background picturebackground picture

Опять двойка…

Родители

Школьники

146

Плохая отметка: наказание или мир в семье?

Пожалуй, каждый родитель возлагает на своего ребенка большие надежды: что он будет успешно учиться в школе, а по окончании поступит в престижный вуз, затем у него будет солидная должность… Но что делать, если все идет не по вашему плану и ребенок из школы приносит плохие отметки? О том, как себя вести в таких ситуациях, рассказывает преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Маргарита Расторгуева. Она также дает важные рекомендации родителям.

«Отметка» и «оценка»

Важно понимать, что существует серьезное различие между двумя, на первый взгляд, одинаковыми понятиями: «отметка» и «оценка». Как писал Ш.А. Амонашвили в своей статье о сущности отметки и оценки: «Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком; отметка же является результатом этого процесса, этой деятельности (или действия), их условно-формальным отражением».

Иначе говоря, «оценка» является процессом оценивания, а «отметка» представляет собой результат в виде балла — то, что мы привыкли видеть у обучающихся в тетрадях, дневниках и журналах.

В этом контексте очень важна роль отметки как результата этого оценочного действия, так как иногда ей может отводиться лишь промежуточная, вспомогательная, фиксирующая роль, в иных же случаях отметка может являться негативным средством, обратным обучению.

Оценка (или действие оценивания) несет за собой содержательный характер сравнения успехов ученика на разных этапах обучения, и как следствие этого оценивания учитель выявляет тот или иной уровень освоения учеником учебной программы. Выражается такая оценка в обсуждении результатов и возможных трудностей ученика совместно с учителем и — при необходимости — с родителями. Самой важной, на взгляд эксперта, функцией, стоящей за этим действием, является возможность учителя скорректировать процесс обучения конкретного ребенка, основываясь на анализе причин появления тех самых трудностей.

Если наглядно описывать это действие, то можно привести пример: ученик выполнил работу и сдал учителю, после проверки (на правильность выполнения учебного задания) учитель выявляет и анализирует возникшие трудности ученика, после чего ставит балл (отметку) — результат выполненной работы. Однако на этом действие оценивания не завершается, так как после этого учитель подробно разъяснит, что стоит за этим баллом, по каким критериям он выставлен, и сопроводит суждениями. Например: «Молодец, хорошо знаешь тему, отлично освоил алгоритм…» или «Ты отлично справился с первым и третьим заданиями, есть некоторые вопросы к выполнению второго, давай обсуждать».

Иногда такие суждения носят краткий характер, не описывающий сущности оценки, например, просто «молодец» или «классно». В этом случае у ученика возникает непонимание оснований такой оценки. У него возникает вопрос: «Что именно я выполнил классно?» или «В чем именно я молодец?»

Довольно длинное предисловие написано для общего понимания различия понятий «оценка» и «отметка», которое необходимо не только учителю, но и родителям, ведь для них крайне важно поддерживать своего ребенка и помогать ему.

Таким образом, каждый раз, когда мы хотим похвалить или подбодрить своего ребенка, стоит помнить о том, что наши суждения должны быть основательны, даже в делах, не связанных с учебной деятельностью, например, домашних: «Спасибо большое за помощь», «У тебя отлично получилось навести порядок» и т. д.

Как решать проблему с плохими отметками

Что же касается плохих отметок и попыток их «исправить»: главное, что необходимо понимать каждому родителю, — это то, что вы на стороне ребенка, а не отметок, которые стоят у него в тетради.

За каждой плохой отметкой скрывается причина, которую совместно с ребенком важно выявить и разрешить.

Тем самым становится ясным, что плохая отметка не является очевидным показателем затевать ссору с ребенком или наказывать его, ведь такие меры чаще всего могут усугубить ситуацию. Ребенок должен ощущать доверие и чувствовать желание помочь ему со стороны близких взрослых.

Возвращаясь к оцениванию, родителям как раз можно устраивать «мониторинг» уровня знаний и умений совместно с ребенком, подбирать с ним подходящие для этого способы, например, доски достижений, на которых могут быть отмечены ежедневные даже самые незначительные успехи ребенка в той области, где возникают трудности.

Для родителей также крайне важно помнить про то, что не стоит обесценивать трудности, с которыми сталкивается их ребенок в учебной или иной его деятельности, например, сравнивая их со своими «взрослыми» трудностями. Ведь для ребенка каждая проблема представляется серьезным жизненным препятствием, огромной стеной, которая только растет при неразрешенности предыдущих проблем. Родителям стоит стараться быть доверенными близкими взрослыми, создающими безопасные условия для своих детей. Дети не должны защищаться (утаивать отметки, трудности) или бояться опозорить или расстроить родителей.

В оценивании как процессе кроется важный фактор работы с плохими отметками. С помощью данного процесса можно выявить, обсудить и скорректировать средства и способы обучения, понять причины, которые вызывают трудности, и совместно с ребенком найти пути решения.

Причин может быть огромное количество: трудности в освоении предметов, в коммуникации, в мотивации, в «сложных» ситуациях, случающихся с ребенком, и т. д.

Важные рекомендации для родителей

  • Не используйте отметки (баллы) главной линией мотивации ребенка. Такая мотивация зачастую не имеет эффективного характера, не является содержательной в какой-то мере. Например, не стоит за хорошие отметки обещать ребенку купить что-то ценное (дорогое) или также не стоит запугивать ребенка за плохие отметки.
  • Помните, что не стоит резко, особенно негативно, реагировать на отметки, важно понимать основания и обсуждать их с ребенком в положительном и доверительном ключе. Не стоит ругать ребенка за плохие отметки, поскольку это может привести к абсолютно обратному эффекту.
  • При сравнении результатов помните самое главное правило: сравнивать достижения можно только со своими же достижениями. Не стоит сравнивать результаты и достижения своего ребенка с другими учениками («А сын моей подруги…») или даже взрослыми (когда-то бывшими в возрасте ребенка).
  • Очень важно дать понять ребенку, что ошибка — это нормально! Каждый совершает ошибки, так как совершает действия, делает что-нибудь или пробует сделать. Необходимо дать понять ребенку, что вам и ему самому важна не отметка, а именно процесс обучения.
  • Крайне важно, чтобы ребенок понимал, что к его мнению прислушиваются, что родителям важны его отношение к получившемуся результату и его видение причин и решений.

Будьте внимательны к своему ребенку, занимайте понимающую и поддерживающую позицию.

Необходимо, чтобы ваш ребенок понимал, что в любой ситуации он может обратиться за помощью и поддержкой именно к вам и что он получит ее, несмотря на отметки или еще какие-то трудности, что именно вы — безопасное и принимающее место для него, где не навесят клеймо двоечника, а по-настоящему поймут и постараются помочь.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью. 

Поделиться в соцсетях