background picturebackground picture

О жизни в ситуации неопределенности с малышом на руках

Родители

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

Особые дети

211

Заботимся о ребенке и о себе

В трудных жизненных обстоятельствах, в ситуации нестабильности и непредсказуемости человек находится в состоянии стресса. Такие психологические переживания взрослого быстро и напрямую передаются детям, которые причину волнений могут и не осознавать. Как уберечь себя и ребенка от воздействия стрессовых факторов? На вопрос отвечает педагог-психолог службы «СемьЯ» ГБУДО Нижегородской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Татьяна Кудряшова.

Вместе легче

Основы благополучной (в психологическом плане) жизни закладываются в раннем детстве, когда между ребенком и его близким взрослым должна сформироваться надежная привязанность. Основоположник теории привязанности Джон Боулби считал, что путь, пройденный каждым развивающимся индивидом, на котором он или она сможет справляться с жизненными стрессами, в значительной степени зависит от модели привязанности, развитой в ранние годы.

Глубинная память сохраняет образы и образцы поведения с близкими людьми, которые на протяжении всей жизни повторяются в различных ситуациях взаимодействия с окружающими. Заботливые отношения выступают в роли фундамента успешной человеческой адаптации.

Иными словами, снизить уровень тревожности у ребенка помогут сформированные доверительные детско-родительские отношения.

И наоборот, если привязанность нарушается, состояние ребенка может ухудшиться, и отношения между ним и родителями пострадают.

Анализ ситуации

Когда возникают проблемы, прежде всего необходимо установить причины нарушения отношений в детско-родительской паре. Они могут заключаться в следующем.

  • Отсутствие поддержки и наличие стресса у молодой мамы (папы).
  • Наличие у родителей собственного тяжелого опыта (психологические трудности, конфликтные ситуации в собственном детстве). Состояние депрессии.
  • Необычные реакции ребенка (ребенок с особыми потребностями, недоношенный ребенок, ребенок с трудным характером).
  • Недостаток знаний о воспитательном процессе у родителей, воспитательная неуверенность.
  • Стереотипное воспитание, сопровождающееся насилием (крики, угрозы, пренебрежение, шлепки и т. п.).

После определения причин проблем в семейных отношениях важно правильно найти пути решения. Выходом из ситуации станет повышение уровня родительской компетентности и/или обращение за помощью к специалистам.

Наладить общение

Разумеется, установление надежной привязанности между родителем и малышом — долгий процесс, и начинать его необходимо с самых первых дней жизни ребенка. В этом помогут принципы раннего диалога.

Совместный фокус внимания и контакт глаз

Этот принцип нужно применять с самых первых моментов общения между матерью и ребенком. Крайне важно установить контакт глаз и следить за взглядом малыша. Учитесь наблюдать за ребенком, отмечать положительные изменения в развитии. По возможности ведите дневник.

Развитие эмоционального интеллекта

При контакте с ребенком будьте благорасположены и позитивно настроены. Малыш очень точно считывает все чувства, которые испытывает близкий взрослый. Научите ребенка проживать и переживать базовые эмоции — гнев, страх, горе, радость. Негативные эмоции нельзя запрещать, с ними нужно уметь справляться. С этой целью можно использовать стихи.

Поглядите, сегодня я злой,

И никто не играет со мной.

Я ногами топчу, кулаками стучу,

Потому что сегодня я злой.

* * *

Страшно очень. Что случилось?

Так со мною в первый раз.

Сердце так заколотилось,

Словно выпрыгнет сейчас!

* * *

Грусть-тоска меня съедает,

На душе ненастье.

Вдох глубокий помогает (делаем вдох)

Пережить несчастье.

Поддержание свободной игры

Основной вид деятельности ребенка — игра. Родителям важно научиться подстраиваться под своего малыша и следовать за его инициативой в игре. Инструкции от взрослого могут поступать, но они должны быть краткими и ненавязчивыми.

Соблюдение диалоговой очередности

Важно вести разговор с ребенком о том, что его занимает, и давать возможность высказаться. Общаясь с особыми детьми, можно использовать метод одного слова, то есть отвечать на высказывания ребенка таким же количеством слов, какое употребил он: малыш произнес одно слово, и взрослый в ответ сказал тоже только одно слово.

Похвала и одобрение

Поощрение — важный фактор в побуждении ребенка к действию и воплощению его стремлений. Не нужно ограничивать себя в желании похвалить малыша и часто использовать обнимашки, потягушеньки, пальчиковые игры, поглаживания и любые другие тактильные контакты.

Наставничество и обогащение детского опыта

Почаще делитесь с ребенком своими знаниями и умениями. Подкрепляйте свои рассказы зрительными образами, так как в дошкольном возрасте у детей хорошо развито наглядно-действенное мышление.

Придание смысла впечатлениям

Обсуждайте с ребенком все происходящее и в его, и в вашей жизни. Совместное переживание эмоций и впечатлений обогатит жизненный опыт ребенка и укрепит ваши с ним отношения.

Обучение самоконтролю

Научите ребенка правилам жизни в обществе. Это поможет ему легче адаптироваться к нахождению в социуме.

Забота о себе

Все усилия по снижению тревоги у ребенка могут сойти на нет, если родители, прежде всего мама, не позаботятся о себе. Что можно предпринять?

В заботе о себе важны все факторы. Мама должна хорошо питаться, находиться в уютной и теплой атмосфере, иметь возможность отдыхать и уделять время себе (уход за телом и лицом, желание поплакать, просто посидеть, заняться хобби).

Техники снятия напряжения

Дыхание по квадрату

Дыхательные упражнения очень хорошо помогают справляться со стрессом. На 1-2-3-4 — глубокий вдох, затем на 1-2-3-4 — выдох. Повторить несколько раз.

Работа с образом

Мама должна представить: «Если бы меня сейчас рисовал художник, он бы изобразил меня… (такой-то и такой-то)».

Остров безопасности

Хорошие и теплые воспоминания помогают отключиться от насущного. Например: «Когда я был на море, я…».

Три красивых вещи

В эту игру можно играть с ребенком. Нужно осмотреться вокруг и назвать три красивых вещи, или три приятных запаха, или три громких звука и т. д.

Разговор с частями тела

Необходимо мысленно или письменно обратиться к частям своего тела. Например: «Головушка моя, что же ты так болишь? Что я могу для тебя сделать?»

Рисунок нужного предмета

В эту игру лучше играть вдвоем. С ее помощью можно разрешить некоторые проблемные ситуации. Например, вы можете нарисовать зайчика, которому страшно и которому нужна помощь, а ребенок тогда пусть нарисует домик, в котором зайчик может спрятаться.

Куда обращаться за помощью

Если в семье возникают какие-то проблемы, сначала можно попытаться самостоятельно разобраться в ситуации. Например, воспользоваться следующими тестами:

  • RCDI — русифицированная шкала оценки психического развития детей от 1 до 3 лет;
  • M-CHAT — модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей с особенностями развития;
  • ПРД — шкала депрессии для мамы.

В случае когда требуется профессиональная помощь, всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.

На сегодняшний день каждая семья с ребенком может получить бесплатную психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь по вопросам развития, воспитания и образования детей в возрасте от 0 до 18 лет. Для этого достаточно обратиться в Службу помощи на портале Растимдетей.рф или по телефону горячей линии: 8-800-444-22-32.

Поделиться в соцсетях