background picturebackground picture

Одаренные дети

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

202

Рекомендации родителям детей с признаками одаренности

О том, как распознать незаурядные способности своего ребенка, рассказывает Христина Белашева, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института экспериментальной психологии МГППУ. Она делится поведенческими стратегиями для родителей и напоминает о мерах поддержки одаренных детей.

В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина о национальных целях развития России до 2030 года одной из приоритетных целей является возможность для самореализации и развития талантов, которая должна не только позволить сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в системе общего, среднего и высшего образования, но и способствовать прорывным открытиям в науке и различных отраслях экономики, направленных на обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации.

В этой связи актуальность в отношении поиска ответов на вопросы, кто такой одаренный ребенок, чем он отличается от своих сверстников и почему его отличительные особенности не обязательное условие его личностной успешности, как никогда высока.

Одаренный ребенок: какой он?

Известно, что одаренный ребенок чаще всего выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Вместе с тем детский возраст как период интенсивного становления личности и развития когнитивной сферы обладает своими особенностями развития у детей с признаками одаренности.

Одаренный ребенок не всегда нуждается в социальном одобрении его достижений, поскольку ведущим в развитии личности такого ребенка являются психологические механизмы саморазвития и проактивная независимая позиция во всех сферах жизнедеятельности.

Такая своеобразная индивидуальная траектория личностного развития зачастую является следствием дисгармоничного развития одаренного ребенка. Например, на фоне высокой эрудированности и интеллекта выше среднестатистической нормы соответствующего возраста может отмечаться социальная незрелость, выраженная инфантильность или на фоне социальной зрелости и развитой системы мировоззрения — отставание от сверстников в физическом развитии.

Подобные дисгармоничные формы поведения у одаренных детей не являются редкостью, что указывает на высокий уровень уязвимости их незаурядных, выдающихся способностей, требующих особой заботы, учета и создания благоприятных условий для их развития, раскрытия внутренних (скрытых) талантов.

Можно сказать, что природа, наделяя ребенка нетипичными, незаурядными способностями, несвойственными для других детей, может, с одной стороны, способствовать системному развитию всей психики ребенка, делая его успешным во всех сферах деятельности и жизнедеятельности, а с другой — способствовать развитию преимущественно определенных способностей наряду с недоразвитием других.

Учитывая указанные выше признаки гармоничного и дисгармоничного развития детей с признаками одаренности, следует придерживаться принципа совместной деятельности и кооперации, позволяющего преодолеть внутренние противоречия, затрудняющие раскрытие скрытых талантов и незаурядных способностей.

Рекомендации родителям, как распознать незаурядные способности своего ребенка

Как же родителям распознать незаурядные способности своего ребенка и оказать содействие в их раскрытии в случае дисгармоничного развития? Можно выделить в поведении детей с незаурядными способностями ряд признаков, указывающих родителям на их особенность и неповторимость.

  • Высокий уровень выполнения деятельности (одной или нескольких), который соотносится с развитым инструментальным компонентом деятельности, то есть практический склад ума, указывающий на способность проникать глубоко в суть проблемы, несвойственную детскому мышлению.
  • Качественное своеобразие выполнения какой-либо деятельности, связанное с продуцированием и созданием собственных способов выполнения, то есть нетрадиционный, творческий подход является доминирующим, не требующим дополнительной стимуляции со стороны значимых других — родителей, педагогов, воспитателей и др.
  • В стратегии поведения доминирует новаторство как способность выходить за пределы требований выполняемой деятельности.
  • Уход от шаблонного, стереотипного поведения, стремление делать все по-своему на фоне высокого уровня произвольности и саморегуляции.
  • Приобретение и использование новых знаний характеризуется определенной «клейкостью», «вязкостью», указывающей на высокий уровень использования всех операций мышления — от формулирования единичных понятий, фактов к выведению новых закономерностей и умозаключений.
  • Экспертная зрелость по различным проблемам и социальная компетентность, несвойственная развитию личности детей.

Поведенческие стратегии для родителей

В качестве некоторых поведенческих стратегий для родителей, чьи дети отличаются дисгармоничным типом развития на фоне незаурядных способностей, можно выделить следующие.

  • Выстраивание партнерских отношений с ребенком, которые позволят ему поверить в свой потенциал, и необходимость их публичной демонстрации.
  • Создание условий для свободного выбора ребенком стратегии своего поведения во взаимоотношениях с другими (сверстниками, взрослыми, наставниками и др.).
  • Содействие проявлениям творческой активности и продуцированию новых идей через вовлечение в конкурсы, олимпиады, состязания, иные мероприятия, позволяющие ребенку оценить себя и свои ресурсы.
  • Создание противоречивых, парадоксальных ситуаций, активизирующих у ребенка свободу в принятии решения и ответственности за выбор.

Конечно, перечисленные стратегии и признаки не являются исключительными, но вместе с тем могут помочь родителям не погасить личностный и когнитивный потенциал детей с признаками одаренности и тем самым пополнить ресурс талантливой молодежи в России.

Меры поддержки одаренных детей

Считается, что на бо́льшую часть вопросов относительно особенностей развития детей с признаками одаренности ответы были даны в Рабочей концепции одаренности, которая еще в 1998 году явилась квинтэссенцией единой позиции более чем ста ведущих отечественных исследователей и практиков по ключевым проблемам одаренности. Именно в концепции были определены само понятие «одаренность» как системное проявление психики человека, ее виды, подходы и технологии ее идентификации.

Большинство подходов по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей нашли свое развитие в форме создания таких образовательно-воспитательных экосистем, в которых одаренный ребенок имел бы возможность заявить о себе как о носителе выдающихся способностей в различных сферах деятельности человека — от искусства до естественно-научного и технического направлений.

Начиная с 2020 года на государственном информационном ресурсе одаренных детей ежегодно публикуются статистические сведения о количестве детей, принявших участие в конкурсах и занявших призовые места, по направлениям «Наука», «Искусство», «Спорт» в разрезе субъектов Российской Федерации, что отражает беспрецедентную поддержку государства в отношении детей с незаурядными, выдающимися способностями и показывает в динамике рост интереса к таким конкурсам среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет: в 2021 году призеров и участников было порядка 273 тыс. человек, а в 2023 году их количество составило уже 511 тыс. человек.

Подобное отношение государства, в свою очередь, накладывает дополнительную социальную ответственность на всех участников образовательного процесса, в том числе и на родителей детей с признаками одаренности.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях