Семь вопросов психологу
Практически каждая семья, в которой растут дети, сталкивалась с ситуацией, когда ребенок начинает просить завести котенка, собаку, хомячка или другое животное. И особенно ждет исполнения своего желания на день рождения, Новый год или другой праздник. Ребенок постоянно ищет контакт с животными на улице и из-за своей доверчивости порой становится жертвой нападения бродячих собак. Об общении детей с животными и их поведении в чрезвычайной ситуации наша беседа с Никитой Кочетковым, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ.
В каком возрасте лучше заводить животное?
Животное можно заводить в любом возрасте, удостоверившись, что у ребенка нет на него аллергии. Если человек с детства будет расти с животными, это не обязательно приведет его в будущем к любви к ним и уж тем более к любви к людям. Но может научить принятию мира природы (чтобы она не рассматривалась как пространство между городами), что является залогом развития гармоничной личности, личности, способной к саморазвитию.
Каких животных лучше заводить?
Одним из существенных плюсов взаимодействия ребенка с животным является то, что ребенок учится ответственности за других, что достигается путем самостоятельного ухода за выбранным питомцем. Исходя из этого, лучше всего заводить животное, с которым ребенок может непосредственно взаимодействовать, — это кошки, собаки, грызуны (крысы, мыши, хомячки, морские свинки). Такие питомцы просты в уходе, дают себя погладить и в большинстве случаев снисходительно относятся к детским шалостям.
Дети и экзотические животные
Экзотических животных в условиях города можно назвать явлением не совсем адекватным вне зависимости от других факторов. Как правило, речь идет о тех видах фауны, которые являются не совсем одомашненными и/или «неместными» (то есть им вряд ли будет комфортно в условиях, которые может создать среднестатистический человек). Таких животных заводят для демонстрации достатка или из-за сильной увлеченности, фанатизма, что чуждо для ребенка. Вместе с таким питомцем он будет лишен всех тех положительных для развития моментов, которые есть при общении с «обычными» животными.
Безопасное поведение детей с домашними животными: чему родители должны обучить детей перед тем, как завести животное
Первый опыт взаимодействия с животным должен быть вместе со взрослым. До этого момента желательно вместе почитать или посмотреть информацию о нем. При уходе за животным что-то можно делать вместе, а в каких-то случаях необходимо делить обязанности. Нужно рассказать ребенку, что животное тоже чувствует, что ему может быть больно: для того чтобы случайно не навредить питомцу. Маленький ребенок не обладает такой эмпатией, как взрослый, и то, что для нас может показаться ужасным, для ребенка всего-навсего будет экспериментированием с окружающим миром.
Встреча на улице с животными — с хозяевами или без
Важно не пугать ребенка угрозами, исходящими от животных, а объяснить, что не со всеми животными можно контактировать. Так, например, если в большинстве случаев самая большая «угроза», исходящая от уличной кошки, — это заражение глистами, то встреча с бездомной собакой может закончиться куда более неприятно. Поэтому если вы встречаете на улице животное, то можно рассказать о нем: где оно живет, чем питается, а если ребенок хочет с ним познакомиться, то сначала убедитесь в его безопасности и будьте постоянно рядом, а при малейших сомнениях сразу уводите ребенка в сторону. Если же речь идет о контакте с собакой (или любым другим животным), которую выгуливает хозяин, то, безусловно, следует спросить у него, можно ли ее погладить, не опасна ли она. В случае отказа можно объяснить ребенку его причину: что животные очень похожи на людей, и далеко не всегда нам нравится, когда нас гладят незнакомые нам люди, и, чтобы удовлетворить детское любопытство, рассказать об этом животном.
Профилактика нападения бродячих собак на детей: чему надо обучить ребенка
Единственным способом профилактики нападения собак на детей является избегание мест, где они живут. К счастью, эти места довольно стабильны и часто бывают известны жителям. Что надо сделать, если вы увидели бродячих собак? Необходимо уведомить органы местного самоуправления, чтобы этих животных поместили в приют. Можно проследить, чтобы проблема решалась гуманным способом, а не наиболее дешевым и выгодным администрации. Что точно не надо делать? Не следует подкармливать собак, поскольку это не решит проблему, но приведет к увеличению их количества. Это те животные, которые защищают свою территорию, своих детей и свою еду. Соответственно, если вы знаете, где живут собаки, не нарушайте их границы, так как это будет воспринято как посягательство на них.
Как себя вести, если произошло нападение собаки на ребенка
Самое главное и одновременно сложное — предотвратить страх, так как поведение, диктуемое им, сделает еще хуже. Если человек побежит от собаки, то вряд ли эта гонка увенчается победой человека, но при этом точно повлечет за собой погоню, поскольку это диктует инстинкт, заложенный в хищника. Не следует провоцировать агрессию — замахиваться на животных и пугать. Лучше всего, не поворачиваясь спиной и не смотря в глаза, медленно уходить с их территории. Если же человек оказался на земле, то надо максимально закрыть голову и шею и «отдать» собакам то, во что они вцепились — одежду, сумку. Другое дело, что научить ребенка этим правилам крайне сложно: самоконтроль в этом возрасте еще не идеален. Поэтому, если в месте вашего проживания есть угроза нападения собак, лучше максимально обезопасить своих близких — побеспокоиться о средствах безопасности, провожать и встречать ребенка, снабдить его «тревожной кнопкой».