Подключайте моторную и зрительную память
Нередко задание выучить стихотворение становится настоящим испытанием и для самого ребенка, и для родителей. Запоминать стихи наизусть будет проще, если подключить к слуховой памяти моторную и зрительную, а также театрализацию текста, советует Мария Пукач — учитель-дефектолог, логопед, педагог ресурсного центра поддержки семей «Академия Со-единение».
Визуальные и двигательные опоры
Чтобы разучить стихотворение быстрее, полезно использовать визуальные опоры. В этой роли могут выступить иллюстрация или игрушки. «Звуковой материал — это то, что быстро исчезает: ребенку что-то сказали, и у него уже вылетело из головы, — объясняет Мария Пукач. — Но если мы используем визуальное подкрепление, если во время разучивания стихотворения одновременно разыгрываем его с помощью игрушек или смотрим тематическую картинку (например, иллюстрацию в книге), то в рабочей памяти ребенка появляются внешние опоры, которые способствуют запоминанию материала».
Помимо визуальной опоры, рассказывает она, есть также второй вариант — двигательная опора. Дело в том, что моторная кора в мозге расположена очень близко к речевой коре. А значит, если мы хотим что-либо запомнить, нужно связать это с движением. Самый простой пример — те же «Ладушки», которые знакомы всем детям (да и взрослые их помнят из детства именно благодаря характерным движениям).
Если в стихотворении есть кусочки, которые можно показать в движении, — делайте это! Например, если в стихах летит самолет, это довольно просто показать, разведя руки в стороны. В этом случае мы даем мозгу дополнительную опору, облегчая ему запоминание текста.
Все, что было воспринято на слух, «пришло и ушло», а нужно, чтобы что-то осталось либо в моторной памяти через движение, либо в визуальной (зрительной). Только на слуховую память надеяться не стоит — лучше добавлять к ней дополнительные опоры.
В фольклорных играх — тех же самых «Ладушках» или «Козликах» — звуковая составляющая естественным образом сочетается с движением. Это простые движения, которые легко повторить детям. Они как раз и включают в себя компонент соединения моторики и текста.
Как подготовить ребенка к восприятию стихов
Постарайтесь как можно раньше начать приучать малыша к ритмически организованной речи. И здесь опять на помощь приходит фольклор: всевозможные потешки, скороговорки, стишки и песенки отлично подходят для этой цели. Когда родители с колыбели читают младенцу потешки и поют песни, те запоминаются сами собой, и память ребенка тренируется естественным образом. К тому же рифмованные строки становятся для него чем-то понятным и привычным. Чаще пойте малышу, читайте стихи и включайте ему детские песни. Весьма вероятно, что вскоре он сам начнет подпевать и повторять стихи — даже до того, как научится читать.
Детские четверостишия, подходящие для заучивания среди первых: «Идет бычок, качается», «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол», «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю», «Гуси-гуси, га-га-га», «Я люблю свою лошадку», «Мишка косолапый по лесу идет».
Чаще рифмуйте слова в быту, даже если это будут совсем примитивные и смешные рифмы. Например, «Маша утром ела кашу», «Если сядешь на горшочек, дам тебе конфет мешочек», «Сварим мы сейчас картошку, всех накормим, даже кошку». Используйте их, общаясь с малышом, придумывайте рифмы на ходу.
Прежде чем разучивать стихотворение, сами прочитайте его ребенку с выражением, с нужной интонацией. Вместе рассмотрите иллюстрации в книжке, поинтересуйтесь, что было непонятно, поясните значение новых слов и выражений. Обсудите, о чем или о ком это стихотворение, что мы чувствуем, когда его читаем (весело нам или мы огорчены, чего-то ждем, удивляемся или нам кого-то жаль, спокойно или тревожно). Такой подход хорошо подготовит малыша к правильному восприятию поэтических текстов.
Нарисуйте или инсценируйте стихотворение (собственно, это и есть визуализация/театрализация). Предложите малышу изобразить то, о чем вы с ним прочитали. Также можно попробовать сделать несколько зарисовок (своего рода план стихотворения) и по этим картинкам его запоминать. Такая игра в художников-иллюстраторов подключает зрительную память. Не только читайте, но и показывайте каждую строчку.
Превратите заучивание в игру. Вы произносите строчку из стихотворения и бросаете малышу мячик, он ее повторяет и кидает мячик вам обратно. Когда стишок запомнится, можно бросать мяч на каждое слово, но в этом случае ребенку нужно не повторять за вами, а произносить следующее слово из стихотворения. Например, для «Идет бычок, качается» это будет выглядеть так: вы говорите: «Идет», бросаете ребенку мяч, он говорит: «Бычок» — и перекидывает мяч обратно. Играя, малыш и сам не заметит, как выучит стихотворение.
Подбирая стихи, учитывайте темперамент ребенка. Для энергичных, активных детей подойдут бодрые, веселые и ритмичные строчки, а для спокойных — размеренные и плавные.
Играйте в игры, расширяющие словарный запас. Например, «Ассоциации». Вы называете слово и предлагаете ребенку подобрать 5 слов, которые сразу приходят ему на ум в связи с ними. Другая игра — «Что пропало?». Поставьте перед ребенком несколько игрушек, затем попросите его отвернуться, одну спрячьте. Пусть малыш скажет, какой игрушки не хватает. Выбирайте такие игры, которые подходят ребенку по возрасту.
Ребенок выучил стихотворение, но быстро его забыл? Постарайтесь сохранить интерес малыша к нему. Читайте стишок от лица различных сказочных или мультяшных персонажей. У каждого из них свои особенности, характер и манера поведения — а значит, и речи.
Беседовал Игорь Александров
Фото: Pexels, Pixabay