Когнитивная регуляция начинается с регуляции тела
Трудно поверить, но всем известные игры в классики и в десяточки — не просто развлечение, а еще и идеальный способ развития двигательных навыков, координации движений, самоконтроля и познавательных функций. О том, в каких еще детских играх используется нейропсихологический метод, рассказывает детский психолог, арт-терапевт, логопед Галина Шевцова.
Удержание в памяти моторной программы плюс когнитивная инструкция, которую нужно выполнить на слух, очень хорошо развивают саморегуляцию и самоконтроль. Для каждого ребенка необходимо подбирать те игры, которые необходимы ему в данный момент.
Хлопки в ладоши
Это одна из игр со словом «стоп». Они подразумевают некую паузу, остановку и связаны с развитием умения ждать.
Взрослый говорит: «Хлопай в ладоши. Когда я скажу: „Стоп!“, ты должен остановиться». Можно в этот момент руки развести или, наоборот, сомкнуть. Важно, чтобы ребенок выполнял инструкцию.
Сначала мы озвучиваем правила. Если ребенок хорошо справляется, не нарушает правила и четко выполняет инструкцию, игру можно усложнить и начать ребенка путать. Например, говорить «стол» вместо «стоп». При неправильном слове он должен продолжать действие (хлопать, идти и т. д.).
Именно в этот момент как раз происходит регуляция и контроль. На первый взгляд, эта игра очень простая, но в действительности она может вызывать затруднения у детей дошкольного возраста, особенно если у ребенка есть трудности с поведением. В данную игру можно играть не только с одним ребенком, но и с группой детей. В этом случае она потребует от игроков еще большей сосредоточенности, так как в коллективе много разных отвлекающих факторов.
Самый сложный уровень данной игры — во время действия или движения читать стихотворение или петь песню. При произнесении взрослым слова «стоп» ребенок должен остановиться, а затем продолжить говорить или петь с того места, где речевой поток был прерван. То есть во время паузы ему необходимо удерживать в памяти слова и/или мелодию. Выбирать для данной игры необходимо хорошо известные ребенку стихи или песни.
Игра со стульчиками
Стулья расположены в ряд или в круг. Количество стульев — на один меньше, чем игроков. Пока музыка играет, дети бегают, как только останавливается — каждый должен сесть на стул. Кому не хватило стула, тот выбывает из игры.
Регулятор громкости
Взрослый говорит ребенку: «У меня есть регулятор громкости. Когда я держу руку вверху, ты говоришь громко, когда внизу — тихо». Ребенок видит зрительную инструкцию и регулирует с ее помощью свои действия. Данная игра очень подходит для детей с СДВГ.
День — Ночь
Если ведущий дает команду: «День!», игроки бегают. Как только он скажет: «Ночь!», все должны остановиться.
Рыбка
Взрослый держит перед собой горизонтально согнутую в локте левую руку. Под рукой — море, над рукой — небо. Правая рука — рыбка. Взрослый говорит ребенку: «Когда рыбка плывет в море, ты хлопаешь, если она выпрыгивает из воды, ты должен остановиться и перестать хлопать». Игра развивает самоконтроль, внимательность и контактность («Смотрю на ведущего и понимаю, что от меня требуется»).
Светофор
Для игры понадобятся 3 квадрата из фетра или цветной бумаги зеленого, красного и желтого цветов. Игра проводится за столом. Когда взрослый показывает зеленый квадрат, ребенок должен хлопать по столу ладонями, желтый — стучать по столу кулаками, красный — хлопать в ладоши. Можно менять темп.
Чайничек — крышечка
Текст игры:
Чайничек, крышечка (показываем руками чайник и крышку).
Крышечка, пимпочка (показываем крышечку и пимпочку).
Пимпочка, дырочка (показываем пимпочку и дырочку).
Дырочка, пар идет (показываем пальцем, как через дырочку выходит пар).
Читать текст необходимо в прямом и обратном порядке.
Далее нужно убирать из речи по одному слову, то есть не произносить его, но руками показывать. В конце игры нужно будет молча показывать руками весь текст.
Черный, белый не бери, «да» и «нет» не говори
Взрослый задает ребенку вопросы, на которые нельзя отвечать с помощью слов «черный», «белый», «да» и «нет». У ребенка замена этих слов происходит как раз через регуляцию познавательной функции. В эту игру можно играть в пути, на прогулке.
Игры за столом
Выкладываем перед ребенком на столе 4 фетровых квадрата синего, желтого, красного и зеленого цвета. Спрашиваем его, какой рукой он будет выполнять задание. Другую руку он должен убрать под стол. Взрослый говорит (делая паузу после каждой команды): «Постучи кулаком по синему! Постучи по желтому! Постучи по зеленому! Погладь красный!» Как правило, по инерции на последней команде ребенок стучит по красному.
Далее усложняем задачу, подбирая похожие по звучанию, но разные по смыслу задания: «Переверни желтый! Помни́ красный!» и т. д. Далее дается сразу двойная команда: «Постучи по синему, потом постучи по красному!» Обычно в этот момент ребенок достает из-под стола вторую руку. За этим нужно следить. Смысл в том, чтобы ребенок учился сдерживаться.
Моторные ряды
Для игры понадобятся разноцветные пластиковые жетоны. Ребенку предлагают выложить ряд из жетонов, чередуя цвета.
Затем поочередно каждой рукой ребенок «проходит» ряд, располагая напротив желтого жетона ладонь, напротив зеленого — кулак.
Разные хлопки
Нужно поочередно делать хлопки над головой и перед собой. Далее делать хлопки и называть после нижнего хлопка насекомое.
Классики
Необычайно полезны в плане развития не только двигательных, но и психических функций давно известные игры в классики и в десяточки. Классики теперь не обязательно рисовать мелом на асфальте, их можно купить уже в готовом виде и использовать даже дома. А при игре со скакалкой можно не только прыгать, но и называть при этом животных, насекомых, овощи, фрукты и т. д.
Сколько шагов?
Идя по улице, нужно выбрать объект — дерево, лавочку, качели и т. п. Необходимо остановиться заранее и спросить у ребенка: «Как ты думаешь, сколько до дерева шагов?» В этой игре отрабатывается целеполагание. Ребенок предполагает, выполняет задание, сравнивает полученный результат со своим предположением.
Можно усложнить задание: выполнять шаг, затем хлопок и называть, например, предмет мебели. Таким нейропсихологическим способом с помощью движений можно отрабатывать все темы, которые должны быть в лексиконе дошкольника.
Сделай наоборот
Взрослый говорит: «Я поднимаю руки, ты должен опустить. Я поднимаю правую руку, ты — левую» и т. д.
* * *
Вебинар Галины Шевцовой можно посмотреть по ссылке.