background picturebackground picture

Основные виды речевых нарушений у детей

Особые дети

102

Определить тип нарушения, чтобы выбрать способ коррекции

Специалисты используют разные классификации речевых нарушений в зависимости от того, где они применяются и какие задачи должны решать. Важно понимать, с каким типом нарушения мы имеем дело, чтобы правильно выстроить программу обучения и коррекции.

Нарушения освоения языковой системы

Психолого-педагогическая классификация определяет содержание и условия реализации образовательной программы, которую может осваивать ребенок, имеющий нормальный физический слух и сохранный интеллект, начиная с 4-летнего возраста. Виды речевых нарушений, согласно этому подходу, описываются в соответствии с тем, как ребенок осваивает и использует языковую систему — ее фонетические, лексические и грамматические средства — в устной и письменной речи.

Нарушения освоения языковой системы проявляются по-разному.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) выражается в нарушении произношения (искажения, смешения, замены, отсутствие звука) и восприятия, различения звуков речи.

Фонетическое нарушение (ФН) выражается только в искаженном произношении звуков при сохранном их восприятии и различении.

Общее недоразвитие речи (ОНР) определяется как несформированность всех компонентов языковой системы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Это нарушение проявляется как в собственной речи ребенка, так и в процессе понимания обращенной к нему речи. Оно затрагивает произношение и распознавание звуков, словарный запас, грамматическое оформление высказываний, построение текста.

Три уровня речевого развития

Первый уровень — «лепетная речь», состоящая из звукоподражаний, аморфных слов, звуковых комплексов. Речь непонятна для окружающих, часто заменяется паралингвистическими средствами общения — жестами, мимикой. Понимание ребёнком обращенной речи затруднено.

Второй — начатки общеупотребительной фразовой речи. При этом искажается фонетическое и грамматическое оформление фразы. Ребенком используются слова, обозначающие отдельные предметы, действия и признаки, а также отмечаются попытки словоизменения и словообразования. Однако эти попытки чаще всего неудачные, как и воспроизведение слоговой структуры слов. Нарушено произношение и восприятие звуков речи. Обращенная речь в целом воспринимается недифференцированно.

Третий — элементарная развернутая речь с ошибками использования языковых единиц всех уровней.

Четвертый — остаточные проявления недоразвития речи, затрагивающие отдельные компоненты языковой системы и проявляющиеся, в первую очередь, в сложных формах речевой деятельности.

При задержке психического развития, интеллектуальных нарушениях, снижении слуха может обнаруживаться внешне сходное состояние языковых средств; в этих случаях используется термин «системное недоразвитие речи», позволяющий отграничить характер нарушения.

Психолого-педагогический подход позволяет выстраивать систему обучения детей, имеющих сходные по проявлениям речевые нарушения. Именно такие заключения формулируются логопедом и используются психолого-медико-педагогической комиссией при выработке образовательного маршрута ребенка.

Однако для определения причин и механизмов нарушений речи, для построения индивидуализированных схем коррекционной работы и прогнозирования ее результатов логопедами и врачами используется клинико-педагогическая классификация, согласно которой выделяются нарушения устной речи (ее внешнего или внутреннего, семантико-смыслового, оформления) и письменной речи.

Нарушения внешнего оформления устной речи

Дисфония (афония) — нарушение (отсутствие) голоса, его силы, высоты и тембра, вследствие органических или функциональных причин и может входить в состав других нарушений.

Нарушение темпа речи — брадилалия (патологически замедленный темп) и тахилалия (патологически ускоренный темп речи).

Заикание  — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата; проявляется в искаженном произнесении звуков, их заменах и/или смешении.

Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (врождённые расщелины нёба); проявляется в изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным («гнусавым») вследствие того, что струя воздуха проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи (звукопроизношения, голоса, мелодики речи), обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата; может проявляться в разной степени от полной невозможности воспроизводить звуки речи (анартрия) до отдельных произносительных нарушений (минимальная, «стертая» степень).

Нарушения структурно—семантического оформления высказывания

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка; у ребенка не формируется система языковых средств, нарушены операции программирования высказывания, восприятия и переработки вербализованной информации, страдают мотивационно-побудительные компоненты речевой деятельности; в зависимости от того, какое звено преимущественно нарушено, разграничиваются типы алалии.

Афазия — полная или частная утрата уже сформированной речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга (вследствие черепно-мозговых травм, нейроинфекции, опухолей мозга); констатируется у детей после трех лет.

Нарушения речи могут встречаться как изолированно, так и в комплексе, сочетанно, например: заикание + дизартрия.

Психолого-педагогическая и клинико-педагогическая классификации дополняются друг друга и пересекаются. Например, фонетико-фонематическое недоразвитие может быть обусловлено дислалией, дизартрией. При алалии всегда констатируется общее недоразвитие речи, но оно может быть связано и с дизартрией, и с ринолалией.

Нарушения письменной речи сходным образом рассматриваются в разных классификациях.

1. Дислексия (алексия) — частичное (полное) специфическое нарушение процесса чтения.

2. Дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процесса письма.

Нарушения чтения и письма могут быть следствием недоразвития устной речи или обусловлены другими причинами: недостаточностью неречевых функций, несформированностью регуляторных процессов.

В современной практике могут использоваться и другие классификации, как авторские, так и имеющие нормативно-правовую основу (например, Международный классификатор болезней МКБ-10).

Поделиться в соцсетях