некомпетентными

Ольга Кирьянова, директор Благотворительного Фонда «Помощь детям, затронутым эпидемией ВИЧ-инфекции «Дети плюс», также отмечает, что от позиции родителей во многом зависит восприятие ребенком ВИЧ-положительных людей, в том числе сверстников.

Ольга Кирьянова, директор БФ «Дети плюс»

Проблема может быть и в том, что родители сами не очень-то хорошо представляют себе предмет разговора. Ольга Кирьянова рекомендует в случае, если «взрослые» детские вопросы ставят в тупик, честно сказать: «В данный момент я не знаю, как ответить тебе, но разберусь, и мы обсудим это позже». А затем изучить информацию из достоверных источников.

Другие родители не говорят с детьми, потому что боятся излишнего вторжения в личную жизнь ребенка. Однако на другой чаше весов, напоминает Ольга Кирьянова, жизнь подростка или молодого человека. По ее мнению, лучше мягко признать этот факт, но все же поговорить: «Слушай, я понимаю, что сейчас влезаю в неудобную для нас обоих область, но это важно, потому что речь идет о твоей безопасности».

  

Источник:

Открытый диалог с родителями по вопросам профилактики распространения ВИЧ-инфекции, 28 ноября 2020 года

Организаторы акции:

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»

Фонд социально-культурных инициатив

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях