Задача родителей — выработать правильную стратегию
О том, как слепая девочка с остаточным форменным (предметным) зрением постепенно приобретала все умения и навыки для полноценной самостоятельной жизни, рассказывает, делясь личным и профессиональным опытом, тифлопедагог, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики РАО в 2006–2016 гг. кандидат педагогических наук Венера Денискина.
Прежде всего родителям нужно принять тот факт, что у их ребенка есть серьезные проблемы со зрением. Особенно если это не временная слепота, а постоянная. Обычно с такими недугами рождаются или теряют способность видеть в результате тяжелой болезни или особенностей развития вскоре после рождения. Как правило, зрячим взрослым бывает очень трудно воспитывать такого малыша, но необходимо преодолеть сложную ситуацию и выбрать правильное направление. На что стоит обратить внимание?
Гиперопека
Многие родители и в былые времена, и теперь, воспитывая детей-инвалидов, опекают их так, что практически живут за них, лишая детей всякой самостоятельности, программируя пожизненную зависимость от окружающих. «Но моя мама твердо решила, что сделает все, чтобы я смогла жить самостоятельно, — говорит Венера Денискина. — В те годы, приняв для себя главное решение, мама старалась учить меня всему, что умеют делать мои сверстники, и прежде всего мои сестра и брат».
Хорошо, если у незрячего ребенка будут свои обязанности по дому. Когда человек делает что-либо для кого-то или за кого-то, он учится для себя, а поскольку все незрячие любыми практическими действиями овладевают дольше, чем зрячие, то частые «тренировки» по выполнению домашних обязанностей принесут много пользы. Кроме того, у ребенка появится мысль о том, что при своей инвалидности он не является обузой для близких и может выполнять почти любую работу.
Например, помощь при сервировке стола познакомит ребенка со столовой посудой и научит счету (сколько и каких приборов не хватает). А обучение приготовлению пищи с подробным рассказом поможет приобрести навык на будущее, ведь незрячий малыш не может просто повторять за взрослым, потому что не видит примера.
Нет времени!
Родители часто сетуют на то, что у них нет времени на занятия со слепым ребенком. Любая бытовая ситуация может стать обучающей, если суметь ребенка заинтересовать. По мнению Венеры Денискиной, «время есть всегда, потому что от родителей требуются не специальные занятия, а организация активного участия ребенка в жизни семьи. Например, моя мама всегда, когда это было возможно, брала меня с собой и по пути изучала со мной различные маршруты, опираясь на остаток моего зрения и другие анализаторы, обращая мое внимание на характерные для улицы звуки, цвет окружающих объектов, постоянно уточняя, что именно я вижу, и объясняя мне, что означает увиденное». Главное в этом процессе — сформировать у ребенка уверенность в том, что он может многое делать самостоятельно и быть полезным для других членов семьи.
Для обучения и воспитания не обязательна система специальных занятий, на которые у родителей может не хватать и времени, и знаний. Достаточно просто включать ребенка во все виды домашних хлопот.
Интернат — это не «ссылка»
Многие считают, что интернат для незрячих детей выглядит как предательство по отношению к ребенку. Но это совсем не так. Пребывание в интернате обогащает жизненным опытом. Там ребенок живет с другими детьми, с которыми вместе учится, а на выходные он возвращается домой, в семью. Часто незрячие старшие дети учат младших разным жизненным навыкам лучше любых педагогов.
Всем нужны друзья
«Часто родители (иногда и тифлопедагоги) не понимают, что слепым детям трудно самим познакомиться со зрячими сверстниками и сблизиться с ними, — рассказывает Венера Денискина. — Именно поэтому первые мои встречи с подругой проходили при маме. Она умела быть рядом незаметной и вовремя помочь».
«Рука в руку»
Так называется тифлопедагогический прием, используя который, зрячий взрослый становится сзади ребенка, своими руками берет его руки и осторожно дотрагивается ими до изучаемого предмета, водя по нему руками. По словам Венеры Денискиной, «для незрячего человека, а особенно ребенка, обследование — очень важная составляющая познания». При этом важно любое обследование сопровождать пояснениями.
Лучше, если такое обучение будет происходить как можно чаще, для чего необходимо не прятать слепого ребенка от окружающих, а брать его по возможности с собой, куда бы родители ни отправлялись. «Я уверена, что многие родители ловят себя на том, что стеснялись, а может быть, до сих пор стесняются брать своего незрячего ребенка с собой в магазины, на прогулку, даже в гости к родственникам, — продолжает разговор Венера Денискина. — Одни прямо скрывают его от посторонних глаз, другие считают: „Зачем тащить с собой, если он все равно ничего не увидит, а неудобства принесет?“»
Описанное воспитание может причинить вред. При первом же столкновении с коллективом (например, в школе) ребенок, живший до этого в изоляции, подвергнется серьезному стрессу с непредсказуемыми для его психики последствиями.
Похвала за дело
Хвалить ребенка стоит только за то, что у него действительно хорошо получается.
Это очень важно! Ведь многие родители захваливают своих незрячих детей, приписывая им те качества или навыки, которыми дети вовсе не обладают. В этом случае у ребенка формируется представление о том, что он все умеет. Сравнить себя со зрячими ему трудно, а во многих случаях и невозможно.
«Я плохо вижу»
Имеет смысл с детства приучать незрячего ребенка принимать свой недуг и сообщать о нем окружающим. Людям вокруг не всегда понятно, что кто-то рядом плохо видит или вообще не видит то, что они зрительно воспринимают с легкостью.
«Спасибо, дорогая моя мамочка, что научила стремиться к самостоятельному решению проблем, научила принимать и ценить себя такой, какая есть, научила без надрыва, а часто и с юмором говорить о проблемах со зрением!»
Венера Денискина
Не требовать, а объяснять
Важно научить ребенка не устраивать истерики для получения желаемого, а пытаться обосновать свои намерения. Требование аргументировать просьбы воспитывает у любого ребенка навык без истерик выстраивать отношения и добиваться намеченной цели. Это умение очень помогает инвалидам во взрослой жизни выставлять на передний план не свои ограничения по здоровью (а именно этим в воспитании незрячих грешат многие родители), а свои профессиональные умения.
Не только теория, но и практика
Именно в практической деятельности незрячий ребенок познает окружающий мир, приобретает тот необходимый чувственный опыт, который лежит в основе успешной социализации и успешного обучения.
Из статьи Венеры Денискиной:
В своих лекциях я часто привожу пример, как, будучи младшим научным сотрудником НИИ дефектологии АПН СССР, решала задачу со слепыми первоклассниками.
По условию задачи зайчики рвали морковь на грядке. Не буду останавливаться на грамотности текста самой задачи, а остановлюсь на главном — недостатке чувственного опыта детей. Выслушав условие задачи, дети призадумались, а один мальчик постучал кулачком по столу со словами: «Задача про глупости!» Решила выяснить причину такой реакции:
— Ты зайца видел когда-нибудь?
— Да. У меня есть мягкая игрушка — зайка.
То есть не то чтобы зайца живого или хотя бы кролика, но даже их чучел ему никто не показывал.
— А что такое грядка, ты знаешь?
— Нет. Никогда не слышал этого слова.
— А морковку ты видел?
— Да. Я ее очень люблю! Она сладкая, со сметаной.
Этот ребенок, видимо, получал морковь только в тертом виде в готовом блюде.
— А слово «рвать» тебе знакомо? — продолжаю я допытываться.
— Да. Однажды я отравился и меня долго рвало.
А вот теперь, дорогие родители и коллеги, представьте, как мог этот ребенок понять задачу, если, по его представлениям, мягкую игрушку — зайку тошнило на какой-то неведомой грядке от того, что он съел вкусное для мальчика блюдо. А узнать-то надо было, сколько морковок росло на грядке. Так что трудности при решении задачи у мальчика возникли из-за пробелов в чувственном опыте.
На равных
Особое внимание родителям стоит уделить теме взаимоотношений в семье между детьми. Как считает Венера Денискина, «одна из главных ошибок многих родителей, которые имеют и здоровых детей, и детей-инвалидов, состоит в том, что они (родители) не формируют между ними искренней привязанности и настоящей дружбы. Напротив, из здоровых детей часто воспитывают слуг для своего незрячего ребенка. О какой любви и привязанности может идти речь между слугой и господином? Наша мама целенаправленно занималась формированием между нами по-настоящему теплых родственных отношений. В детстве она учила нас делиться вкусненьким, уступать просьбам, делать друг для друга добрые дела и получать от этого удовольствие».
Родители должны проявлять терпение и не упускать из-под своего контроля воспитание между детьми любви, взаимопонимания и взаимопомощи. При этом незрячий ребенок не должен считать, что нормально видящие братья и сестры ему пожизненно обязаны во всем уступать и помогать. Отношения должны быть равными. Каждый проявляет свою заботу друг о друге в меру своих сил и возможностей.
«Родители — первые воспитатели ребенка независимо от того, зрячий он или слепой. Слишком многое закладывается в семье, и рассчитывать родителям на волшебных педагогов — непростительное заблуждение!»
Венера Денискина